Папки-передвижки

Конспект НОД «Колокола Романово — Борисоглебска» в рамках проекта «Романово-Борисоглебск — золотая частица Ярославского края»

Валентина Ступина
Конспект НОД «Колокола Романово — Борисоглебска» в рамках проекта «Романово-Борисоглебск — золотая частица Ярославского края»

Комплексное занятие

Тема НОД «Колокола Романово - Борисоглебска».

Занятие для разновозрастной группы 4-7 лет.

Цель:

Знакомство с колоколами Романово – Борисоглебска, со старинной технологией их изготовления на заводе братьев Шуваловых. Лепка колокола из пластилина.

Задачи:

Образовательные:

- приобщать к истории русской культуры.

- Познакомить:

с легендой возникновения колоколов;

Публикация «Конспект НОД „Колокола Романово — Борисоглебска“ в рамках проекта „Романово-Борисоглебск — золотая частица Ярославского края“» размещена в разделах

с различными колоколами, колокольчиками, их использованием в древности и в настоящее время;

с технологией производства колоколов на заводе братьев Шуваловых;

- обогащать словарный запас детей старинными словами, учить использовать их при реализации проекта;

- развивать монологическую и диалогическую речь;

- формировать умение лепить колокола, украшать их, используя разные виды материалов;

Развивающие:

Продолжать развивать:

- речь;

- познавательные процессы мышления;

- память и внимание;

- творческие способности;

- мелкую моторику;

- умение ориентироваться в пространстве;

- развивать познавательный интерес к истории колоколов на малой Родине;

- развивать эмоционально-эстетические чувства.

Воспитательные:

- воспитывать чувство уважения к литейщикам, сохраняющим традиции колоколитейного производства;

- воспитывать умение слушать товарищей, дополнять их ответы;

- формировать интерес родителей к художественному творчеству детей;

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально коммуникативное», «Художественно – эстетическое», «Физическое развитие».

Условия проведения: Занятие проводится в групповой комнате, в первой половине дня.

Предварительная работа:

Проведен предварительный опрос родителей и детей по теме занятия.

Просмотрена презентация «Колокольчики», рассмотрены колокольчики изготовленные родителями с детьми дома, различные колокольчики имеющиеся в детском саду.

Словарная работа. Ознакомление с новыми терминами: стержень, болван, окрутка, доска-шаблон, фальшколокол, кожух, литейная яма.

Оборудование: ноутбук, колонки, колокольчики разных видов, в том числе изготовленные руками детей с родителями, различные виды изобразительных средств (карандаши, акварельные краски, гуашь, пастель.)

Организационно-мотивационный момент

Воспитатель предлагает встать в круг, взяться за руки. Произносится традиционное приветствие.

Педагог:

Собрались мы с вами в круг.

Я - твой друг, и ты - мой друг!

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

- Молодцы! Улыбнулись и подарили друг другу хорошее настроение!

У меня в руках волшебный мешочек, у вас есть предположения, что в нем может быть?

Дети высказывают свои предположения. Затем педагог предлагает

детям на ощупь подтвердить свои догадки. Потрогав предмет, они определяют, что лежит в мешочке и называют его. (колокольчик)

Педагог достает колокольчик и предлагает детям позвенеть. Вам нравится звон колокольчика? О колоколах сложилось много легенд. Колокол в древней Руси имел большое значение. Нигде в мире не было так много звонниц, как на Руси. Колокольные звоны очень красивы и многогранны. Колокольный звон сопровождал всю жизнь православного человека — с колокольным звоном рождался ребенок, совершались таинства крещения, венчания, отпевания.

Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник.

Говорят, что под колокольней не живут крысы. Как вы думаете почему?

(Предложить детям подумать и высказать свое мнение).

С незапамятных времен крестьяне вешали на шею домашним животным звенящие предметы, чтобы стада коров или овец не заблудились, гуляя по лесам и лугам. Такие предметы назывались “ботала”, и свою задачу они выполняли исправно - отгоняли от стада хищных зверей

Колокольный звон лечит. Повесьте дома маленький валдайский колокольчик и, когда вас что-то расстроит – немного позвоните в него, не зря же наши предки верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу.

При победе над врагом радостным звоном встречали победителей. За мелодичность и богатство музыкальной гаммы народ ласково называл благозвучные колокольные звоны малиновыми, красными. Колокол воспринимали как живой организм, сравнивая с человеком, давали имена – «Лебедь», «Медведь», «Красный», «Царь-колокол». У него, как и у человека, есть голова, язык, туловище, губа, плечо.

Колокольчики бывают разного размера. Большие колокола и маленькие колокольчики, как наш. Как вы думаете, где используются колокола?

Ответы детей.

П. А вы знаете где делают колокола?

Ответы детей.

П. Вы хотите узнать историю Ярославских колоколов?

Ответы детей.

П. Ярославская область - край, некогда славный колокольными традициями. Здесь 200 лет существовал знаменитый завод, принадлежавший купеческой династии Оловянишниковых. В XVIII веке работала колокололитейная мастерская Мартыновых, от которой осталось в Ярославле несколько прекрасных колоколов. Известен был и завод Чарышниковых, перебравшийся в середине XIX века в Кострому. XX В столетии были уничтожены все колокольные ансамбли, в том числе уникальные тяжелые и сверхтяжелые Ярославские колокола, сожжен до основания колокололитейный завод Оловянишниковых.

Но в конце века, в 90-е годы, начинается возрождение литья колоколов на Ярославской земле : в Тутаеве начинает работать мастерская братьев Шуваловых, позже взявшая название "Италмас". Главным организатором и бессменным руководителем производства является Н. А. Шувалов. По благословению отца Николая Лихоманова, настоятеля собора Воскресения Христова города Тутаева, с этого же года начал заниматься литьем колоколов по старинной технологии. Образцом послужили старые колокола Ярославского литья, сохранившиеся на колокольне Воскресенского собора.

Подобная технология дает возможность изготавливать отдельные колокола и полные наборы любого веса и звучания в пределах от 1 до 700 пудов!

В августе 1999 года во время международного фестиваля хоровой и колокольной музыки "Преображение" под руководством Николая Шувалова и силами его коллектива литейщиков была произведена принародная отливка колокола весом 10 пудов (160 кг, посвященного 2000-летию христианства.

На сегодняшний день Тутаевские колокола звонят на колокольнях многих приходских и соборных храмов Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Костромы, Суздаля, Брянска, Сочи, Краснодарского края, Украины, Казахстана.

Леночка Титова с родителями побывали на колокольном заводе братьев Шуваловых и она покажет нам фотографии как делают колокола.

Дети вместе с воспитателем просматривают материал подготовленный семьей Титовых.

1. Фундамент с нагревателем для просушки формы.

2 Изготовление болвана, или стержня (внутренней части формы) из глиняных кирпичей.

3. Открутка внутренней формы колокола с помощью доски-шаблона.

4. Открутка внешней формы колокола с помощью доски-шаблона.

5. Так называемые «фальшивые колокола» - точные модели будущих бронзовых колоколов.

6. Фальшколокола изготавливаются из глины и песка

7. Фальшколокол с украшениями и надписями из воска

8. Готовый фальшколокол с украшениями и надписями обмазывается тонкими слоями жирной глины

9. Форма обмазывается толстым слоем глины, который стягивается металлическими прутьями с крючками наверху, служащими для подъема верхней части колокола — кожуха. Кожух поднимают, фальшивый колокол уничтожается.

10. ставят на прежнее место, и между болваном и кожухом получается пустое пространство для заливки металлом

11. Теперь все готово к отливке.

12 Для отливки больших колоколов форму устанавливают в литейную яму и засыпают землей.

13 Печь для отливки колоколов.

14. Колокол остывает несколько дней, затем его вынимают из ямы.

15. Языки

16 Готовые колокола.

П. Хотите поиграть с колокольчиками?

Посмотрите какие у меня колокольчики есть и выберите понравившийся для игры. (Фото в приложении)

Я предлагаю поиграть в русскую народную игру

«Жмурки с колокольчиком»

Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование: колокольчик, повязки.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком. Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него; тот же старается уйти (но не убежать) от водящего и при этом звонит.

Фото. приложение к проекту\игра жмурки\жмурки1.JPG

П. Понравилась вам игра?

Отгадайте загадку:

«Из земли взяли, на огне грели,

Опять в землю положили:

А как вынули – стали бить,

Чтобы мог он говорить.»

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что это?

Дети: (ответы детей)

Хотите послушать как звучат колокола?

А как вы думаете, дети, могут колокола звонить сами?

Дети: ( предполагаемые ответы: нет, должен звонить человек)

П. Человека называют звонарь, а слово «колокол» означает - зов, шум. Хотите узнать историю появления колокола?

Ответы детей.

П. Давным-давно у нас на Руси не было ни радио, ни телевизора, ни телефона, но случались разные беды: пожары, войны и было необходимо созвать народ, поэтому начинали бить в деревянные или металлические доски колотушками. Этот инструмент называли «било», с ним ходил священник и созывал людей в церковь. Затем придумали «клепало» - металлическая доска или дуга, которую вешали на столбе и били колотушкой.

П. Колокола появились более 1000 лет назад. Существует легенда, что священнику приснился сон, где он видел ангелов с цветами колокольчиков, цветы звенели от ветра. Проснувшись, священник приказал сделать такой цветок из металла и использовать его в церкви во время богослужения. С тех пор колокола отливают металлические, но есть и серебряные и позолоченные и даже глиняные.

Отгадайте загадку:

«Нет головы, есть уши, нет рта, а есть язык».

Дети: (дают предполагаемые отгадки) .

П: Это колокол. У него, как у человека, есть уши, язык, тело.

П: Посмотрите, ребята, вот тело – это сам колокол, пояс – это самое широкое место, его край. Есть уши, за которые подвешивают колокол, язык – металлическая палка с верёвкой, за которую звонарь раскачивает язык, ударяя о пояс и получается звон.

П: Я предлагаю послушать различные виды колокольных звонов

Благовест – праздничный звон, рассказывает о доброй вести.

Набат – звон тревоги и беды

Малиновый звон – оповещает о радости.

П. А вы помните историю возникновения нашей, Борисоглебской, церкви иконы Смоленской Божьей Матери?

Ответы детей.

П. На колокольне нашей церкви тоже есть старинный колокол. Вот что мне удалось узнать о истории нашего колокола : «2 февраля 2014 г. в храме Смоленской иконы Божией Матери села Борисоглеб бригадой Виктора Овчинникова был повешен колокол.

Настоятель храма иерей Максим Викленко рассказывает: «Колокол этот – древний, благовест, весом 500 пудов. Сохранился он на колокольне потому, что в коммунистические времена его использовали для предупреждения о пожарах. Четыре года назад произошло обрушение каменной крыши колокольни. Вместе с перекрытиями упал и колокол. Слава Богу, падение с большой высоты не повредило колокол и на воскресную службу созывали прихожан звуки благовеста!».

П. Дети, хотите узнать историю самого большого колокола?

История создания Царь-колокола начинается с приказа об его изготовлении, который был издан императрицей Анной Иоанновной. По приказу императрицы, изготовить новый нужно было из материала старого колокола, но при этом увеличить его вес на 20%, доведя до 10000 пудов!

Никто из мастеров колокольных дел не решался браться за такую работу. Колокол Григорьева был достаточно сложен, а изготовление нового, казалось, затеей неосуществимой. Было даже отправлено предложение во Францию к механику королевского дворца, на что тот ответил отказом, приняв все за шутку. Фельдмаршал Миних, на котором лежала ответственность за поиск мастера, уже совсем отчаялся, когда русский умелец Иван Моторин дал свое согласие. Работы проводили в Москве на Пушечном дворе (теперь здесь знаменитый «Детский мир»). Прямо в земле была вырыта опалубка для формы колокола, так как данный вес изделия не смог бы выдержать никакой другой способ. На подготовку ушло почти полтора года. Неожиданностью для всех стала смерть Ивана Моторина в 1735 году. Завершить начатое дело пришлось его сыну Михаилу. Днем, когда был отлит Царь-колокол, принято считать 25 ноября 1735 года. Вес его составляет почти 200 тонн! Размеры (диаметр и высота) увеличились каждый на 6 метров. Сплав состоит из чистого серебра (525 кг, золота (75 кг, меди (85%) и олова (13%). Заготовке, полученной в результате отливки, была необходима доработка. Нужно было убрать лишний слой и при помощи чеканки осуществить украшение всех элементов. На проведение этих работ также ушло довольно много времени.

Все то время, пока над Царь-колоколом работали декораторы, он находился в яме. На нем появились барельефы Иоанна Предтечи, апостола Петра, Христа, Богоматери и Святой Анны. Четко вырисовывались фигуры Анны Ивановны и царя Алексея Михайловича (отца Петра I). Но история создания Царь-колокола складывалась довольно не гладко. Во время крупного пожара в Москве (20 мая 1737 года) загорелась возведенная вокруг почти завершенного Царь-колокола деревянная постройка. Потушить огонь быстро не удалось, а из-за горящих падающих бревен колокол нагрелся. Боясь, что поверхностный слой может частично расплавиться, и при этом пострадает оригинальный декор, было принято решение охладить колокол. Фатальной ошибкой стало то, что его начали поливать водой. В связи с таким резким перепадом в температуре, на колоколе образовались значительные трещины, и отвалился кусок, вес которого составил 11,5 тонн. Дважды пытаясь восстановить Царь-колокол, наконец, отказались от этой затеи, решив, что после спайки «голос» колокола не будет таким, который требовался. Царь-колокол в 1836 году становится своеобразным памятником, установленным на постаменте в Кремле в Москве. Эта известная достопримечательность находится там и сегодня.

П: Над приготовлением колоколов трудится много мастеров: художники, литейщики, резчики. Хотите стать мастерами? Я вам предлагаю сделать свой колокол и поместить его на выставку или подарить своим родным людям.

Перед работой предлагаю пальчиковую гимнастику.

Физкультминутка «Колокольчики»

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики-цветы

Очень вежливы, а ты?

(Е. Серова) Наклоны кистей вправо-влево.

Наклоны кистей вниз-вверх.

Круговые движения кистями в одну сторону.

Круговые движения кистями в другую сторону.

На слово «ты» — хлопок в ладоши.

Лепка колокольчиков из пластилина.

П. Смотрите как правильно изготовить колокольчик :

-раскатываю кусочек пластилина в шар – круговыми движениями ладоней;

- потом надеваю шар на большой палец левой руки и делаю углубление;

- расширяю углубление так, чтобы стенки колокольчика получились одинаковой толщины;

- поворачиваю форму пальцами, будто мой колокольчик пошел в пляс;

- чтобы наш колокольчик можно было повесить, я сделаю ушко с дырочкой, прищипну пальчиками, и проколю палочкой. В отверстие нужно вдеть ленточку или веревочку.

- А теперь вы попробуйте слепить свои колокольчики с ушками-подвесками.

Дети лепят колокольчики вместе с родителями.

- Украсьте свои колокольчики. Можно нарисовать узор зубочисткой, стекой, подписать дату, кто изготовил.

приложение к проекту\лепка колокольчика\№1.JPG

Первый этап – раскатывание шара из пластилина.

Второй этап - расширяют углубление так, чтобы стенки колокольчика получились одинаковой толщины;

Вот и готовы наши колокольчики, их надо украсить орнаментом.

Во время работы звучит музыка «Одинокий пастух» Г. Земфира.

Заключительный этап.

Какие вы ребята молодцы, какие замечательные колокольчики у вас получились, совсем нет одинаковых!

- Сегодня вы познакомились со старинной русской музыкой - колокольными звонами, услышали голоса разных колоколов - больших и маленьких.

Предлагаю вам, ребята, подарить ваши замечательные колокольчики вместе с добрыми пожеланиями своим родителям, бабушкам и дедушкам

- Желаю вам, чтобы для вас и для наших родных всегда звучал колокольный перезвон “благовест”, т. е. звон который рассказывает о доброй вести.

Послушайте стихотворение о колоколах города Романова.

Колокольни Романова

Над Волгою, рекой неузкой,

Красуются с высоких круч

Шесть колоколен, граций русских,

Касаясь маковками туч.

Плывут над Волгой звоны дальше, шире,

Когда колокола заговорят,

О вечности, о благе и о мире

Колокола Романова звонят.

Дети, наступило время отгадать загадки:

Стоит бык на горах о семи головах, рёбра стучат, бока горят.

Сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу.

На каменной горке воют волки.

Язык есть, речей нет, вести подает.

Послушайте пословицы о колоколах :

Болтай, болтай - не далеко Валдай

бездушен колокол, а благовестит во славу Господню

дан попу колокол, хоть звони, хоть об угол колоти

звони поп в колокола, чтобы попадья не спала

колокол в церковь людей зовет, а сам никогда не бывает

поп за колокол, а мы за ковш

чужой человек в доме колокол.

Стоит бык на горах о семи головах, рёбра стучат, бока горят.

Сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу.

На каменной горке воют волки.

Рыкнул вол на семь сёл.

Язык есть, речей нет, вести подает.

Образовательная деятельность в режимных моментах.

Детям предложено познакомиться со стихами о колоколах, понравившиеся из них выучить. (Стихи о колоколах). Предложить детям послушать стихи нашего воспитателя Тарасенко Татьяны Ивановны (стихи Тарасенко о Тутаеве)

В свободной игровой деятельности предложила детям изготовить колокольчики из глины и других материалов. Вот что у нас получилось:

Этот колокольчик изготовили из игрушечного фужерчика и бросового материала.

приложение к проекту\ колокольчики бросового материала\из фужерчика. JPG

приложение к проекту\ колокольчики бросового материала\№1.JPG

Колокольчики из глины.

приложение к проекту\ колокольчики из глины\№1.JPG

Сначала мы слепили колокольчики из глины и оставили сохнуть.

На следующий день колокольчики покрасили белой краской

Вот и готовы наши колокольчики.

Все колокольчики которые изготовили мы украсили на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Колокольчик изготовленный семьей Леночки Титовой. (Фото колокольчик семьи Титовых).

Эти новогодние колокольчики семьи Вовочки и Егора Хабаровых.

приложение к проекту\ колокольчик хабаровых\ колокола хабаровы. JPG

приложение к проекту\ колокольчики из бересты

Колокольчики изготовлены из бересты совместно с работниками Борисоглебского Д/К.

Малыши тоже изготовили свои колокольчики

приложение к проекту\ колокольчики малышей\DSC04644.JPG.

Вот сколько колокольчиков мы изготовили :

приложение к проекту\общее фото\общее с колокольчиками. JPG

Очень красивые колокольчики у вас получились.

Фото украшенные колокольчики

Приложение.

Романовские колокола производства братьев Шуваловых.

Старинный Романовский колокол. Колокола изготовленные учениками нашей школы.

Колокольчики из разных материалов.

Информационные ресурсы.

1. Колокольный завод братьев Шуваловых

https://www.mybells.ru/statyi.php3?st=italmas

2. Колокола. Интернет-журнал о колоколах и звонах

Подробнее: https://www.kolokola.com/archives/2719

3. Конспекты занятия по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников «Колокольная история»

«Колокола России» тематическое занятие для старших дошкольников.

Занятие по музыке «Колокольный звон».

Литература.

1. Л. Яхнин «Фарфоровые колокола».Издательство «Эксмо»2013.

2. Журнал «Дошкольная педагогика», сентябрь 2012г.

3. «Колокольные звоны России», сборник составил В. С. Мартышин, М. Россия 2006г.

4. Е. Рувинская «Прогулки с бабушкой».Н. Новгород, издательство

«Кварц»2011

4. «Колокола России» тематическое занятие для старших дошкольников.

Занятие по музыке «Колокольный звон».

Занятие в подготовительной группе «О чем поют колокола». (с презентацией – нажать по картинке правой клавишей - объект презентация- показать) 1.04.

5. Рассказ Е. Осетров «Иван Великий»

6.

7. Источник: https://klassikpoez.boom.ru/poslovicy.htm Пословицы, поговорки и загадки о колоколах

https://ru.wiktionary.org/wiki/РєРѕР» РѕРєРѕР»

8. Источник: my-journal-omsk.livejournal.com.C :\Users\User\Desktop\проект Ярославия\ колокол борисоглеб\2feb.htm

История Ярославских колоколов

наш сайт www.italmas.com

9. История создания Царь-Колокола

Источник: my-journal-omsk.livejournal.com

10. Легенда о Царь -колокол

https://travellan.ru/articles/tsar-kolokol/

11. Фото Ступиной В. А.

Публикации по теме:

Фотоотчёт НОД в разновозрастной группе «Знакомство с Республикой Саха, Якутия» в рамках проекта «Посткроссинг на МAAM»Фотоотчёт НОД в разновозрастной группе «Знакомство с Республикой Саха, Якутия» в рамках проекта «Посткроссинг на МAAM» Здравствуйте Уважаемые коллеги и друзья,совсем недавно я со своими "Зайчатами " присоединилась к замечательному проекту «Посткроссинг на.

Конспект НОД в рамках проекта по патриотическому воспитанию «Герб города Саратова» в средней группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18» Проект на тему: «Герб города Саратова Авторы проекта.

НОД «Сердце матери» в рамках проекта «Лучше мамы нет на свете!» МБДОУ «Детский сад №17 комбинированного вида» 188340, Ленинградская область, Гатчинский район, Деревня Большие Тайцы, улица Санаторская,.

Конспект НОД в старшей группе «Школа пожарных» в рамках проекта «Человеку друг огонь — только зря его не тронь» Детский сад №70 "Дружба",город Владимир Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Школа пожарных».

Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе «Страна восходящего солнца» в рамках проекта «Вокруг света»Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе «Страна восходящего солнца» в рамках проекта «Вокруг света» Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе «Страна восходящего солнца» в рамках проекта «Вокруг света» Воспитатель Ульянова Анна.

Конспект НОД по ФМП в подготовительной группе в рамках проекта «Готовим руку к письму» Конспект НОД по ФМП в подготовительной группе. Тема: «Линия». В рамках проекта «Готовим руку к письму» Интеграция: познание, социализация,.

Конспект НОД в старшей группе с использованием ИКТ «Челябинск +Подольск =дружба» в рамках проекта «Посткроссинг на МAAM»Конспект НОД в старшей группе с использованием ИКТ «Челябинск +Подольск =дружба» в рамках проекта «Посткроссинг на МAAM» Цель: расширение представлений детей о родной стране, ее географии Задачи: образовательные: - уточнить знание названия своего города;.

Презентация «Отчет о реализации проекта «Колокола» Цель проекта: Воспитание на социокультурном опыте. Задачи. 1. Архитектура. Дать понятия об архитектуре, как искусстве. Познакомить со старинными.

Мероприятие «Празднование дня города Борисоглебска»Мероприятие «Празднование дня города Борисоглебска» Празднование Дня города Борисоглебска. День города отмечается 15 мая. 2018 года. Борисоглебск - центр Борисоглебского района Воронежской.

Конспект урока-проекта во 2 классе «Праздничный торт ко Дню рождения Пермского края» Урок-проект во 2 классе. Тема: Проект «Праздничный торт» Цель: Украшение праздничного торта ко дню рождения Пермского края. Задачи: Рассмотреть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Колокола Романово — Борисоглебска» в рамках проекта «Романово-Борисоглебск — золотая частица Ярославского края»
Опубликовано: 10 августа 2018 в 23:41
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД