Папки-передвижки

Проект рабочей программы по музыке для детей дошкольного возраста

Людмила Беззубова
Проект рабочей программы по музыке для детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №42»

Рабочая программа

Музыкального руководителя

Образовательная область «Музыка» в контексте ФГОС

для детей дошкольного возраста (1-7 лет)

на 2017 - 2018 учебный год

Составитель:

Музыкальный руководитель

Публикация «Проект рабочей программы по музыке для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Первой квалификационной категории

Л. И. Беззубова

город Арзамас 2017 год

Содержание

Пояснительная записка

1. Раздел. Содержание психолого-педагогической образовательной работы по освоению детьми образовательной области «Музыка»

Реализация образовательной области «Музыка»

Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности

2. Раздел. 1 младшая группа (Ранний возраст)

2.1. Характеристика возрастных возможностей детей 3 лет.

2.2. Музыкальное развитие.

2.3. Репертуар (1,5 – 3л.)

2.4. Календарно – тематическое планирование (приложение 1)

2.5. Показатели развития

2.6. Рекомендации родителям к использованию программы в условиях семьи.

3. Раздел. 2 младшая группа 3.1. Характеристика возрастных возможностей детей 3 – 4 лет (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах).

3.2. Музыкальное развитие детей 3-4 лет (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах)

3.3. Репертуар 3-4 лет (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах).

3.4. Календарно-тематическое планирование младшая группа (приложение 2)

3.5. Показатели развития (слушанание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах….

3.6 Ориентиры развития….

4. Раздел. Средняя группа 4.1. Характеристика возрастных возможностей детей 4-5 лет.

4.2. Возрастные особенности развития ребенка 4-5 лет музыкальной деятельности.

4.3. Содержание психолого-педагогической работы с детьми 4-5 лет.

4.4. Календарно-тематическое планирование средняя группа (приложение 3)

4.5. Требования к уровню подготовки воспитанников

К концу учебного года дети могут

5. Раздел. Старшая группа 40 5.1. Характеристика возрастных возможностей 5-6 лет. 40

5.2. Возрастные особенности развития ребенка 5-6 лет музыкальной деятельности. 41

5.3. Содержание психолого-педагогической работы с детьми 5-6 лет 42

5.4. Календарно-тематическое планирование старшая группа (приложение 4) 46

5.5. Требования к уровню подготовки воспитанников К концу учебного года дети могут 46

6. Раздел. Подготовительная группа 47 6.1. Характеристика возрастных возможностей детей 6-7 лет. 47

6.2. Возрастные особенности развития ребенка 6-7 лет музыкальной деятельности 48

6.3. Содержание психолого-педагогической работы с детьми 6-7 лет 50

6.4. Календарно-перспективное планирование подготовительная группа (приложение 5) 53

6.5. Требования к уровню подготовки воспитанников 53 К концу учебного года дети могут

7. Раздел. Контроль реализации программы. 54

Диагностика музыкального развития детей 54

Перспективный план работы с педагогическим коллективом по музыкальному воспитанию детей 3

Перспективный лан работы с родителями дошкольников по музыкальному воспитанию детей 3

Литература 57

Приложения 3

Приложение № 6 3

Приложение № 7 3

Примерные конспекты занятий 3

Дидактический материал 3

Дыхательная гимнастика. 3

Консультации для педагогов 3

Консультации для родителей 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Музыка - самое яркое, эмоциональное, а потому и очень действенное средство воздействия на детей. Она обладает удивительной силой, и поэтому является одним из самых сильных средств развития внутреннего мира ребёнка.

Специфика музыкального воспитания состоит в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия, прежде всего, чувства ребёнка, обогащает их, способствует развитию эмоциональной отзывчивости. Занятия музыкой расширяют кругозор детей, активизируют познавательные процессы, развивают образное мышление, творческое воображение. Но без музыки невозможно и полноценное умственное развитие ребёнка. Она способна пробудить энергию мышления даже у самых инертных детей. Разносторонне развитой, цельной можно назвать такую личность, у которой одинаково развитыэмоциональные и интеллектуальные реакции. «Гармония ума и сердца – вот конечная цель воспитания современного человека» – отмечал Д. Б. Кабалевский. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Он находит в музыке отзвуки того, что пережил, прочувствовал. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир человека.

То, что писал Л. С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства, наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует и технологизация жизни, в которой участвует ребёнок.

А так хотелось бы, чтобы дети жили в мире красоты, музыки, сказки, фантазии. Создать такие условия в детском саду, которые смогут обеспечить гармоничное развитие, обеспечить эмоциональный комфорт, формирование начал личности и развитие музыкальности каждого ребёнка – вот основное направление работы по данной программе.

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад №42 (далее МБДОУ №42).

Программа разработана в соответствии :

1. Законом РФ от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании» (далее закон РФ - «Об образовании»);

2. Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 гг. ;

3. Федеральным государственным образовательным стандартом (приказ от 17 октября 2013 № 1155) дошкольного образования;

4. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями на 4 апреля 2014 года)

5. Основной образовательной программой МБДОУ №42

Рабочая программа по музыкальному образованию дошкольников является модифицированной и составлена на основе:

Основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО, а так же

Программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «КАМЕРТОН» (Костина Э. П)

ЦЕЛЬ:

Разностороннее и полноценное музыкальное образование (развитие, воспитание и обучение) детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с их возрастными особенностями и возможностями.

Задачи:

- развитие общей музыкальности и эмоциональной отзывчивости на музыку;

- развитие музыкальной памяти и мышления;

- развитие музыкально-сенсорных способностей;

- развитие певческой деятельности;

- развитие движений под музыку;

- приобщение к элементарному музицированию;

- вовлечение в игровые действия под музыку;

- приобщение к различным видам музыкального творчества – песенного, танцевального, инструментального.

Отличительные особенности программы

1. В основу содержания программы положены ведущие дидактические принципы, актуальные для современного дошкольного образования :

- принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам музыкальной деятельности, их органическую взаимосвязь;

- принцип деятельностного подхода, предусматривающий признание ведущей роли обучения детей музыкальной деятельности в воспитании их нравственной сферы, развития способностей (музыкальных, художественных, интеллектуальных, физических);

- принцип культуросообразности, заключающийся в освоении красоты различных направлений музыкального искусства – народного, классического и современного;

- принцип последовательности;

- принцип тематизма;

- принцип системности;

- принцип развивающего обучения;

- принцип гуманизации.

2. Программа представлена в виде семи ступеней музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. На одной ступени представлены все виды детской музыкальной деятельности : слушание музыки, детская исполнительская деятельность (пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах)

3. Ядром программы являются задачи овладения ребёнком всеми видами детской музыкальной деятельности, поскольку доказано, что только в процессе овладения деятельностью у ребёнка развиваются его способности, нравственно-эмоциональная сфера, познавательные процессы и личностные новообразования, т. е. осуществляется полноценное развитие личности ребёнка.

4. Главное – ребёнок должен сам желать овладеть музыкальной деятельностью, а педагогу необходимо помочь ему в этом. Поэтому сущностью задач является пробуждение творческой активности детей, стимулирование желания самостоятельно включаться в музыкально-творческую деятельность.

5. Особенностью программы является интеграция задач обучения, воспитания и развития детей одной ступени по всем видам музыкальной деятельности.

6. Доминирующее место в программе отведено восприятию музыки. Задачи восприятия представлены через призму развития основной музыкальной способности – музыкальной отзывчивости на музыку. Впервые задачи развития музыкального восприятия заняли своё место в структуре детских видов исполнительской деятельности.

7. Задачи седьмой ступени предусматривают усложнение любой задачи четвёртой ступени.

8. Репертуар программы подобран из музыкальных произведений народной, авторской классической и современной музыки. Большое количество произведений рассчитано на реализацию права выбора для педагога.

ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Программа соответствует современным требованиям к образовательной программе. В ней учтены и представлены все ее необходимые составляющие:

— она имеет развивающий характер, ориентирована на логическое системное развитие музыкальности каждого ребенка и его музыкальной культуры в процессе овладения им музыкальной детской деятельностью;

— заложена возможность развивающей коррекционной работы

с детьми; по каждому виду детской музыкальной деятельности,

на каждой ступени овладения программой приведены показатели

развития ребенка, позволяющие педагогу на ранних этапах освоения ребенком музыкальной деятельности определить его отставание

и оказать ему развивающую коррекционную помощь;

— учтен оздоровительный компонент; содержание программы сориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка. Кроме того, в программе учтен и здоровьесберегающий фактор: в задачах по обучению детей учитывается охрана голоса ребенка, а при освоении детьми движений под музыку педагог учитывает группу их здоровья.

Модель педагогического процесса для реализации программы

Наиболее продуктивной в настоящее время является личностно ориентированная модель музыкально-педагогического процесса, в которой предусматривается индивидуальный подход к каждому ребёнку, субъектные партнёрские взаимодействия детей и педагогов, реализуемые на фоне благоприятного психологического климата и эмоционального комфорта каждого ребёнка.

На протяжении всего занятия взрослые (музыкальный руководитель и воспитатель) поддерживают интерес детей к занятию.

В процессе субъектного взаимодействия взрослые постоянно ставят детей в позицию экспериментатора, задают им много вопросов, побуждают их постоянно мыслить и искать ответ на поставленный вопрос. Педагогу важно выполнять золотое правило при проведении занятий музыкой – не только дать детям новое содержание (из мира людей, природы рукотворного мира, но и формировать у них опыт ценностных ориентаций.

Для реализации программы предусматривается ненасильственный подход к процессу подготовки и проведения праздников. Программа даёт возможность педагогу вносить некоторые изменения в педагогический процесс ДОУ.

Программа может успешно реализовываться лишь взрослыми, любящими детей и заинтересованными в их музыкальном образовании. Она должна быть ими осознана и принята на профессиональном уровне.

К программе прилагаются : технология образовательного процесса, учебно-тематический план музыкальных занятий и хрестоматии с нотными приложениями, диагностический инструментарий (диагностика оценки музыкального развития).

Психолого-педагогическое сопровождение

Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).

Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждо­го ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития.

Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных ви­дах деятельности.

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Защита детей от всех форм физического и психического насилия.

Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Публикации по теме:

Дидактические игры по музыке для детей среднего дошкольного возраста Дидактические игры для детей среднего возраста Ребенок участник активного познания мира. С раннего возраста проявляется его любознательность,.

Фрагмент рабочей программы «Город мастеров» Пояснительная записка Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона,.

Фрагмент рабочей программы воспитателя ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Конспект НОД с использованием интерактивной программы E-Beam на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с использованием интерактивной программы E-BeamТема: «Транспорт» Форма организации: подгрупповая.

Проект программы организации игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста «Игры нашего двора» Проект программы организации игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста "Игры нашего двора" г. Ярославль, МДОУ "Детский сад".

Программа активизации интереса детей дошкольного возраста к музыке и музыкальной культуре Путь в королевство музыки “Рассматриваю музыку не как искусство забавлять слух, но и как одно из величайших средств трогать душу и возбуждать.

Сценарий концертной программы к Дню Победы «Благодарим, солдаты, вас» для детей старшего дошкольного возраста В зале сидят ветераны. Под песню «Победа, Победа», участники концерта (дети с воспитателями) заходят в зал маршируют по кругу, останавливаются.

Сценарий познавательно-игровой программы «Птицы-наши друзья!» для детей среднего дошкольного возраста Сценарий познавательно – игровой программы «Птицы – наши друзья!» для детей среднего дошкольного возраста. Цель: Закрепление и обобщение.

Сценарий познавательно-игровой программы «Птицы-наши друзья!» для детей старшего дошкольного возраста Сценарий познавательно – игровой программы «Птицы – наши друзья!» для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Закрепление.

Статья о музыкальном развитии детей дошкольного возраста «Музыке звучать с детства!» Ланягина А. В. Статья о музыкальном развитии детей дошкольного возраста "Музыке звучать с детства!" Авторы: Ланягина Анастасия Владимировна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект рабочей программы по музыке для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 30 октября 2017 в 09:57
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД