Папки-передвижки

Проект «Русская матрешка» для детей среднего дошкольного возраста

Эльвира Ширшенкова
Проект «Русская матрешка» для детей среднего дошкольного возраста

ПРОЕКТ

«Русская матрешка»

для детей среднего дошкольного возраста

Паспорт проекта «Русская матрёшка».

Тип проекта : познавательно – творческий

Вид проекта : групповой.

Продолжительность проекта : краткосрочный с ноября по декабрь,

Возраст : 4-5 лет

Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность проблемы:

Публикация «Проект „Русская матрешка“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Воспитание духовно – нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры наиболее лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой.

Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира.

Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси, о мастерах - изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России.

Ознакомление детей с русской народной игрушкой "матрешкой" невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки. Именно скудные знания об этой русской красавице подвигло нас на углубленное изучении и тесное с ней знакомство.

Проблема: У детей недостаточно сформированы знания о истории возникновения и появления матрешки на Руси, об особенностях росписи русской матрешки («Семеновская», «Загорская», «Полхов - Майданская», «Вятская» и др.). Дети не знают, что матрешка является одним из главных символов народной культуры России. Мало знают об изготовлении матрешки, народных умельцах и художниках, расписывающих народную игрушку. В изобразительной деятельности плохо отражают роспись, элементы узоров матрешки.

Цель проекта : Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства – русской матрёшкой.

Задачи проектной деятельности :

1. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.

2. Научить украшать матрёшку, используя разные техники: гуашь, пластилинография, аппликация, папье - маше.

3. Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, народному творчеству, творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки.

4. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России.

5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Материально-техническое оборудование для совместной и самостоятельной детской деятельности:

Сюжетно – ролевые игры: ««Магазин «Сувениры», «Ярмарка».

Уголки: Уголок ряжения (платочки, фартуки, ленты и др., кукольный уголок (куклы, одежда и наряды для кукол);

Дидактические игры: «Разложи и собери матрёшек по росту», «Подбери узор для матрёшки», «Отгадай роспись матрешки», «Хоровод матрешек».

Наглядные пособия: деревянные куклы - матрешки, матрешки способом папье – маше, матрешки из гипса, альбом «Матрешки», «Русская роспись», алгоритм «Нарисуй матрешку», мультимедийная презентация «Русская матрешка», иллюстрации «Расписные матрешки», лэпбук «Русская матрешка» и др.

Материал для продуктивной и изодеятельности: бумага и альбомы для рисования, картон, цветная бумага, фольга, клей, ножницы, салфетки, доски для лепки, пластилин, карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, раскраски, разрезные матрешки,

Материал для музыкальной деятельности: презентация «Русская матрешка»

Художественная литература, пословицы, поговорки, загадки о матрешке : В. Берестов «Матрешкины потешки», С. Маршак «Восемь кукол деревянных…», Сказки о матрешках

Выносной материал и игрушки для игр: куклы, коляски, посуда, мячи, скакалки, ведра, лопатки, формочки, машины и др.

Прочие материалы и оборудование:, фотоаппарат, ноутбук, мультимедийное оборудование, магнитная доска.

Предполагаемый (ожидаемый) результат:

1. Знакомство детей с историей происхождения матрешки, появлении ее на Руси; о народных умельцах изготовления матрешки.

2. Знания особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры).

3. Умение различать Семеновскую, Загорскую, Полхов – Майданскую, Вятскую матрешку.

4. Умение передавать элементы росписи матрешки в различных техниках: акварель, пластилинография.

5. У детей повысится интерес к изучению народной культуры России.

6. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений в области приобщения детей к народной культуре России, воспитания патриотизма, духовно – нравственных ценностей.

7. Повысится педагогическая культура родителей, что позволит педагогам установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

8. Повысится рейтинг дошкольного образовательного учреждения среди родителей воспитанников.

Гипотеза проекта : если создать условия для познавательной и творческой деятельности детей о русской народной игрушке – матрешке, то становится возможным, что у детей повысится степень активности и самостоятельности в познании истории происхождения матрешки, ее появлении на Руси, изготовлении матрешки, желание украшать матрешку при помощи росписи, в различных техниках (гуашь, пластилинография, аппликация и др., ценить матрешку как культурный символ России.

У родителей воспитанников повысится интерес к образовательному процессу, а также заинтересованность помочь педагогам создать предметно – развивающую среду в группе для познавательной и творческой деятельности в области приобщения детей к народной культуре России (создание альбомов с иллюстрациями о народных промыслах России, подбор художественных произведений, создание мультмедийных презентаций о промыслах России, участие в создании мини - музеев и др.)

Формы реализации проекта :

• организованная – образовательная деятельность

• наблюдения

• чтение художественной литературы

• совместные игры со взрослым, сверстниками (подвижные, речевые, пальчиковые, хороводные, сюжетно - ролевые игры)

• художественная деятельность

рассматривание наглядного материала, иллюстраций, просмотр мультимедийных презентаций

• самостоятельная игровая деятельность детей

• трудовая деятельность (трудовые поручения и др.)

Этапы работы над проектом :

I этап – подготовительный:

1. Определение темы проекта

2. Формулировка цели и определение задач

3. Подбор материалов по теме проекта

4. Создание специальной среды в помещении группы, изготовление необходимых пособий и атрибутов

5. Изучение методической литературы, сбор информации.

8. Составление плана основного этапа проекта

II этап – основной

1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

2. Познакомить детей с историей матрёшки.

3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.

4. Игровая деятельность.

III – этап заключительный

1. Домашние задания для совместной деятельности с родителями.

2. Оформление экспозиции мини-музея «Куклы матрёшки».

3. Презентация проекта

4. Изготовление лэпбука «Русская матрешка»

Содержание проектной деятельности.

• Систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о русской матрешке. (история появления на Руси, видах, росписях матрешки и др.)

• Дать возможность детям свободно общаться между собой, рассказывая педагогам и сверстникам о русской матрешке

• Создать наглядную опору для углубленного формирования представлений о матрешке, как культурном символе России: тематический альбом «Матрешки на Руси, их виды и росписи», мультимедийную презентацию «Русская матрешка», альбом раскрасок и тематических картинок о матрешках.

Совместно с родителями:

- Подобрать к проекту рассказы, стихотворения, частушки о матрешке.

- Организовать выставки детских рисунков, творческих работ и поделок: «Хоровод матрешек», «Русская матрешка», «Матрешка руками семьи».

Вид деятельности,

формы работы

Задачи

I. Наблюдение (на прогулке) :

1. За деревьями 1. Расширять кругозор о деревьях, их особенностях и внешнем виде, пригодных для изготовления деревянных игрушек (матрешки).

2. Вызвать эмоциональный отклик на чувство сопричастности к окружающему миру.

3. Воспитывать чувства доброты, бережного и заботливого отношения к природе.

2. За играми детей на прогулке. 1. Дать понятие о том, что на прогулке играть можно с игрушками из пластмассы, дерева, металла, но игрушки народного промысла в играх во время прогулки использовать нельзя.

2. Расширять кругозор детей о том, что можно использовать природный материал (снег, песок и др.) для постройки (н-р, матрешки из снега, песка и др.).

3. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками, коммуникативные способности в ходе совместной деятельности.

II. Игровая деятельность

(совместные игры со взрослыми, сверстниками, самостоятельная игровая деятельность)

«Дружная семейка матрешек».

Игры пальчиковые:

1. Мы – матрешки.

2. Мы – веселые матрешки

3. Раз – матрешка, два – матрешка…

Игры подвижные:

1. «Бегите к матрешке»

2. «Раз, два, три матрешечку найди»

3. Добрось мяч до матрешки

Игры хороводные:

1. «Матрешечка - матрешка»

2. «Мы – веселые матрешки»

Игры речевые:

1. «Назови ласково»

2. «Опиши матрешку»

Математические игры:

1.«Одна и много», 2.«Помоги матрешке найди свои игрушки»;

• Сюжетно – ролевые игры:

1. «Магазин «Сувениры»

2.«Музей Куклы- матрешки»

1. Закреплять знания об использовании природного материала для постройки.

2. Развивать речь, мышление, память, фантазию, воображение, творческие способности, художественно – эстетический вкус.

3. Способствовать укреплению дружеских взаимоотношений, речевому общению, эмоциональной отзывчивости.

4. Воспитывать доброе, заботливое отношение к сверстникам.

1. Способствоать сохранению и укреплению здоровья детей, снятию нервного и мышечного напряжения.

2. Развивать мелкую моторику и двигательную активность рук, речь.

3. Вызвать у детей позитивный эмоциональный настрой, желание играть коллективно.

1. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.

2. Развивать и совершенствовать физические и эмоциональные качества (быстроту, ловкость, равновесие, выносливость, силу воли, внимание).

3. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками, умение сопереживать, радоваться за друзей.

1. Учить детей играть согласно слов и правил игры.

2. Создать благоприятную, веселую атмосферу, развивать положительные эмоции.

3. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками.

1. Учить называть матрешку ласковыми и добрыми словами, обращая внимание на внешний вид, подбирать уменьшительно – ласковые слова.

2. Расширять словарный запас, развивать мышление, связную, диалогическую и монологическую речь.

3. Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия.

1. Учить детей распределять роли в игре, уступать главную роль друг другу, принимать на себя второстепенные роли.

2. Развивать диалоговую речь, коммуникативные способности, умение общаться вежливо, тактично, дружелюбно.

Мультимедийная презентация «Русская матрешка» 1. Познакомить с историей возникновения матрешки на Руси, видами, изготовления и росписи матрешки, музея матрешки в Москве.

2. Развивать познавательный интерес к культуре России, ее традициям, символам.

3. Способствовать развитию художественно – эстетического вкуса.

4. Воспитывать чувство гордости за культурное наследие Отечества.

• Беседа «Расскажем о матрешке» 1. Учить составлять творческий и описательный рассказ о русской матрешке.

2. Развивать монологическую и связную речь, память, воображение, мышление, художественное восприятие.

3. Воспитывать доброжелательное уважительное отношение к рассказам сверстников.

III. Ознакомление с художественной литературой.

Чтение сказок, стихотворений, частушек, загадок о матрешках.

1. Учить слушать, запоминать, воспроизводить художественные произведения.

2. Соотносить услышанное с личным опытом, закреплять знания о русской народной игрушке – матрешке.

3. Развивать память, мышление, речь.

4. Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия.

IV Художественная деятельность (совместная деятельность со взрослым, самостоятельная деятельность детей)

«Самая красивая матрешка» (лепка)

• ««Красавицы- подружки»»

(изодеятельность)

• Аппликация – «Укрась одежду матрёшек нарядными узорами»

• Раскрашивание раскрасок по теме проекта. 1. Учить наносить пластилин (акварель, гуашь) на готовый шаблон, изображая образ матрешки.

2. Учить создавать яркие цветовые образы с помощью пластилина, акварели, гуаши, используя элементы росписи (тонирование, мазки, нанесение тонких линий, округлых форм, инкрустирование пайетками и др.)

3. Учить выкладывать узор.

3. Учить раскрашивать изображения на раскраске карандашами, фломастерами, мелками,красками.

5. Развивать творчество, воображение, фантазию.

6. Воспитывать доброжелательное отношение к работе сверстников, учить анализировать свою работу и работы сверстников, видеть достоинства и недостатки.

V. Трудовая деятельность:

- трудовые поручения

- самообслуживание

- коллективный труд

- дежурство 1. Закреплять умения по подготовке к занятию: раздача материала (пластилин, доски, стеки, салфетки, акварель, кисти, стаканчики с водой, клеенка и др.)

2. Закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать художественные принадлежности после занятий.

3. Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по группе, столо-вой.

4. Воспитывать чувство ответственности, уважения к труду взрослых и сверстников.

VI. Взаимодействие с родителями:

• родительские встречи;

• подборка художественной литературы (стихотворения, рассказы, иллюстраций, картинок о матрешках.

• изготовление матрешек из гипса «Матрешка вместе с семьёй»

• организация музея «Куклы матрешки»

• изготовление папки – передвижки:

«Что мы знаем о русской матрешке, лэпбука «Русская матрешка»

1. Вызвать интерес родителей к совместной деятельности с педагогом и детьми в ходе проекта.

2. Приобщать родителей к воспитательному процессу.

3. Оказывать педагогу психологическую и дидактическую помощь по организации познавательно – игровой и творческой деятельности с детьми.

4. Создать эмоциональный настрой

Итог работы над проектом :

В результате работы над проектом у детей :

1. Повысился познавательный интерес к русскому народному искусству - игрушке матрёшка, расширились представления об этом народном промысле, истории его возникновения.

2. Дети умеют различать некоторые виды матрешек матрёшек;

3. Дошкольники умеют передавать простейшие элементы росписи некоторых видов матрёшек;

4. Каждый ребёнок был вовлечён в работу над проектом. Дети инициативны и самостоятельны с удовольствием читают стихи о матрёшке, раскрашивают матрешек;

Итог проекта :

В заключение можно сделать следующие выводы, что вся проделанная работа была направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне, определяет меру его общего развития. В ходе проекта дети средней группы расширили свои представления о возникновении народной игрушки - матрешки. У них сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке.

В настоящее время народное прикладное искусство широко применяется в художественном воспитании детей в детских садах. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративно-прикладного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.

Дети знакомятся с народным творчеством на выставках прикладного искусства, встречаются с ним в залах музеев, в мастерских художников. В этом убеждают многочисленные выставки детского изобразительного и декоративного творчества. Работы детей в экспозициях этих выставок свидетельствуют о том, какое влияние оказывает народное искусство на выразительность цветовых, пластических и композиционных решений детских рисунков.

Все это позволяет говорить о том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста : в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ. Планируем к празднику 8 Марта расписать подвесных матрешек из гипса в подарок нашим мамам.

Публикации по теме:

Информационно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста «Огород бабушки Клавы»Информационно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста «Огород бабушки Клавы» У детей среднего дошкольного возраста интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит, они в недостаточной степени.

Краткосрочный проект «23 февраля — День Защитника Отечества!» для детей младшего и среднего дошкольного возраста Краткосрочный проект «23 февраля – День Защитника Отечества!" Для детей младшего и среднего дошкольного возраста С 3 по 21 февраля Вид проекта.

Педагогический проект «Мы здоровыми растем» для детей среднего дошкольного возраста Педагогический проект «Мы здоровыми растем» [/h3]предусматривает приобщение детей среднего дошкольного возраста и их родителей к здоровому.

Познавательно-творческий проект «Русская матрешка» для детей среднего дошкольного возрастаПознавательно-творческий проект «Русская матрешка» для детей среднего дошкольного возраста Русская народная матрешка - это любимая игрушка каждого ребенка! Она дарит не только радость, но и вводит малыша в мир открытий! Проведенный.

Проект для детей среднего дошкольного возраста «Водные обитатели»Проект для детей среднего дошкольного возраста «Водные обитатели» Шепель М. В. Смирнова О. М. Возраст: Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет) Вид проекта: Познавательно - творческий, краткосрочный (одна.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Проект «Русская матрешка» Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный Возраст: 5 – 6 лет. Участники: воспитатели,.

Проект «Русская матрешка» в первой младшей группе Проект «Русская матрешка» для детей 1 младшей группы. Вид проекта: познавательный, творческий. Участники: дети 1 младшей группы, воспитатель,.

Проект «Русская матрёшка» для старшего дошкольного возрастаПроект «Русская матрёшка» для старшего дошкольного возраста Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки. Задачи: 1. Познакомить с историей.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская матрёшка» ЗАЩИТА ПРОЕКТА «РУССКАЯ МАТРЁШКА» Праздник «АХ,МАТРЁШЕЧКА-МАТРЁШКА» Слайд 1 презентации «Русская матрёшка» Представляю вашему вниманию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Русская матрешка» для детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 февраля 2020 в 22:26
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД