Получи документы

Проект во второй группе раннего возраста «Юные исследователи»

Разумова Юлия
Проект во второй группе раннего возраста «Юные исследователи»

Разумова Ю. Н.

Проект во второй группе раннего возраста «Юные исследователи»

Актуальность.

Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Наши малыши самые активные, самые любознательные. У них много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Чтобы дети сами могли найти ответы на свои многочисленные вопросы, я решила начать с ними исследовательскую работу по неживой природе: «Юные исследователи». Обратить внимание детей на то, что даже самые привычные объекты: солнце, вода, воздух, песок таят в себе много неизвестного. Несмотря на столь ранний возраст, я считаю, что детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, природе, в повседневной жизни.

Публикация «Проект во второй группе раннего возраста „Юные исследователи“» размещена в разделах

Участники проекта : дети 2-ой группы раннего возраста «Ромашки», родители воспитанников, воспитатель.

Сроки реализации проекта : 1 неделя (краткосрочный).

Цель проекта : развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

Задачи:

• обогащение представлений малышей об объектах неживой природы

• развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения; обогащение словарного запаса.

• создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Ожидаемый результат:

формирование представлений детей о объектах неживой природы: солнце, вода, песок и воздух.

• формирование познавательного интереса к играм, опытам, наблюдениям, экспериментам.

• обогащение словарного запаса.

• воспитание бережного отношения к окружающему миру.

Виды деятельности.

• художественное творчество (изо, лепка)

• коммуникация (беседа, чтение художественной литературы)

• физическое развитие

• познание (ФЭМП, ФЦКМ, сенсорное развитие, познавательно – исследовательская деятельность)

• труд

• безопасность. О Б Ж, экологическое сознание.

• здоровье (КГН, ЗОЖ)

• социализация (Игры, театр, экспериментирование)

Этапы реализации проекта :

I этап: Подготовительный.

1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме «Опыты, игры, эксперименты для 2-ой группы раннего возраста».

2. Разработать картотеку потешек, пальчиковых и дидактических игр; картотеку исследований, опытов, экспериментов.

3. Разработать перспективный план «Опыты, игры эксперименты в 2-ой группе раннего возраста» с учётом картотеки игр.

4. Пополнить предметно – развивающую среду.

5. Подготовить информацию для родителей по темам:

анкета для родителей: «Детское экспериментирование в семье»

консультация для родителей: «Экспериментальная деятельность в детском саду»

памятка для родителей: «Экспериментирование с неживой природой»

консультация для родителей: «Играя, познаём окружающий мир»

• консультация для родителей «Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром».

2 этап. Основной.

1. Привлечение родителей:

к созданию предметно развивающей среды:

Центр «Песок-вода» : емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д. пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.

Центр «Воздух» : веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки.

• к проведению опытно – экспериментальной деятельности в домашних условиях.

2. Реализация проекта «Юные исследователи».

Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.

1-ый день «Солнце» :

Чтение художественной литературы Стихотворение Г. Бойко «Солнышко». Цель: ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании содержания.

Разучивание потешки про солнышко. Цель: развитие речевого общения; умения соотносить слова с действиями.

Эксперимент «Солнечные лучики». Цель: развитие воображения, восприятие величины.

Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко». Цель: способствовать развитию моторики рук, развитие речи.

Рисуем мелом на асфальте «Светит солнышко». Цель: познакомить детей с мелом, показать для чего нужен мел, как мел рисует на асфальте, развивать речь, социализировать детей в обществе, развивать физические качества.

Слушанье и пение песни «Солнышко». Цель: формирование у детей интереса к солнышку, его красоте.

Труд: «Привлечь детей к мытью игрушек». Цель: развивать трудолюбие, бережное отношение к игрушкам.

Наблюдение «Игрушки на солнышке сохнут быстрее, чем в тени».

Рисование «Светит солнышко». Цель: обучать рисованию предметов круглой формы, закрашиванию по контуру. Развивать художественно — эстетическое восприятие окружающих предметов, воспитывать аккуратность, интерес к работе.

Беседа «Учимся радоваться солнышку и природе». Цель: развивать интерес и эмоциональную отзывчивость на явления неживой природы.

Игра-ситуация «Солнечные зайчики». Цель: способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности.

2-ой день - «Воздушные чудеса»

Беседа «О свойствах воздуха». Цель: знакомить детей с воздухом.

Дидактическая игра «Воздушный шарик». Цель: показывать детям, что внутри шарика находиться воздух.

Опыт «Игры с соломинкой». Цель: знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить воздух.

Исследование «Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену». Цель: подвести к выводу о том, что мыло пенится.

Экспериментирование «Игры с воздушным шариком». Цель: ознакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух.

Игра «Пускание мыльных пузырей». Цель: стимулировать двигательную активность.

Труд: Сбор мусора на участке. Воспитывать желание помочь взрослым.

Наблюдение «За чистотой на участке, за травкой».

Наблюдение и беседа «Почему летит мыльный пузырь?» Цель: стимулировать познавательную и речевую активность

Лепка: «Мой мяч». Цель: учить лепить округлые предметы из пластилина круговыми движениями.

Экспериментирование «Что в пакете» Цель: помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве.

3-ий день - «Фокусы с песком».

Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и квадрата» Цель: закреплять знание о геометрических фигурах, развивать воображение детей.

Проблемная ситуация, игра «Юные кладоискатели». Цель: развивать наблюдательность, изучение свойств песка, учить находить игрушку в песке

Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком «Пирожки для мишки». Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, делать выводы.

Игра «Чувствительные ладошки». Цель: закрепить знание свойств песка; способствовать развитию речи, рассматривая иллюстрацию узнавать героев сказки, отвечать на вопросы; развивать мелкую моторику, слуховое внимание; научить, прислушиваясь к себе, проговаривать свои ощущения.

Беседа «О свойствах мокрого и сухого песка». Цель: развивать познавательную и речевую деятельность детей.

Игра с песком «Пропусти через сито». Цель: помочь в изучении свойств сырого и сухого песка, в совершенствовании конструктивных умений.

Труд: «Сбор песка в песочницу, с помощью лопаток, грузовых машин». Цель: воспитывать желание трудиться вместе, развить трудовые умения, усовершенствовать их; воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, бережливость.

Наблюдение: «Из чего состоит песок». Цель: помочь детям пронаблюдав за песком сделать вывод: песок состоит из множества песчинок.

4-ый день - «Вода – чудо природы».

Культурно — гигиенические навыки. Цель: продолжать учить детей намыливать руки до образования пены, мыть их круговыми движениями и смывать водой

Гигиенические процедуры. Цель: обогащать представления детей о процессах умывания, обращаясь к художественным произведениям (потешкам, стихам и т. д)

Изучение потешек о воде. «Водичка, водичка умой моё личико». Цель: развитие речевого общения; умения соотносить слова с действиями.

Дидактическая игра «Ухаживать за цветами». Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях.

Игры-опыты «Прятки с водой» Цель: дать представление о свойствах воды, о том, что вода может изменять цвет.

Экспериментирование «Переливание воды». Цель: формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному.

Опыт «Водичка сладкая, солёная». Цель: помочь детям получить представления о том, что некоторые вещества в воде растворяются и могут передавать воде свой вкус.

Труд: «Поливаем цветы». Цель: сформировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь; развить трудовые умения, усовершенствовать их; воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, бережливость.

Экспериментирование «Переливание воды». Цель: формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному.

Беседа «Свойства воды». Цель: формировать знания о разных свойствах воды: льется, летят брызги и т. д.

Рисование «Красивые чашки для волшебницы-воды» (коллективная работа, по мотивам народной песенки «Ладушки, ладушки. Цель: напомнить содержание русской народной песенки; поощрять попытки выполнять движения, о которых говорится в песенке; учить договаривать слова, фразы; развивать моторику рук; совершенствовать умение рисовать тычком, стараясь равномерно расположить рисунок.

Чтение художественной литературы. А. Барто «Девочка – чумазая» Цель: ознакомить с рассказом, помочь в понимании содержания.

Эксперимент «Мыло-фокусник». Цель: ознакомить со свойствами и назначением мыла, закреплять знание правил безопасности при работе с мылом.

5-ый день - «Ветерок-волшебник». Подведение итогов.

Подвижная игра «Раздувайся пузырь». Цель: знакомство и сближение детей друг с другом и с воспитателем.

Дидактическое упражнение «Ветерок». Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей. Чтение стихотворения «Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч». Цель: закрепить знания детей о ветре, причинах его возникновения, роли в жизни человека.

Игры с султанчиками, вертушками, мыльными пузырями

Дыхательное упражнение «Легкий ветерок». Цель: учить остужать еду, слегка подув на неё.

Труд: «Собрать веточки на участке сорванные ветром». Цель: формировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь; развить трудовые умения, усовершенствовать их; воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, бережливость.

Эксперимент «Послушный ветерок». Цель: развивать умение правильно дышать ознакомить с таким свойством воздуха: воздушный поток имеет различную силу.

Итоговое мероприятие проекта - «Шоу мыльных пузырей»

Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей; развитие интереса к экспериментальной деятельности

3 этап Заключительный.

1. Оформление коллажа «Юные исследователи»

2. Презентация проекта.

3. Фотоотчёт.

Вывод: В результате реализации летнего проекта «Юные исследователи», можно твердо сказать, что у малышей существует интерес и желание выполнять различные упражнения, эксперименты, опыты, исследования, играть с песком и водой, вести здоровый образ жизни, так как это весело и увлекательно.

Организуя, показывая, предлагая малышу разные способы обследовательских действий: посмотреть, потрогать, погладить, подержать, попробовать на вкус и т. д. ; воспитатель поможет освоить свойства и качества предметов и материалов, называя их, то есть стимулирует развитие активной речи. Так же способствует развитию любознательности, развитие всех видов восприятия (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных, логического мышления, устойчивого внимания. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками и т. д. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяется его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребенка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности.

В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытие. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает возможность ребенку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления схемами действия. Роль взрослого в этом процессе заключения не в том, чтобы сразу показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побудить к самостоятельному исследованию, поддержать его любознательность. Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психологического развития. Она проявляется в том, что малыш активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим: сразу же исследовать его; с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментировать с различными веществами; подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия; стремится поделиться ими с взрослыми.

Организуя игры с водой и песком, я не только знакомлю детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляю элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваю мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок мы пересыпаем из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него закапываем различные предметы и откапываем их, строим горки, дорожки и т. д. Считаю, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться.

Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней расслабленности малыша.

Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами. Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с родителями детей.

Метод детского экспериментирования не труден; он просто не привычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения.

Но я считаю, что усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Литература:

1. Дыбина О. В. «Ребёнок в мире поиска»Москва: ТЦ Сфера, 2004;

2. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада»— Волгоград: Перемена, 2001;

3. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92

4. Карасёвой М. В., воспитателя МДОУ №2 г. Мичуринска Статья «Организация исследовательской деятельности в ДОУ»

5. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 97.

6. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников»Москва: Мозаика – Синтез, 2006;

7. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995 г.

8. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

9. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

10. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005

11. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007. №6. С. 13-16.

Публикации по теме:

Презентация «Семейный проект во второй группе раннего возраста «Лэпбук — малышам друг!» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию «Семейный проект во второй группе раннего возраста «Лэпбук – малышам друг!» муниципальное.

«Юные исследователи». Экспериментальное занятие в старшей группе«Юные исследователи». Экспериментальное занятие в старшей группе Экспериментальное занятие в старшей группе. " Юные исследователи " Цель. Развивать у детей интерес к познанию нового на основе жизненных.

Фотоотчёт «Юные исследователи»Фотоотчёт «Юные исследователи» Фотоотчёт «Юные исследователи» В нашей группе прошло интересное занятие по развитию речи. На занятии дети были исследователями: каждый.

Педагогический проект во второй группе раннего возраста «Птицы зимой»Педагогический проект во второй группе раннего возраста «Птицы зимой» Актуальность Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование природоохранного сознания необходимо воспитывать.

Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи» Проект «Юные исследователи"Актуальность проекта «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.

Проект «Маленькие исследователи» для второй младшей группыПроект «Маленькие исследователи» для второй младшей группы Проект "Маленькие исследователи"«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Проект на каникулярной неделе «Чудесный мир народного творчества» во второй группе раннего возраста Проект на каникулярной неделе «Чудесный мир народного творчества» во второй группе раннего возраста. Воспитатели: Жеребцова В. Г., Мазакина.

Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» Проект в средней логопедической группе №4 «Юные исследователи» Руководители проекта: воспитатели Краковская Надежда Александровна, Шлейгер.

Проект «Зачем бегемоту нужны прививки» во второй группе раннего возрастаПроект «Зачем бегемоту нужны прививки» во второй группе раннего возраста Проект «Зачем бегемоту нужны прививки?» во второй группе раннего возраста №1 «Ягодка». Актуальность проекта: мало найдётся людей, которые.

Рекомендации для родителей «Юные исследователи» в младшей группеРекомендации для родителей «Юные исследователи» в младшей группе Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект во второй группе раннего возраста «Юные исследователи»
Опубликовано: 3 ноября 2020 в 22:16
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД