Лучший педагог года

Проект: «Волшебный мир сенсорных тренажёров»

Наталья Муляр
Проект: «Волшебный мир сенсорных тренажёров»

Тема проекта:

«Волшебный мир сенсорных тренажёров»

Содержание папки

1. Паспорт проекта….

1. Актуальность исследования…

2. Цели и задачи проекта….

3. Сенсорное развитие….

4. Влияние предметно-развивающей среды на полноценное развитие ребёнка

5. Этапы работы с сенсорными тренажёрами…

6. Виды сенсорных тренажёров….

7. Работа с родителями…

Консультация

Родительское собрание

Анкета для родителей

8. Практическая часть:

Публикация «Проект: „Волшебный мир сенсорных тренажёров“» размещена в разделах

Непосредственно-образовательная деятельность с использованием сенсорных тренажёров

9. Диагностика…

Паспорт проекта:

Вид проекта: информационный, творческий, практический.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет, родители воспитанников, воспитатели группы

Практическая значимость: проект предназначен для детей младшего дошкольного возраста, но его можно легко адаптировать для детей, как среднего, так и старшего и подготовительного возраста изменив только цели, для чего необходим творческий подход воспитателя, его желание сделать занятие более интересным, познавательным и увлечь этим детей.

Инновационная направленность: проект способствует лёгкому и ненавязчивому обучению детей данному виду деятельности, знакомит родителей с данной информационно-коммуникационной технологией. В уголке для родителей размещается информация о проекте, предлагаются консультации, домашние задания для детей и родителей.

Актуальность

В настоящее время вопрос о раннем развитии детей не теряет своей актуальности. Сейчас выпущено много разнообразной литературы, но практического материала для работы с детьми данного возраста недостаточно. Начиная работу в группе раннего возраста, мы столкнулись с проблемами малышей: слабое развитие кисти и пальцев, плохое запоминание цвета, размера, формы и т. д. Столкнувшись с этими трудностями, решила взять для углубленной работы тему: «Использование сенсорных тренажёров в умственном развитии детей». С помощью сенсорных тренажёров у детей развивается мышление, восприятие, память, внимание, мелкая моторика руки, формируется представление о форме, цвете, количестве.

Эти тренажёры не требуют затрат, просты в изготовлении. Основное отличие тренажёров от дидактический пособий – это формирование осмысленной деятельности, а не механическая отработка навыков. Они могут быть включены в игровую и сюжетную деятельность. Для формирования зрительного, осязательного, кинестического восприятия используются сенсорные тренажёры, которые являются составляющей частью занятий по продуктивной деятельности, развитию речи, по ознакомлению с окружающим. Они могут быть частью интегрированного занятия, в совместной и самостоятельной деятельности детей.

Сенсорные тренажёры можно использовать как часть занятия во второй младшей, средней и даже подготовительной группах, изменяя её цели, для чего необходим творческий подход воспитателя, его желание сделать занятие более интересным, познавательным и увлечь этим детей.

Цель:

воспитание сенсорной культуры и развитие мелкой моторики рук ребенка в условиях ДОУ.

Задачи:

• Создание эмоционально положительного настроения.

• Развитие интереса и побуждение к действиям.

• Формирование представлений о предметах.

• Развитие умения сравнивать по свойствам и признакам (развитие глазомера).

• Знакомство с сенсорными эталонами.

• Развитие мелкой моторики руки.

• Формирование и активизация словаря ребенка.

• Развитие восприятия (зрительного, осязательного, тактильного).

• Развитие наглядно-действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения и т. д.

• Развитие умения понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов (один, много, ни одного).

Сенсорное развитие

Ребенок – это, прежде всего эстет:

он реагирует на внешность,

на видимость, на очертания и формы.

И. Бродский

Главной составляющей полноценного развития детей в младшем возрасте является сенсорное развитие. Оно, направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт, и поэтому надо обеспечивать деятельность детей, совершенствующую их анализаторы.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

Сенсорное развитие ребенка

Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т. п. Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание- это одна из основных сторон дошкольного воспитания. Именно сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так, значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях по физической культуре. В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.

1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые говорит, что они похожи на мячик. Т. е, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.

2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и т. д Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.

3 этап – на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, - «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд. Соответственно усложняются дидактические игры.

В возрасте 3 лет расширяется использования всевозможных мелких предметов и небольших образных игрушек. Дети уже способны выполнять выбор предметов на ощупь, т. е. без зрительного контроля, узнавать предмет по форме и величине, а также находить различные предметы, игрушки по предъявленной картине, т. е. соотносить реальный предмет и его изображение.

Различные виды занятий с дидактическими игрушками способствуют разностороннему развитию ребенка третьего года жизни: воспитывают умственно, физически и статически; повышают работоспособность; формируют умение учиться.

Занятия по сенсорному воспитанию способствуют развитию речи и мелкой моторики рук.

Сенсорное воспитание, базирующиеся на развитие ощущений и восприятий, в свою очередь, лежит в основе как умственного, так и эстетического воспитания ребёнка. В дошкольном возрасте ему отводится совершенно особая основополагающая роль. Первым последовательным «сенсуалистом» в педагогики была М. Монтессори и не имея прямого к её системе, мы сегодня обнаруживаем следы её влияния в виде многочисленных самодельных и покупных дидактических материалов (сенсорные коврики, рамки со вкладышами и т. д.).

Однако впоследствии, отдавая дань таланту Монтессори, её не раз упрекали в том, что придуманные ею упражнения механистичны и существуют вне содержательного контекста детской деятельности.

Гораздо эффективнее, если упражнения будут упакованы в разную форму, способствующую ещё и развитию образного восприятия, а затем и игры.

Именно образ способен придать действиям малыша новый смысл, созданию для них дополнительный мотив.

Если молния вшита не просто в рамку, а «работает» на дверце домика, в который хочет спрятаться мышка, манипуляция с молнией может быть включена в простенький сюжет по спасению мышки от кошки, от дождя, от холода. Если пуговицы существуют не сами по себе, а на животе смешного толстячка. Нужно помочь застегнуть ему пуговицы, т. к. ему срочно нужно идти в гости.

Конечно, малыш двух и даже трёх лет ещё не самостоятельно сюжетно обосновать манипуляции с предметами. Это задача взрослого, нацеленного на работу в зоне ближайшего развития ребёнка. Но при этом игрушка должна обладать таким потенциальным свойством – наталкивать на какой-нибудь связанный с ней сюжет.

Этапы работы с сенсорными тренажёрами

1. Развитие мелкой моторики рук

Цель: научить детей откручивать и прикручивать пробки, учить пользоваться различными видами застёжек.

2. Развитие восприятия цвета и формы

Цель: формировать умение соотносить предметы по цвету и форме

3. Развитие представления о предметах

Цель: создание моделей предметов

4. Развитие представлений о качествах предметов

Цель: упражнение в определении качеств и свойств предметов

Виды сенсорных тренажёров

Среди современных развивающих игрушек можно выделить следующие:

-зрительно-тактильные тренажеры (мобили, развивающие коврики, игрушки-мякиши, игрушки из серии «чудесный мешочек» (мешочки с разнообразными мелкими деревянными предметами, шнуровки, пластилин и тесто, игрушки для невоздушных сред: для ванной, для песочницы и т. д.);

слуховые тренажеры (погремушки, свистульки и дудочки, музыкальные инструменты, шарманки);

-сенсомоторные тренажеры (пирамиды, стучалочки, игрушки-попрыгунчики, вкладыши, абаки, лабиринты, мозаики, конструкторы элементарные из крупных блоков, машинки, самолетики, мячи и кольцебросы, игрушки-каталки и игрушечные коляски);

-образные игрушки (мягкие игрушки, перчаточные куклы, пальчиковый театр, куклы, солдатики, машинки, инструменты, Lego-конструкторы с готовыми персонажами и kinder-сюрпризы);

-когнитивно-логические тренажеры (кубики, коврики-пазлы, детское домино, логические абаки, геометрические вкладыши, пазлы, настольные игры, кубики и змейки Рубика, головоломки с шариками, всевозможные конструкторы); наборы для творчества.

Я представляю вам тренажёры, которые мы изготовили в нашей группе, своими руками:

Тренажёр «Весёлое путешествие»

Как сделать:

1. Берем картонную коробку (чем плотнее картон, тем лучше,

наклеиваем подходящие по сюжету картинки и укрепляем поверхность скотчем.

Наша коробка размером чуть больше половинки альбомного листа.

Ее удобно держать ребенку на коленях, поэтому сделать игровое поле я решила с двух сторон.

С одной стороны у нас пруд, в котором «плавают» утенок и лягушонок.

С другой стороны – улица, где по дороге «ездит» машинка.

2. Прорезаем дорожки.

Дорожки я прорезала кухонным ножом. Срезы также укрепила скотчем.

3. Закрепляем «бегунки» в дорожках.

Конструкция простая: две пластиковые пробки снаружи и внутри дорожки закрепляются винтиком с гайкой.

На верхней пробке приклеивается картинка с героем, соответствующим сюжету

(у нас утенок и лягушка на одном игровом поле, и машинка – на другом).

4. Закрываем коробку, заклеиваем, чтоб ребенок не мог добраться до внутренностей игрушки.

Все – можно играть.

Мы начали освоение со стороны с прудом.

Покрякали, как уточки, поквакали, как лягушки, «помахали крылышками» и попрыгали.

Потом решили, что лягушонок хочет прийти в гости к утенку.

Потом утенок ходил, вернее плавал, к лягушонку с ответным визитом, возвращался к маме, плавал к цветочку и т. д.

Тренажёр «Весёлая полянка»

Как мы делали тренажёр?

За основу взяли коробку от конфет

Обклеили цветной бумагой и скотчем. Натянули на нее четыре резинки - две вертикально и две горизонтально. Резинки протягивали только в нижней части коробки через дырочки в боковых стенках, потом коробку закрыли крышкой и закрепили скотчем. На резинки нанизаны бусинки и пуговички. Договорились, что резинки – это у нас дорожки, а все бусинки и пуговки – «букашки», которые бегают по дорожкам. В получившихся клеточках между дорожками приклеили пчелок, бабочек, божью коровку и цветочки.

Получился симпатичный лужок.

Как играем?

- Для начала просто знакомимся: рассматриваем пчелок, бабочек (они у нас разных цветов, цветочки, учимся двигать наших «букашек» (отличное упражнение для развития мелкой моторики) и т. д.

- Считаем до 3: 3 пчелки, 3 бабочки, 2 цветочка, 1 божья коровка.

- «Больше – меньше – поровну»: разбираемся, кого же больше. Тут уже можно и букашек на дорожках посчитать и сравнить, где больше.

- Считаем букашек. Сколько на каждой дорожке, на всех дорожках вместе, сколько букашек могут «прийти в гости» к синей (желтой, красной) бабочке, к божьей коровке и т. д. Эти задания, конечно, уже для старших деток. Задач придумывается очень много, и что главное, ребенок решает их с удовольствием. Тем более что все можно тут же потрогать и проверить.

- Поскольку у нас получилось поле 3х3, играем в «крестики-нолики». Мы взяли шашки и играем в «черные против белых», отлично подойдут для этой цели и цветные крышки от пластиковых бутылок.

-Маленькими игрушками ходим по клеточкам и закрепляем понятия «вправо/влево», «левый верхний угол» (или «правый нижний», «центр», «по диагонали/ вертикали/горизонтали» и т. д.

Математический планшет Геометрик

Математический планшет Геометрик прост в использовании и очень функционален. С помощью доски с кнопочками и резиночек ребенок сможет самостоятельно создавать оригинальные рисунки, фантазировать, творить, конструировать. Уникальная методика "рисования резиночками" даст ребенку возможность прочувствовать пальцами форму геометрических фигур, научит ориентироваться на плоскости, работать по предложенной схеме и созидать самостоятельно, наладит связь между живым объектом и его схематичным изображением, развивая абстрактное мышление, воображение, а так же поспособствует развитию таких качеств, как внимание и усидчивость. Игра способствует развитию логики, мелкой моторики, помогает постичь азы геометрии, свободно ориентироваться на плоскости.

Куклы-тренажёры:

«Девочка Бантик и мальчик Клёпа»

Описание пособия:

Для изготовления пособий бал использован плотный картон, различные застёжки, разного цвета и формы, различные лоскутки ткани.

Дидактическая задача: развивать мелкую моторику руки, научиться пристегивать и отстегивать пуговки, кнопки, замочки.

Книга-тренажёр «Транспорт»

Описание пособия:

Пособие выполнено из различных видов ткани разного цвета. Для крепления деталей использована липкая лента, пуговицы, молния. Пособие предназначено для развития мелкой моторики рук.

Дидактические задачи:

- развивать мелкую моторику рук, внимание, память;

- учить различать цвет, форму, величину, различать виды транспорта;

- учить доводить начатое дело до конца.

Юбка - тренажёр

Дидактические задачи:

- формировать представления детей о различных видах застёжек;

- учить различать цвет, форму, величину и соотносить с сенсорными эталонами

- воспитывать интерес, любознательность, внимание, развивать кисти рук и мелкую моторику пальцев;

- воспитывать желание выполнять задание взрослого в соответствии с особенностями материала пособия;

- способствовать игровой деятельности

Дидактическая игра «Весёлые Ежики»

Игра состоит из четырёх мягких ёжиков разного цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный). Каждый зверёк имеет иголки (прищепки) соответствующих цветов (для развития моторики). На ёжиках находятся ягодки (для соотношения количества – один, два, три, много, детям предлагается найти одну или много ягодок.

Малыши раскладывают (дарят ежику) яблоки разных цветов, грибочки помогают развивать глазомер, выстраивать сериационный ряд (маленький, побольше, большой). В качестве дополнения ребёнку предлагается найти для жёлтого ёжика большой гриб, для красного – гриб поменьше и т. п.

Дидактическая игра «Сбей мышку»

Описание:

Игра состоит из четырёх мышек разного цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный) и кота-мяча, состоящего из дополнительный цветов (оранжевого, голубого, розового, бежевого).

Дидактические задачи:

- учить различать цвет;

- развивать желание играть вместе с воспитателем;

- учить метать мяч в цель.

Сенсорные дорожки

Задачи:

- развивать мелкую моторику;

- стимулировать двигательную

активность;

- создавать эмоционально

положительное настроение;

- проводить профилактику

плоскостопия.

Библиографический список.

1.«Программа «От рождения до школы» под редакцией Т. Н. Вераксы, М. А. Васильевой.

2.«План программа «Детство»

4.«Сенсорная комната в ДОШ. учр.» Колос Г. Т.

5.«Играем пальчиками и развиваем речь» Цвынтарный В. В. ;

6.«Пальчиковая гимнастика» Анищенкова Е. С. ;

7.«Умные пальчики» Синицина Е. ;

8.«Пальчиковая гимнастика» Узорова О. В. ,Нефедова Е. И. ;

9.«Продуктивная деят-ть с детьми ран. воз.» Полозова Е. В. ;

10.«Цветные ладошки» Лыкова И. А. ;

11.«Театрализованная деят-ть дошкольников» Губанова Н. Ф. ;

Публикации по теме:

Проект «Волшебный мир оригами» «Волшебный мир оригами» — это проект я разработала в прошлом году в связи с проектом «Уральская инженерная школа». Развитие конструктивно-модельных.

Проект «Волшебный мир театра» Доклад «Волшебный мир театра» Группа № 3 «Колокольчик» Воспитатели: Кузнецова Н. Ю. Куликова М. В. ТЕАТР – ЭТО ВОЛШЕБНЫИЙ МИР.

Конспект встречи с родителями по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования и тренажёровКонспект встречи с родителями по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования и тренажёров На базе нашего детского сада «Северок» проходят совместные занятия детей и родителей в рамках проекта «Мы вместе». Занятия организуются.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста, посредством дидактических игр» Тип проекта: практико-ориентированый. Автор проекта: Козынцева Галина Александровна, воспитатель 2 младшей группы. Масштаб: долгосрочный.

Проект: «Сенсорика — волшебный мир» Пояснительная записка Актуальность. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир.

Проект Тема: «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру» Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека" Б. Г. Ананьев. Введение Сенсорное.

Проект «Волшебный мир игры» .

Проект «Волшебный мир сказки» КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Волшебный мир сказки» (для старшего дошкольного возраста) Актуальность тем: Сказка - необходимый элемент.

Проект «Волшебный мир сказок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Незабудка» г. Набережные Челны 2016.

Проект «Волшебный мир природы» Слайд 1 Тема моей работы «Волшебный мир природы» (Знакомство детей дошкольного возраста с миром природы в процессе проектной деятельности).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект: «Волшебный мир сенсорных тренажёров»
Опубликовано: 13 января 2017 в 03:34
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД