Папки-передвижки

Проект «Русские народные промыслы»

Алеся Самохина
Проект «Русские народные промыслы»

Паспорт проекта

1. Общие сведения:

1.1. Тема проекта : «Русские-народные промыслы»

1.2 Тип проекта : Познавательно-творческий, коллективный, долгосрочный.

1. 3 Авторы: Самохина А. Н

Актуальность проекта :

Народные художественные промыслы, одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий. Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Стремление украсить любой сугубо бытовой предмет было вызвано той же потребностью народа в красоте, которая породила сказки и легенды, танцы и песни. В художественном творчестве находит свое выражение вековой опыт. В русле традиций складывался характер прикладного искусства, время отбирало типы предметов, постепенно вырабатывались приемы их изготовления, складывался их неповторимый художественный облик. На основе старых традиций во многих районах нашей страны возникли центры народного ремесла.

Публикация «Проект „Русские народные промыслы“» размещена в разделах

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей, также воспитывает гордость за свою страну и русский народ. В наше время происходит переосмысление культурного, духовно-нравственного самосознания народа, это время политических, социальных перемен. И сейчас очень остро встал вопрос патриотическом воспитание детей. В 90 годы были утеряны многие ценности, по воспитанию любви и уважению к своей Родине. Народные игры, забавы и игрушки были заменены компьютерными играми, с экранов телевизоров исчезли добрые, веселые мультфильмы. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться с дошкольного возраста. Как образно говорит наш народ : «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение практического опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире любви, красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Целесообразность проекта заключается в следующем. У детей, к сожалению, нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т. д. Поэтому была поставлена цель: познакомить с историей народного декоративно-прикладного искусства, подарить детям радость художественно-эстетического творчества.

Отличительной особенностью проекта является поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материал сгруппирован отдельными блоками по каждому виду народных промыслов (Дымка, Хохлома, Городец). Занятия выстроены в логике от простого к сложному. В содержание проекта включены сведения о промыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки о них. В работе с детьми используются инновационные технологии:

Технологии проектной деятельности

Информационно-коммуникационные технологии

Технологии исследовательской деятельности

Игровые технологии

Технологии исследовательской деятельности

Личностно-ориентированные технологии

НОД по рисованию, художественному конструированию, лепке позволяет познакомить детей с народными промыслами, с их традиционностью, креативностью, символикой русского декоративно-прикладного искусства, которое несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественно- эстетического творчества.

Цель проекта :

Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.

Углубить представления детей о России, о культуре и творчестве русского народа; изучить традиционные промыслы и ремесла России.

Задачи проекта :

Образовательные:

Познакомить детей с различными видами народного декоративно-прикладного творчества.

Научить различать виды народного декоративно-прикладного искусства, дать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.

Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов.

Познакомить с приемами работы народных мастеров. Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.

Знакомить детей с особенностями построения растительного орнаментов; закреплять умение лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом.

Учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.

Развивающие:

Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

Развивать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Развивать технические умения и навыки художественного творчества.

Развивать умение видеть взаимосвязь народного декоративно-прикладного творчества, устного и музыкального искусства.

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа.

Воспитывать чувства патриотизма, любовь к родному краю, уважение к его культурному наследию.

Воспитывать аккуратность при работе, с различными материалами для художественно-эстетического труда.

Этапы проекта :

1 этап подготовительный (3 сентября 2018г. -28 сентября 3018г.)

Изучение методической литературы;

Составление перспективного планирования работы с детьми по ознакомлению с русскими народными промыслами;

Подборка игр, бесед, наблюдений, стихов, песен, загадок и т. д. в соответствии с возрастом детей;

Создание условий для ознакомления детей с русскими народными промыслами в группе и на участках ДОУ.

2 этап основной (1 октября 2018г. - 30 апреля 2019г.)

Организация педагогической работы по ознакомления детей младшего дошкольного возраста с русскими народными промыслами.

3 этап заключительный (1 мая 2019г. - 24 мая 2019г.)

выставка рисунков и поделок «Изделия народных умельцев»;

систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме: «Искусство народных промыслов России»;

разработанные рекомендации для родителей на тему: «Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными играми»;

консультация для родителей «Русские народные игры»;

создание картотека дидактических игр;

создание лэпбука «Народные промыслы».

Ожидаемые результаты:

Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства. Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий. Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие.

Лепят из глины декоративные изделия пластическим, конструктивным и комбинированным способами.

Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т. п. Расписывают изделие в соответствии с народной росписью.

Продукты реализации проекта :

лэпбук «Народные промыслы»;

картотека дидактических игр;

выставка «Изделия народных умельцев».

Содержание проекта

Дата реализации Вид деятельности

01.10.-31.10.2018г. Работа с родителями:

Консультация для родителей «Русские народные игры»

Беседа:

Беседа «Русская народная игрушка»- знакомство с изготовлением игрушек (матрёшки, дымковские, богородские, тверские игрушки).

Чтение художественной литературы:

Заучивание стихотворения «Незатейливый узор», Н. Радченко

Продуктивная деятельность:

«Жостовская роспись»

Игровая деятельность:

«Гуси-Лебеди»

«Каравай»

«Лохматый пес»

«У Миланьи, у старушки»

«У медведя во бору»

01.11-30.11.2018г. Работа с родителями:

Консультация для родителей «Матушка Гжель»

Беседа:

Беседа «Что такое народное декоративно-прикладное искусство» -уточнить представления детей о народном искусстве, его видах (П,К,С)

Чтение художественной литературы:

Заучивание стихотворения «Взял мастер в руки кисть», Н. Савченко

Продуктивная деятельность:

«Хохлома»

Игровая деятельность:

«Платье для барышни»

«Подбери тень»

«Найди пару»

«Составь букет»

«Разрезные картинки»

«Русские узоры»

лото «Хохлома»

03.12-31.12.2018г. Работа с родителями:

Консультация для родителей «На Руси умельцев много

Беседа:

Беседа «Синь России» - знакомство с гжельской росписью

Чтение художественной литературы:

Чтение сказки «Небесная лазурь Гжели» М. Бобровой

Продуктивная деятельность:

«Гжель»

Игровая деятельность:

«Гуси-Лебеди»

«Каравай»

«Лохматый пес»

«У Миланьи, у старушки»

«У медведя во бору»

08.01-31.01.2019г. Работа с родителями:

Консультация для родителей «Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными играми»

Беседа:

Беседа «Весёлый Городец»- продолжать знакомить с росписью

Чтение художественной литературы:

Чтение сказки Бажова П. П «Каменный цветок»

Продуктивная деятельность:

«Городецкая роспись»

Игровая деятельность:

«Платье для барышни»

«Подбери тень»

«Найди пару»

«Составь букет»

«Разрезные картинки»

«Русские узоры»

лото «Хохлома»

01.02-28.02.2019г. Работа с родителями:

Консультация для родителей «Влияние народных промыслов («дымка») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

Беседа:

Беседа «Жостово»- знакомство с производством подносов, росписью

Чтение художественной литературы:

Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Золотая хохлома»

Продуктивная деятельность:

«Дымковская игрушка»

Игровая деятельность:

«Гуси-Лебеди»

«Каравай»

«Лохматый пес»

«У Миланьи, у старушки»

«У медведя во бору»

01.03-29.03.2019г. Работа с родителями:

Консультация для родителей «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье»

Беседа:

«Филимоновские игрушки - свистульки»

Чтение художественной литературы:

Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Узоры гжели»

Продуктивная деятельность:

«Каргопольская игрушка»

Игровая деятельность:

«Платье для барышни»

«Подбери тень»

«Найди пару»

«Составь букет»

«Разрезные картинки»

«Русские узоры»

лото «Хохлома»

01.04-30.04.2019г. Работа с родителями:

консультация для родителей «Русские народные игры»;

Беседа:

«Дымковские мастера»

Чтение художественной литературы:

Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Дымковская игрушка»

Продуктивная деятельность:

«Филимоновская игрушка»

Игровая деятельность:

«Гуси-Лебеди»

«Каравай»

«Лохматый пес»

«У Миланьи, у старушки»

«У медведя во бору»

01.05-24.05.2019г. Работа с родителями:

рекомендации для родителей на тему: «Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными играми»

Беседа:

«Веселые матрешки»

Чтение художественной литературы:

Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки»

Продуктивная деятельность:

«Матрёшка»

Игровая деятельность:

«Платье для барышни»

«Подбери тень»

«Найди пару»

«Составь букет»

«Разрезные картинки»

«Русские узоры»

лото «Хохлома»

Используемая литература

1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

2. Гаврилова В. В. «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет» (рекомендации, планирование, конспекты занятий, изд-во «Учитель», 2009 г.

3. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение,2006.

4. Грибовская А. А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» (конспекты занятий, изд-во «Скрипторий», 2003 г.

Грибовская А. А. «Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста», изд-во «Просвещение», 2001 г.

5. Казакова Р. Г. «Нетрадиционные техники» (планирование, конспекты занятий, изд-во «Сфера ТЦ», 2004 г.

6. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

7. Комарова Т. С. «Народное искусство в воспитании дошкольников», издательство «Педагогическое общество России», 2005 г.

8. Смирнова М. Г. «Изобразительная деятельность старших дошкольников» (рекомендации, занятия, дидактические игры, изд-во

«Учитель», 2008 г.

9. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.

10. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез,2008.

Публикации по теме:

Фотоотчет об оформлении зимнего участка в старшей группе на тему «Русские народные промыслы»Фотоотчет об оформлении зимнего участка в старшей группе на тему «Русские народные промыслы» Любой ребенок очень любит гулять. А нам бы хотелось, чтобы прогулки на участке нашей группы проходили не только увлекательно, но и познавательно.

Информационно-творческий краткосрочный проект «Народные промыслы. Знакомство с народной культурой и традициями»Информационно-творческий краткосрочный проект «Народные промыслы. Знакомство с народной культурой и традициями» Краткосрочный проект «Народные промыслы. Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор». Составили проект: воспитатели.

Педагогический проект старшей группы «Народные промыслы» Педагогический проект старшей группы «Народные промыслы» «Визитная карточка» проекта: «Народные промыслы» Автор проекта: Барабонина Надежда.

Педагогический проект «Стена-музей «Народные промыслы России» Введение В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ министерства образования.

Проект «Народные промыслы Липецкого края» Паспорт проекта Вид проекта: творческо - информационный. Продолжительность: средней продолжительности. Участники проекта: дети подготовительной.

Проект «Народные промыслы нижегородской области» Тип проекта – информационно-творческий. Участники проекта - воспитатели, дети, родители. По продолжительности – краткосрочный (ноябрь-декабрь.

Проект «Народные промыслы России» Участники проекта: ДЕТИ СТАРШЕЙ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ, ВОСПИТАТЕЛИ, РОДИТЕЛИ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ. ВИД ПРОЕКТА:.

Проект «Русские народные сказки» Мы предоставляем проект «Русские народные сказки» Проект наш познавательный, творческий Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели группы,.

Проект «Русские народные сказки» Проект: «Русские народные сказки» Вид проекта: образовательно-игровой Продолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта: дети.

Проект «Русские народные сказки» Проект. «Русские народные сказки» Подготовили проект: воспитатели МБДОУ детского сада №21 комбинированного вида Кунина Н. В., Гордеева Н. Ю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Русские народные промыслы»
Опубликовано: 16 сентября 2018 в 21:26
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД