Получи документы

Проект «Развитие сенсомоторики у детей с нарушением зрения»

Елена Напалкова
Проект «Развитие сенсомоторики у детей с нарушением зрения»

Проект

Тема: Развитие сенсомоторики у детей с нарушением зрения

Участники проекта: Учитель-дефектолог, воспитатели, воспитанники группы, родители.

Тип проекта: Практико – ориентированный.

Срок реализации: Долгосрочный (сентябрь – май)

Актуальность проекта:

Публикация «Проект „Развитие сенсомоторики у детей с нарушением зрения“» размещена в разделах

Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т. д.

Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования восприятия у детей.

Целостное восприятие - важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. При амблиопии и косоглазии за счет снижения остроты видения, нарушения бинокулярного зрения, поля взора глазодвигательных и других функций анализирующее восприятие приобретает черты замедленности, фрагментарности, многоэтапности. Монокулярный характер зрения осложняет формирование представлений об объеме, величине предметов, о расстоянии. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с нарушениями зрения, затрудняют знакомство с окружающим миром. Трудности восприятия пространства и времени замедляют процесс ориентировки в окружающем мире. Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала. Такого ребенка следует научить наблюдать за объектом, рассматривать его, ощупывать и обследовать; определять отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов (т. е. дети должны овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами). Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.

Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности дошкольников с нарушениями зрения.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Мелкая моторика помогает развивать память, внимание, логику. Развивая мелкую моторику мы развиваем речь детей и подготавливаем их к школьному обучению.

Наиболее успешно развитие сенсомоторной сферы осуществляется в играх и упражнениях. Игра может повсеместно применяться в разных видах деятельности воспитателем и родителями дома и при систематической организации с детьми данных игр значительно повышается уровень развития сенсомоторики у детей.

Проблема: Недостаточно эффективно используются игры и упражнения для развития сенсомоторной сферы у детей с нарушением зрения

Причины:

1. Педагоги ДОУ не используют в полной мере в деятельности игры и упражнения для развития сенсомоторных процессов у детей с нарушением зрения

2. Недостаточно создано условий по использованию игр и упражнений для развития сенсомоторных процессов; обогащения сенсорного опыта детей с нарушениями зрения с учётом их индивидуальных психофизических особенностей.

3. Недостаточное понимание родителями значения развития сенсомоторики у детей с нарушением зрения

Цель: Эффективное использование игр и упражнений для развития сенсомоторной сферы у детей с нарушением зрения

Задачи:

1. Мотивировать педагогов к использованию в разных видах деятельности игр и упражнений для развития сенсомоторных процессов у детей с нарушением зрения

2. Создание оптимальных условий по использованию игр и упражнений для развития сенсомоторных процессов; обогащения сенсорного опыта детей с нарушениями зрения с учётом их индивидуальных психофизических особенностей.

3. Развивать компетентность родителей в вопросах значения развития сенсомоторики у детей с нарушением зрения

Мероприятия:

I.

Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования

Консультировать педагогов «Игры и упражнения по развитию сенсомоторной сферы детей с нарушениями зрения»

Дать рекомендации для воспитателей «Как и зачем развивать мелкую моторику и зрительно-моторную координацию у дошкольника»

Планировать совместную коррекционную работу с педагогами по использованию игр и упражнений по развитию сенсомоторной сферы в процессе индивидуальной работы с детьми и режимных моментах

В результате проведения педагогической диагностики определить уровень развития сенсомоторных процессов у детей.

II

Изучить коррекционно-развивающю среду в группе, влияющую на развитие сенсомоторной сферы у детей с нарушением зрения

Разработать рекомендации «Методы и приемы проведения коррекционной работы по сенсомоторному развитию»

Создать картотеку игр и упражнений по сенсомоторному развитию

III

Консультировать родителей по теме: «Сенсомоторное развитие детей с нарушением зрения»

Разработать практические рекомендации для родителей по использованию игр по развитию сенсомоторики в домашних условиях:

«Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением зрения»

«Развитие тактильной чувствительности пальцев рук у детей с нарушением зрения» (игры и упражнения)

Организовать выставки игр и упражнений

Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для игр и упражнений

Продукт:

комплект методических рекомендаций для педагогов

картотека игр и упражнений по развитию сенсомоторной сферы у дошкольников с нарушениями зрения

копилка дидактических игр

комплект методических рекомендаций для родителей

Ожидаемый результат. Формирование многогранного полифункционального представления об окружающей действительности у детей с нарушением зрения на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности его сенсорных свойств, качеств

Критерии эффективности:

повышение уровня развития зрительного восприятия;

овладение ориентировкой в окружающем пространстве;

повышение уровня развития слухового восприятия;

повышение уровня развития осязания и мелкой моторики;

повышение уровня развития зрительно-моторной координации.

Обследование уровня сформированности сенсомоторных процессов проводится в рамках Педагогической диагностики (мониторинга) по «Схеме обследования дошкольника с нарушенным зрением», предложенной дефектологами Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга г. Санкт-Петербурга (опубликована в методическом пособии «Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением», под ред. Л. М. Шипицыной, науч. рук. В. А. Феоктистова).

Условия сенсомоторного развития дошкольников с нарушениями зрения:

специально организованная предметно-пространственная развивающая среда: сенсомоторные центры с различным дидактическими и игровыми пособиями; двигательно-игровое пространство

подбор пособий для организации поисково-практической, познавательной и коррекционной деятельности детей; пособий по развитию сенсорных навыков

использование наглядности, оборудования для занятий музыкой, и другими видами деятельности (продуктивной, познавательной)

создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

Направления работы по сенсомоторному развитию:

Моторика и графомоторные навыки

Тактильно-двигательное восприятие»

Кинестетическое и кинетическое развитие

Восприятие формы, величины, цвета

Зрительное восприятие

Слуховое восприятие

Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств

Восприятие пространственных отношений

Восприятие временных отношений

В соответствии с направлениями работы подобрана картотека игр и упражнений по разделам.

Система работы

Игры, направленные на развитие сенсомоторной сферы у детей организуются:

В совместной деятельности с воспитателем

В самостоятельных играх со сверстниками

В коррекционной деятельности с тифлопедагогом

На занятиях с музыкальным руководителем

На занятиях по физическому развитию

В совместной деятельности с родителями

Вывод: Целенаправленная работа и создание оптимальных условий по использованию игр и упражнений для развития сенсомоторной сферы детей с нарушением зрения позволит сформировать у детей знания о сенсорных эталонах — определенных системах, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др., и научит использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. В играх по формированию сенсомоторных процессов создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая свой собственный действенный и чувственный опыт. Обучение происходит в процессе игр и упражнений легко и непринужденно.

Список литературы

1. Агаева Е. Л., Брофман В. В., Булычёва А. И. и др. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. – М. Просвещение, 1991.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. – М, - 2008

3. Григорьева Л. П., Бернадская М. Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г. Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – 2-е изд., дораб. – М. : Школьная Пресса, 2007

4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Beнгеpa.- М. : Просвещение, 1978.

5. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. - М. : Просвещение, 2009

6. Мясникова Л. В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. - Саратов: Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения, 2006.

7. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. Калуга: издательство «Адель», 1998;

8. Плаксина Л. И., Сековец Л. С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие. - М. : ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2006.

9. Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М. : РАОИКП, 1999

10. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. /Под ред. Л. И. Плаксиной. – М. : Просвещение, 1997. – С. 3-158.

11. Рудакова Л. А. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. - М., 1995.

12. Ремезова Л. А. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения: Методическое пособие. - Тольятти. 2002.

13. Сиротюк А. Л. Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников. М., 2005.

14. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. / Под науч. ред. Л. М. Шипициной. – СПб. : Образование, 1995

Публикации по теме:

Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики Человеку для успешной деятельности, для адаптации в обществе необходимо умение ориентироваться в пространстве. Формирование ориентировки.

Игра «Домино «Найди пару» для детей 4–6 лет с нарушением зренияИгра «Домино «Найди пару» для детей 4–6 лет с нарушением зрения Домино "НАЙДИ ПАРУ" для детей 4-6 лет. Цель: развитие зрительного восприятия детей. Задачи: - развивать умение детей узнавать предметы,.

Игры с лупой для детей с нарушением зрения Игры с лупой для детей с нарушением зрения. Увеличительное стекло лупы позволяет компенсировать зрительные возможности детей с патологией.

Консультация для воспитателей «Драматизация художественных произведений и развитие речи детей с нарушением зрения» «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее Идет развитие духовного мира.

Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения» Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения с использованием занимательного математического.

Нетрадиционное рисование как средство коррекционной работы для детей с нарушением зрения. Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период.

Проект «Я здоровым быть хочу!» Развитие мелкой моторики рук и координации движений у детей с нарушением ОДА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2» Проект Тема: «Я здоровым быть хочу!».

Развитие бытовых навыков у детей с нарушением зрения Развитие бытовых навыков у детей с нарушением зрения Актуальность проблемы формирования и развития бытовых навыков у детей с нарушением.

Развитие математических представлений о геометрических фигурах у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр Актуальность Первые элементарные математические представления у ребенка могут сформироваться только под влиянием взрослого. Чаще всего.

Развитие тактильных ощущений у детей с нарушением зрения посредством дидактического пособия «Волшебный песочек» Развитие тактильных ощущений у детей с нарушением зрения с использованием "ВОЛШЕБНОГО ПЕСОЧКА" Цикл коррекционных занятий, направлен на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие сенсомоторики у детей с нарушением зрения»
Опубликовано: 24 апреля 2016 в 11:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД