Лучший педагог года

Проект в подготовительной к школе группе с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» (1 фото)

Дженнет Ильясова
Проект в подготовительной к школе группе с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Проект в подготовительной к школе группе с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способности сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы, оказываясь

на более высоком умственном и нравственном

уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

К. Е. Тимирязев.

Вид проекта : познавательно-исследовательский, практико-ориентированный.

Сроки реализации: проект долгосрочный, сентябрь. 2021г. – май. 2022г.

Публикация «Проект в подготовительной к школе группе с использованием модульной цифровой лаборатории „Наураша в стране Наурандии“» размещена в разделах

Участники проекта : дети, воспитатели подготовительной к школе группы, родители

Актуальность проекта

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. У детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами, со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Новизна

Любой ребенок по своей природе – исследователь, а экспериментирование – один из важнейших видов детской деятельности, который играет огромную роль в развитии дошкольника. В данном проекте экспериментирование понимается как способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. При организации образовательного процесса экспериментирование служит тем методом обучения, который помогает ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей.

В основе экспериментальной деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.

Ценность эксперимента заключается в том, что у ребенка развиваются способности к определению проблемы и самостоятельному выбору пути ее решения. Таким образом стимулируется развитие творческого потенциала дошкольника, его эмоциональных, интеллектуальных и волевых качеств, а также формируется положительный социальный опыт проявления инициативы.

При проведении занятий с данными модулями педагог имеет возможность в игровой форме познакомить детей с различными природными явлениями и ввести простейшие понятия, описывающие эти явления.

Главная задача этой лаборатории - дать понять маленькому испытателю, что существует некий добрый, почти одушевлённый прибор (в каждом наборе есть цифровой датчик, сделанный в виде божьей коровки, который обладает, как и он сам, разными способностями чувствовать окружающий мир. Такой опыт может оказаться весьма полезным, поскольку этот мир не всегда является комфортным: слишком горячим или холодным, очень громким или незаметным и тихим.

Организация образовательного пространства с помощью всех модулей обеспечивает различные виды деятельности детей дошкольного возраста, а также игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с различными материалами.

На занятиях по всем предложенным темам в ходе игры ребёнку также предлагается придумать способы, как повлиять на окружающий мир, чтобы сделать его комфортнее. Он получает бесценный опыт для дошкольника : ставить перед собой цель и достигать её, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Цель: развитие поисково-познавательной деятельности детей 6-7 лет как основы интеллектуально-личностного творческого развития

Задачи:

Образовательные:

• способствовать формированию начальных представлений из области живой природы, естествознания; о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Развивающие:

• способствовать развитию детской познавательной инициативы;

• развивать умение рассуждать, высказывать свои предположения при решении проблемных вопросов, делать выводы, принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

• развивать мыслительные операции, связную речь, память;

Воспитательные:

• создать условия для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, готовности к совместной деятельности со сверстниками;

• создать условия для развития у детей эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Оборудование:

Цифровая лаборатория «Наураша»

приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп и др.);

разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;

разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);

технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т. п.);

разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);

медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т. д.);

прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т. д.) :

специальная одежда (халаты, фартуки, защитные очки);

контейнеры для сыпучих и мелких предметов;

карточки-схемы проведения эксперимента;

индивидуальные дневники экспериментов;

правила работы с материалом

Педагогические условия реализации проекта :

создание предметно-пространственной среды, которая способствует развитию поисковой активности

разработка занятий по развитию детских познавательных способностей ;

сбалансированное соотношение репродуктивных (объяснительно-иллюстративных) и продуктивных (поисковых, эвристических) методов

ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, т. е. сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка;

взаимодействие с родителями и педагогами (беседы, консультации, мастер - классы, семинар-практикум, анкетирование, презентации и др.)

Принципы реализации проекта :

Принцип научности -предполагает подкрепление всех средств познания научно- обоснованными и практически апробированными методиками

-содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования

Принцип доступности -предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме

-предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников

Принцип систематичности и последовательности - обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;

- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально- личностной ориентации воспитания - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка- дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка

Принцип целостности - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно – экспериментальной деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип активного обучения - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Планируемые результаты

После проведения каждого этапа работы предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:

быстрое включение в активный познавательный процесс;

самостоятельное пользование материалом;

постановка цели и нахождение путей ее достижения;

самостоятельность при поиске открытий;

проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;

настойчивость в отстаивании своего мнения;

расширение кругозора детей;

развитие критического мышления и речи;

проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении исследовательских задач:

самостоятельно ставит проблему;

выдвигает гипотезы, предположения;

самостоятельно планирует деятельность;

выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности;

доводит дело до конца;

ребенок формулирует в речи достигнут или нет результат, делает выводы.

Этапы реализации проекта :

Подготовительный этап : 1.09.2021 – 06.09.2021

- изучение литературы;

- создание предметно-пространственной среды;

- разработка занятий по опытно-экспериментальной деятельности.

Основной этап: 06.09.2021 – 20.05.2022

Для реализации поставленных задач содержание образовательной деятельности разделено на 3 блока: 1 – вода и воздух; 2 – свет и сила; 3 – магнетизм и электричество

блоки сроки задачи

Вода и воздух сентябрь - ноябрь Расширение и закрепление представлений о свойствах воздуха и воды

Свет и сила

декабрь - февраль Формирование представлений о физических явлениях; знакомство со свойствами света и тени. закрепление представлений о центре тяжести; знакомство с силой инерции и центробежной силой; знакомство со свойствами стекла и зеркальных поверхностей

Магнетизм и электричество

март - май Расширение и закрепление представлений о свойствах магнита и электричества

Учебно – тематический план

Возраст детей Продолжит. занятий Периодичность в неделю Кол-во занятий всего

Подготовительная группа 6-7 лет 30 мин. 2 раза (1 час) 60 (30 ч)

Форма проведения занятий – групповая.

Занятия проходят во второй половине дня.

Месяц Темы игр- экспериментирований Задачи

Блок 1 – вода и воздух

Сентябрь 1. «Воздух толкает и давит»

2. «Атмосферное давление»

3. «Упругость воздуха»

4. «Где теплее» Расширять представления о свойствах воздуха

Дать представления о существовании атмосферного давления

Познакомить с понятием «температура воздуха» и способом ее измерения

Дать представление о движении воздушных масс в зависимости от температуры воздуха

Октябрь 1. «Воздух расширяется»

2. «Звуковые волны»

3. «Откуда взялся звук»

4. «Барабанная перепонка»

5. «Слух»

6. «Музыка»

7. «Джинн из бутылки»

8. «Волшебная вода» Дать представления о плотности воздуха; закреплять представления о движении теплых и холодных масс

Познакомить с причиной возникновения звука, с понятием «звуковая волна»

Обобщать и расширять знания детей о функциях органов слуха на основе опытов;

Тренировать способность приобретать знания, путем экспериментирования

Ноябрь 1. «Соль в воде»

2. «Вода – растворитель»

3. «Бережем воду»

4. «Наша любимая газировка» (н)

5-6. «Вода поднимается»

7. «Вода –

путешествиница»

8. «Самое удивительное вещество на Земле – вода» Расширение представлений о свойствах воды и способах ее очищения

Формировать представление о необходимости беречь воду

Беседа «Как получается газировка». Опыты с газировкой, апельсиновым, яблочным, виноградным, лимонным соком. Кислота в желудке

Сформировать представления о взаимодействии воды и песка, воды и глины, воды и почвы

Блок 2 – свет и сила

Декабрь 1. «Волшебные стеклышки»

2. «Почему предметы движутся»

3. «Хитрости инерции»

4. «Упрямые предметы» 5-6 «Что такое масса» Познакомить с приборами для наблюдений – микроскопом, лупой, подзорной трубой, биноклем; объяснить. Для чего они нужны человеку

Познакомить с физическими понятиями «сила».

«трение»

Познакомить с физическим свойством предметов

– инерцией

Сформировать представления о свойстве предметов – массе и весе; о приборах для измерения массы

Январь 1 «Взвешивание предметов»

2 «Как влиять на температуру»(н)

3. «Что такое невесомость»

4. «Сила притяжения и вес»

5. «Зеркало на стене»

6. «Почему отражает зеркало» Закрепление понятий «масса и вес»

Изучение изменений температуры предметов от различных воздействий (трение и т. п.)

Познакомить с понятием «невесомость»; выявить случаи невесомости на земле

Закрепить знания о притяжении и весе; выяснить как действует сила притяжения

Познакомить со свойством зеркала отражать свет

Февраль 1. «Солнечные зайчики»

2. «Вода преломляет свет»

3. «Излучение»

4. «Волшебный круг»

5. «Секретные записки» 6-8. «Театр теней» Закрепить представления о преломлении света

Познакомить с понятием «излучение света»; установить как цвет влияет на количество излучения, поглощаемого предметами

Дать представление о том, что человеку для восприятия цветов требуются различные отрезки времени

Закреплять представления о свете и тени

Блок3 – магнетизм и электричество

Март 1. «Разбитый магнит»

2. «Остаточный магнетизм»(н)

3. «Магнитное искусство»

4. Кусающие за по…люс»

5. «Железо намагничивается»

6. «Магнетизм в нашей жизни»

7. - 8. «Магнитная земля» Закреплять и расширять представления о свойствах магнита

Изучение явления остаточного магнетизма, опыты с отверткой. Измерение остаточного магнетизма. Опыты с металлическими предметами

Продолжать объяснять действие магнитных сил

Дать представления о том. Что Земля – это магнит

Показать примеры проявления магнетизма в жизни

Апрель 1-2. «Компас и стороны света»

3. Электромагниты»

4. «Проводники электричества»

5. «Хорошая батарейка- плохая батарейка»(н)

6. «Напряжение»(н)

7. «Электризация различных веществ»

8. «Электричество в природе» Сформировать представления о сторонах света и северном и южном полюсах

Познакомить с принципом работы компаса

Познакомить с понятием «проводник электричества»; показать, что некоторые вещества могут быть проводниками

Измерение напряжения использованной и новой батарейки. Солевая батарейка – устройство и принцип действия. Создание солевой батарейки

Как снять напряжение. Доброе и злое напряжение. Опыты с напряжением. Основы безопасного экспериментирования с напряжением.

Май 1. «Где прячется электричество»

2. «Опасное и неопасное электричество»

3. «Электрические чудеса»

4. «Электричество и электроприборы» Закрепить представления детей о статическом электричестве и его свойствах

Напомнить правила соблюдения техники безопасности при использовании электроприборов

Игровые приё мы:

моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;

повтор инструкций;

выполнение действий по указанию детей;

«намеренная ошибка»;

проговаривание хода предстоящих действий;

предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;

фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.

Последовательность детского экспериментирования:

1. Проблемная ситуация.

2. Целеполагание.

3. Выдвижение гипотез.

4. Проверка предположения.

5. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

6. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

Как я это делаю?

Почему я это делаю именно так, а не иначе?

Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Примерная структура занятия - экспериментирования:

2. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

6. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

8. Заключительная часть предполагает подведение итогов урока, фотографирование результатов экспериментальной деятельности, для последующего участия в выставках.

При проведении опытов и экспериментов обязательным является соблюдение правил проведения опытов и соблюдение техники безопасности:

Правила проведения опытов Техника безопасности

Во время опыта помни о цели, уровняй все условия, кроме одного. Значение которого узнаешь Бери только нужные для работы материалы

Если опыт длительный, попробуй зарисовать все его этапы в виде рисунков или моделей С сыпучими материалами работай на подносе

Об опыте, результатах расскажи сверстникам, чтобы им было понятно, что ты узнал и как Пробовать на вкус вещество можно только в том случае, если уверен в том. Какое вещество ты

пробуешь

Окончив работу положи на место все материалы

Заключительный этап: 2305.2022 – 25.05.2022

- Подведение итогов проекта;

- Отчет в форме презентации.

Список литературы

1. Дмитриева Е. А., Зайцева О. Ю., Калиниченко С. А. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками : Метод. пособие. - М: ТЦ Сфера, 2017

2. Познавательно-исследовательская деятельность как направление личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/сост. Н. В. Нищева. - СПб. : ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017

3. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/ сост. Н. В. Нищева. - СПб. : ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017

4. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2/ сост. Н. В. Нищева. - СПб. : ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017

5. Рыжова Н. А. Лаборатория в детском саду и дома:[учеб. -метод. комплект: метод. пособие]- М. : Линка-Пресс, 2012

6. Хюндлингс А. Свет и сила: практические занятия для любопытных детей от 4 до 7 лет - М. : Издательство «Национальное образование», 2016

7. Хюндлингс А. Вода и воздух: советы, игры и практические занятия для любопытных детей от 4 до 7 лет - М. : Издательство «Национальное образование», 2015

8. Хюндлингс А. Магнетизм и электричество: практические занятия для

любопытных детей от 4 до 7 лет - М. : Издательство «Национальное образование», 2016

9. Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для

дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/ Е. А. Шуктяева. – М. : издательство «Ювента», 2016

10. Интернет - ресурсы

Публикации по теме:

Фотоотчет о НОД в подготовительной к школе группе «Личная гигиена — залог здоровья» с использованием ИКТФотоотчет о НОД в подготовительной к школе группе «Личная гигиена — залог здоровья» с использованием ИКТ Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет НОД "Личная гигиена - залог здоровья". Сам конспект и презентация представлены.

Фотоотчёт «Эксперименты с цифровой интерактивной лабораторией «Наураша»Фотоотчёт «Эксперименты с цифровой интерактивной лабораторией «Наураша» И снова, здравствуйте. Мы с ребятами подготовительной группы обещали вам рассказать, где ещё живёт электричество, о способах его получения.

Конспект исследовательской деятельности по теме «Пульс» в цифровой лаборатории «Наураша» (старшая группа)Конспект исследовательской деятельности по теме «Пульс» в цифровой лаборатории «Наураша» (старшая группа) Всем доброго времени суток! КОНСПЕКТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦИФРОВОЙ ЛАБОРАТОРИИ «НАУРАША» блок «ПУЛЬС» (второе занятие) Место.

Конспект НОД «Гиацинт — цветок дождей» с использованием ИКТ в подготовительной к школе группеКонспект НОД «Гиацинт — цветок дождей» с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе Цель: формирование представлений о гиацинте, как о весеннем цветке Задачи: Образовательные: - расширять представления о цветущих растениях;.

Конспект НОД с использованием ИКТ «Балету П. И. Чайковского «Щелкунчик» — 125 лет!» в подготовительной к школе группеКонспект НОД с использованием ИКТ «Балету П. И. Чайковского «Щелкунчик» — 125 лет!» в подготовительной к школе группе Цель: формирование интереса к классической музыке Задачи: -познакомить детей с музыкой балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», историей.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе с использованием логико-математических игр и упражнений МБДОУ «Детский сад № 11» г. Алапаевск Конспект НОД в подготовительной к школе группе с использованием логико-математических игр и упражнений.

Конспект занятия по обучению грамоте подготовительной к школе группы Путешествие по Стране ЗнанийКонспект занятия по обучению грамоте подготовительной к школе группы Путешествие по Стране Знаний Конспект занятия по обучению грамоте подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Математический досуг в подготовительной к школе группе «Приключения в стране Математики» Программные задачи: 1. Закрепить знания детей о цифрах в пределах 10 и месте каждой в математическом ряду. 2. Упражнять детей в различении.

Новости лаборатории в подготовительной группе детского сада для детей с ОВЗ (видеоотчет) .

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «В лаборатории молока»Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «В лаборатории молока» ПредисловиеОднажды в школе на родительском собрании я получила контрольную работу своей дочери. За один пункт мне стало стыдно по-настоящему.

Автор публикации:
Проект в подготовительной к школе группе с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Опубликовано: 27 марта 2022 в 05:34
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД