Папки-передвижки

Проект «В мире времени»

Марина Чолан
Проект «В мире времени»

Название: «В мире времени»

Автор проекта : педагог- Марина Васильевна Чолан.

Участники проекта : дети и родители подготовительной к школе группе, педагоги.

Вид проекта :

По времени - краткосрочный (2 недели) ;

По количеству участников – коллективный;

По типу – монопредметный (ОО «Познание» ФЭМП) ;

По форме – практико-ориентированный.

Публикация «Проект „В мире времени“» размещена в разделах

Актуальность: Время – это одна из важнейших составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого. Современная жизнь характеризуется невидимыми скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Поэтому современным людям необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивать свое поведение и деятельность жизни, протекающей постоянно в меняющихся условиях. Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.

Опыт обучения показывает, что в процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Разные по значению временные понятия часто совмещены (рассвет и сумерки и др.) .

Большинство детей не замечают различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не могут установить и последовательность частей суток.

Часто дошкольники не знают дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску для ребенка.

Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Название интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как еще не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени.

Итак, имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость формирование у детей временных, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Проблема, решаемая при реализации проекта : имеющиеся у детей знания о времени, мерах измерения времени в значительной части неполны, единичны; разные по значению временные представления совмещены, не усвоены практические способы пользования ими, слабо развито «чувство времени».

Цель: расширить знания и представления старших дошкольников о понятиях времени и пространства. Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.

Задачи:

Обучающие:

- научить ориентироваться во времени;

- научить устанавливать пространственные отношения между предметами;

- учить устанавливать время на макете часов;

- Совершенствовать представления детей об эталонах (мерах) времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, умение ориентироваться во времени;

- Обобщать представления детей о временах года, познакомить с календарем;

- Формировать умение определять время по часам с точностью до получаса, знакомить с приборами для измерения времени : песочными часами, настенными часами, секундомером, будильником, наручными часами и т. д., их назначением.

Развивающие:

- развивать интерес к математике, представление о времени;

- развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории (специфические термины коммуникации – развивать желание пользоваться специальной терминологией, формировать предпосылки поисковой деятельности;

-Развивать чувство времени, творческое воображение, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление;

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в парах, группах, самостоятельность и дисциплинированность;

-воспитывать познавательный интерес к математике;

-Воспитывать дружеские, партнерские взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса.

Этапы реализации проекта :

Подготовительный этап:

Определение темы проекта.

Формулировка цели и разбивка на веер задач.

Составление плана основного этапа проекта.

Привлечение родителей.

Создание мини- музея «Время».

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, наборов часов.

Основной этап:

Формы работы с детьми:

Сбор информации из разных источников (рассказы взрослых, самостоятельные суждения, энциклопедии, словари, телепередачи).

Знакомство с мини-музеем «Время».

Рассматривание тематических картинок:

«Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года».

Познакомить детей с приборами для определения времени (секундомером, различными видами часов и календарей).

Проведение бесед: «О времени», «С утра до вечера», «О скорости движения», «О месяцах, сезонах», «О возрасте», «Что такое календарь».

Наблюдение за отрезками времени в разное время суток, за особенностями деятельности детей или взрослых в то или иное время, наблюдение за положением солнца на небе, степень освещенности земли и неба, ведущую световую гамму в разное время суток.

Сюжетно – ролевая игра: «Семья. Распорядок дня».

Дидактические игры: «Что мы делали», «Вчера, сегодня, завтра», «Назови пропущенное слово», «Части суток», «Бывает - не бывает», «Угадай-ка», «Точные часы».

Подвижные игры: «День и ночь», «Совушка - сова», «Лови, бросай времена года называй», «Лови, бросай дни недели называй», «Лови, бросай месяцы называй», «Заяц, заяц сколько время

Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Хороший день», Е. А. Ильина «Сказка про вчерашний день», Славянской сказки «Двенадцать месяцев», С. Я. Маршака «Круглый год», Й. Змай «Часы», Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу».

Заучивание стихотворений: А. Дрозд «Наташа», А. Кузнецовой «Времена года», С. Баруздин «Часы».

Викторина «Наш веселый календарь».

Деятельность детей с моделями: «Дни недели», «Части суток», «Времена года», «Точные часы», «Угадай-ка».

Продуктивная деятельность: «День и ночь», «Звездное небо», «Календарь», «Мир часов».

Организация опытно-исследовательской деятельности «Опыт с часами».

Формы работы с родителями:

Сбор материала (фотографии, иллюстрации часов, создание альбома «Часы наши друзья».

Привлечение родителей к организации выставки часов.

Изготовление макетов часов.

Разработка консультаций для родителей «Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста», «Как научить ребенка разбираться с часами и временем

Формы работы с педагогами:

Разработка консультации для педагогов «Пути и средства развития представлений о времени у дошкольников».

Тренинг «Что можно сделать за одну минуту».

Оснащение предметно-развивающей среды:

Выставка детских работ: «Мир часов», «День и ночь», «Звездное небо», «Наш календарь».

Обогащение мини-музея «Время».

Подбор информации о временных представлениях, загадок, стихотворений, сказок, поговорок и пословиц по данной теме.

Создание картотеки дидактических игр.

Этап завершающий:

Презентация «Наш проект».

Конкурс «Сделай часы своими руками».

Развлечение «В мире часов».

План реализации проекта :

День недели Мероприятие и содержание

Понедельник -Беседа «С утра до вечера».

-Д/и «Что мы делали?», «Вчера, сегодня, завтра».

-Чтение художественной литературы С. Я. Маршак «Хороший день».

-Сюжетно-ролевая игра «Семья. Распорядок дня».

Вторник -П/и «День и ночь».

-Д/и «Назови пропущенное слово».

-Заучивание стихотворения А. Дрозд «Наташа».

-Художественное творчество: рисование «День и ночь»

Среда -Д/и «Части суток».

-Чтение художественной литературы Е. А. Ильина «Сказка про вчерашний день».

-Художественное творчество: Аппликация «Звездное небо».

-П/и «Совушка-сова».

Четверг -Беседа «Что такое календарь».

-Чтение художественной литературы сказка «Двенадцать месяцев».

-П/и «Лови, бросай времена года называй».

Пятница -Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Круглый год».

-Д/упр. «Неделя стройся».

-Беседа «История календаря в России».

-П/и «Лови, бросай дни недели называй».

-Викторина «Наш веселый календарь».

Понедельник -Заучивание стихотворения А. Кузнецовой «Времена года».

- Работа с моделями «Дни недели».

- П/и «Лови, бросай месяц называй».

-Д/и «Бывает-не бывает».

-Продуктивная деятельность: «Календарь».

Вторник -Беседа «Немного истории о часах».

-Опытно - экспериментальная деятельность «Опыт с часами».

-Чтение художественной литературы Й. Змай «Часы».

Среда -Д/упр. «Точные часы».

- Художественное творчество: Рисование «Мир часов».

-Чтение художественнойлитературы Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу».

П/и «Заяц, заяц сколько время».

Четверг -Д/упр. «Угадай-ка».

-Заучивание стихотворения С. Баруздин «Часы».

-Д/упр. «Проверь себя».

-П/и «Заяц, заяц сколько время».

Пятница Подведение итогов конкурса «Сделай часы своими руками».

Выставка работ «Путешествие во времени».

Беседа: «Что такое время.

Развлечение «В мире часов».

Ожидаемые результаты проекта :

Данный проект дает детям возможность закрепить знания календаря (времена года, месяцы, дни недели) ; развить чувство времени, чувствовать его длительность, регулировать и планировать деятельность во времени, способствует развитию у ребенка таких качеств личности, как организованность, собранность, пунктуальность, целенаправленность, интерес к окружающему миру. Проект способствует развитию у детей творческого мышления, конструктивных способностей, воображения, посредствам продуктивной деятельности - создания собственного макета календаря, часов.

Полученные результаты:

На основе систематизации и обобщения знаний дети научились ориентироваться во временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда, отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.

В процессе реализации проекта при активном участии родителей были созданы мини - музей «Время», альбом «Часы наши друзья». Оформлена картотека дидактических игр.

Проект способстволал развитию у детей творческого мышления, конструктивных способностей, воображения, посредствам продуктивной деятельности - создания собственного макета календаря, часов.

Приложение: презентация «Наш проект».

Публикации по теме:

«Путешествие куклы по реке времени». Коллективный проект«Путешествие куклы по реке времени». Коллективный проект Актуальность проекта. Кукла — это радость, кукла — это сказка, Кукла — это детство, что вернётся вдруг., С куклой очень дружат и любовь.

Детско-родительский творческий проект «Путешествие по времени»Детско-родительский творческий проект «Путешествие по времени» Человек, который понапрасну теряет время замечает, как стареет. Е. Шварц ПАСПОРТ ПРОЕКТА Вид проекта: творческо-информационный. Продолжительность.

Познавательно-исследовательский проект «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» Вид проекта: познавательно - исследовательский. Срок реализации: с 10.04-26.04.2015г Участники: воспитатель, дети подготовительной группы,.

Проект «Герой для нашего времени» (подготовительная группа) Проект «Герой для нашего времени» «Нравственное воспитание – это одно из важнейших сторон многогранного процесса становления личности,.

Проект «Четыре времени года». Четыре прекрасных сезона в году, И каждому рады все дети: Зимой – это лыжи и санки! Весной – это лужи, зелёные парки! А летом – каникулы.

Проект «Как мы путешествовали по реке времени». .

Проект по математическому развитию дошкольников «Путешествие во времени» Проект по математическому развитию дошкольников "Путешествие во времени"Пояснительная записка Время – это одна из важных составляющих реальности,.

Проект «В мире прекрасного» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Проект «В мире прекрасного» Авторы проекта: Воробьева О. В. Продолжительность проекта: июнь. Тип проекта: творческий.

Проект «В мире сказок»Проект «В мире сказок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19» Проект «В гостях у сказки» (средняя группа) Нижний.

Занятие-исследование «Путешествие по реке времени» в старшей группе на тему «Животные разного времени»Занятие-исследование «Путешествие по реке времени» в старшей группе на тему «Животные разного времени» Технолоическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: «Животные разного времени» Возрастная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «В мире времени»
Опубликовано: 9 октября 2016 в 16:31
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД