Светлана Бедак
Проект в старшей группе «Сказка ложь, да в ней намёк»
Проект «Сказка ложь, да в ней намёк»
Информационная карта проекта :
Проект - «Сказка ложь, да в ней намёк»
Автор проекта – Кармаева Светлана Викторовна
Продолжительность проекта – краткосрочный (март)
Тип проекта – информационно-творческий, групповой
Участники – дети группы, родители, воспитатель, логопед-дефектолог
Публикация «Проект в старшей группе „Сказка ложь, да в ней намёк“» размещена в разделах
Возраст детей – старшая группа, 5-6 лет
Проблема: В связи с занятостью родителей, у детей не сформирован интерес не то чтобы к сказкам, а к книгам вообще. Уровень знаний детей по этому направлению очень низкий. Если дети и знают сказки, то это сказки для малышей. Родители не знакомят детей с новыми сказками. Наши дети не могут назвать героев русских народных сказок, по иллюстрации не могут определить, что за сказка, слабо отгадывают загадки по сказкам.
Опрос детей моей группы показывает то, что родители практически не уделяют внимания на чтение дома. А ведь сказка представляет собой одно из древних средств эстетического, нравственного воспитания. Поэтому мы решили уделить больше времени русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Цель проекта : Приобщить детей и родителей к чтению художественной литературы в процессе знакомства со сказками.
Задачи проекта для детей :
Образовательные:
• Учить детей извлекать уроки и распознавать поучительные моменты из сказок;
• Расширять представления детей о сказках;
• Продолжать учить внимательно слушать сказки, рассуждать по ходу чтения;
• Обогащать и расширять словарный запас;
• Формировать умения выразительно инсценировать эпизоды сказок.
Развивающие:
• Развивать связную речь детей;
• Развивать память, мышление, воображение, фантазию;
• Развивать артистические, творческие способности детей4
• Развивать коммуникабельность, умение общаться.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к художественной литературе, к сказкам;
• Воспитывать бережное отношение к книгам;
• Воспитывать культуру речи, чувства дружбы, коллективизма.
Предполагаемый результат:
• Развитие интереса детей к РНС;
• Развитие духовно-богатой личности ребенка как активного участника проекта;
• Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
• Совершенствовать связную речь детей;
• Пополнение книжного уголка.
Форма проведения итогового мероприятия:
• Викторина;
• Театрализованная деятельность.
Название итогового мероприятия:
• «Путешествие по стране сказок»;
• Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят».
Этапы работы над проектом :
I этап - Подготовительный:
1. Определение темы, проблемы проекта;
2. Изучение материала по программе детского сада по возрастной группе;
3. Беседа с родителями об актуальности семейного чтения с детьми;
4. Сбор информации, литературы, репродукций по сказкам, пословиц, поговорок, загадок по теме;
5. Подбор аудиосказок;
6. Разработка занятий по темам;
7. Подборка книг на выставку;
8. Разработка бесед, консультаций для родителей.
II этап – Основной:
1. Работа с родителями:
Папка-передвижка «Как провести выходной день с ребенком?»;
Консультация: «Воспитание сказкой», «Роль детских сказок в жизни ребенка»;
Беседа с родителями: «Сказка в жизни ребенка»;
Совместное творчество детей и родителей:
• выставка детских рисунков «Моя любимая сказка»;
• создание книжки-малышки по теме.
2. Работа с детьми:
Беседа на тему: «Сказка ложь, да в ней намёк», «Русские народные сказки», «Какие сказки вы знаете», «Чему учат сказки»;
Чтение РНС: «Лисичка сестричка и волк», «Волк и семеро козлят», «Хаврошечка», «Аленушка и братец Иванушка».
Пересказ сказок;
Рассматривание иллюстраций по прочитанным сказкам;
Слушание аудиосказок;
Выделение главных героев, определение характеров сказочных героев;
Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки;
Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, о сказочных героях;
Загадывание загадок о сказках;
Просмотр мультфильмов по прочитанным сказкам и сравнение;
Драматизация сказок.
III этап - Заключительный:
Подведение итогов проектной деятельности;
Драматизации сказок;
Викторина: «Путешествие по стране сказок»;
Выставка рисунков, поделок детей;
Оформление выставки рисунков совместной деятельности детей и родителей «Моя любимая сказка»;
Презентация проекта;
Родительское собрание на тему: «Роль сказки в семье».
Содержание работы в процессе реализации проекта :
Художественно - эстетическое развитие:
Рисование: раскраски по сказкам, понравившийся герой из сказки «Хаврошечка», «Волк и семеро козлят».
Лепка: «Мои любимые сказочные герои» (по пройденным сказкам);
Аппликация: «Хитрая лисичка», «Волк ловит рыбу».
Конструирование: «Лисичка сестричка», «Козленок».
Беседы: «Какие сказки вы знаете?»; «Чему учат сказки?»; «Зачем нужны сказки?»; «Сказка ложь, да в ней намек».
Познание:
ФЭМП:
ФЦКМ: «Задания от Бабы-Яги», «Путешествие по сказкам».
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Хаврошечка», «Лисичка сестричка и серый волк».
Загадки по сказкам.
Чтение стихотворений о сказках.
Дидактические игры:
• «Отгадай название сказки»;
• «Разрезные картинки. Собери сказку и назови ее»;
• Кубики «Собери сказку и назови ее»;
• «Путешествие в сказку»;
• «Помоги герою добраться до домика».
Подвижные игры
• «У медведя во бору».
• «Волк и козлята».
• «Коза-дереза».
• «Колобок».
Просмотр мультфильмов: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Хаврошечка», «Лисичка сестричка и серый волк».
Театрализация: (настольный театр, пальчиковый театр). Драматизация сказки «Волк и семеро козлят».
Результаты проекта :
1. У детей формируются навыки самостоятельности, активности;
2. Расширяются нравственные представления детей о проявлении добра и зла;
3. Дети дают мотивационную оценку поступкам героям сказок.