Лучший педагог года

Проект «Эрьзя — скульптор мира»

Флора Исаева
Проект «Эрьзя — скульптор мира»

Проект «Степан Эрьзя – скульптор мира»

Вид проекта : краткосрочный

по типу: познавательно-развивающий

Объект исследования — жизнь и творчество С. Эрьзи.

Предмет исследования — творчество С. Эрьзи как важнейший аспект культуры мордовского народа

Участники проекта : дети, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Ты - чародей резца

Ты - славный сын земли

Ты - лучший из эрзян

Я признаюсь в любви

Воспел людей Земли.

Воспел ты свой народ.

И в камне - ты резцом

Свой возвеличил род

Публикация «Проект „Эрьзя — скульптор мира“» размещена в разделах

Мордовию свою

Прославил на весь мир!

На Родину твою

Пришелся славы пир!

/Д. Надькин. /

Проблема.

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным краем, его достопримечательностями, улицами, на которых проживают дети, с известными людьми.

Родители имеют недостаточно знаний о жизни и творчестве известного скульптора Степана Эрьзи, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, родители и дети не владеют информацией о музее, где собраны его работы. Не имея достаточного количества знаний о достопримечательностях и великих людях, прославивших Мордовию, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Актуальность

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих в Мордовии, с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии.

Искусство является основой художественного развития ребенка, важным средством его эстетического воспитания, Искусство окружает ребенка с момента рождения и вводит в мир через систему художественных образов.

Новизна проекта заключается в том, что ознакомление с творчеством С. Эрьзи будет осуществляться через проектную деятельность. Это позволит дополнить традиционную систему работы с детьми по данному направлению.

Цель проекта.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения; использование богатейшего культурного наследия музея им. С. Д. Эрьзя в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста для полноценного развития современного человека, становления его личности, приобщения к культуре родного края.

Задачи.

Образовательные:

- познакомить с жизнью и творчеством мордовского скульптора С. Д. Эрьзи, со средствами выразительности, используемыми в скульптуре;

- создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом известных людей Мордовии;

- способствовать изучению истории музея С. Эрьзя, культуры родного края;

- приобщать детей к нравственным и духовным ценностям.

Развивающие:

- развивать стремление изучать историю родного края, сохранять бережное и уважительное отношение к памяти своих предков.

Воспитательные:

- воспитывать чувства патриотизма, гордости за свой народ, уважения и восхищения художественным мастерством великого скульптора;

- прививать любовь к родному краю, народному искусству, труду.

Гипотеза.

Если знакомить детей с жизнью и творчеством мордовского скульптора С. Д. Эрьзи, то это способствует накоплению знаний об историческом и культурном наследии народов Республики Мордовия, проявлению интереса к искусству, к обычаям и традициям своего народа.

Ожидаемый результат.

Знакомство с творчеством всемирно известного скульптора позволит более глубоко познать вид изобразительного искусства скульптуру и развить художественные способности детей, позволит дошкольникам постигать азы художественного мастерства, создавать с помощью пластилина различные образы.

У детей расширится представление об образе человека - великого скульптора Степана Эрьзи, повысится интерес к искусству.

Родители получат возможность принять активное участие в жизни группы, смогут реализовать свои творческие способности.

Для решения поставленных задач используется комплекс методов исследования, среди которых выделяются следующие:

• определение проблемы, выдвижение гипотезы их решения,

• оформление конечных результатов, анализ полученных данных,

• подведение итогов,

• выводы,

• наблюдение,

• анкетирование,

• социологический опрос,

• работа со средствами массовой информации, с литературой.

Словесные: беседа, чтение стихов, рассказ, обсуждение, заучивание наизусть.

Наглядные: рассматривание иллюстраций с изображением скульптур С. Эрьзи, демонстрация презентаций.

Практические: экскурсии, драматизация, продуктивная деятельность, выставки и викторины.

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап – подготовительный.

• Изучение методической литературы.

• Создание развивающей среды.

• Подбор игр и оборудования.

• Создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности.

• Анкетирование родителей «Представления о жизни и творчестве мордовского скульптора С. Д. Эрьзи».

• Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений о жизни и творчестве мордовского скульптора С. Д. Эрьзи.

II этап – основной.

Тематический план работы по ознакомлению детей с жизнью и творчеством мордовского скульптора С. Д. Эрьзи.

Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом.

Совместные мероприятия с семьями воспитанников.

Совместные мероприятия с детьми разного возраста.

Экскурсии.

III этап - заключительный.

• Презентация проекта.

• Папка передвижка «Экскурсия по выставке работ – фотографий С. Эрьзи».

• Выставка детских работ и работ родителей.

Перспективный план

Содержание работы Срок Участники Практический выход

«Это интересно» - Биографические моменты из детства скульптора.

Инсценировка 29 января Воспитатель, дети Приложение1

Приложение2

Школьные годы Степана 30 января Воспитатель, дети

Трудовая жизнь скульптора 1 февраля Воспитатель, дети

Знакомство с основным материалом для его работ - породы дерева – квебрахо, альгарробо. 2 февраля Воспитатель, дети

Рассматривание скульптур : Женская фигура

Изображение «Эрзянки»

Портрет «Моисея»

Сказочные образы 6 февраля Воспитатель, дети Экскурсия в музей д/сада

Познакомить со средствами вы-

разительности, используемыми в скульптурах «Тоска», «Горе», «Радость», «Мечты»,

«Спокойствие», «Каприз», «Скорбь»,«Сон», «Ужас». 8 февраля Воспитатель, дети Экскурсия в музей д/сада. Презентация

Лепка фигур детьми.

Работы родителей. 29.01.-09.02. Воспитатель, дети, родители

Чтение и заучивание стихов об С. Эрьзе и его работах. 29.01.-09.02. Воспитатель, логопед, родители, дети Приложение3

Папки передвижки:

«Экскурсия по выставке работ – фотографий С. Эрьзи»,

«Краткие биографические данные»,

Рубрика «Это интересно» 29.01.-09.02. Воспитатель Приложение 4

Показ открытого занятия для родителей «Путешествие по творчеству С. Эрьзи» Май Воспитатель, родители Конспект занятия с презентацией

Приложение5

Задание родителям:

кроссворд «Нефедов»,

викторина «Здравствуйте, Эрьзя» 8 февраля Воспитатель, родители Кроссворд «Нефедов», викторина «Здравствуйте, Эрьзя»

Приложение 6

Экскурсия «Где можно увидеть скульптуры С. Д. Эрьзи». По выбору родителей Воспитатель, родители, дети Поездка в Музей изобразитель-

ных искусств имени С. Д. Эрьзи.

Достигнутые результаты

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей чувств патриотизма с помощью проектной деятельности способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о жизни скульптора, они проявляют желание сделать поделки из пластилина и глины собственными руками. Лепка как один из видов изобразительного творчества позволил дошкольникам постигать азы художественного мастерства создавать с помощью пластилина или глины объемные фигурки. Детям доставляет радость узнавания реального в художественном образе. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления.

Родители получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы,

смогли реализовать свои творческие способности. Повысился интерес родителей к искусству.

Необходимо нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.

Диагностика

В результате полной реализации проекта и обработки итогов диагностики получены следующие результаты:

• рост познавательной активности детей (биографические данные и знание работ скульптора) повысился на 72 %;

анализ результатов навыков и умений по лепке показал: среднее развитие у 56% детей, выше среднего у 44% детей;

• повысился уровень художественно – эстетического вкуса детей группы.

Проектная деятельность — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности, поведения и опыта.

Проектная деятельность базируется, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми (участвовать в инсценировках, беседовать по слайдам презентации, быть активными собеседниками на занятиях по изучению жизни и творчества скульптора С. Д. Нефедова, заучивать стихи). А с другой — на постоянно расширяющихся самостоятельных действиях ребенка (собственных пробах, поиске, выборе темы по лепке, желании рассматривать изображения скульптур, беседовать друг с другом, спорить о увиденном).

Теоретическая значимость

Теоретическая значимость заключается в разработке содержания и форм взаимодействия педагогов и воспитанников, которое предусматривает процесс знакомства детей дошкольного возраста с творчеством выдающегося мордовского скульптора С. Д. Эрьзи. Творчество талантливого скульптора Степана Дмитриевича Нефедова, раскрывая одну из ярчайших страниц искусства, принадлежит к подлинно народным ценностям нашей культуры. Теоретическое значение проекта определяется тем, что его результаты показывают возможности детей старшего дошкольного возраста понимать и осознавать произведения, созданные скульптором и на этой основе, в соответствии с представленной тематикой, создавать работы из пластилина или глины, в которых передаются особенности жанров, художественных образов и выразительных средств.

Вопросы изучения истории родного края, в том числе людей, внесших вклад в развитие родного края, являлись предметом изучения многих известных ученых историков. Теме феномена Эрьзи в мировой культуре посвящено множество научных работ и монографий известных ученых, таких как Кончин Е., Баранова М. Н., Дорфман Н. А., Блинов В. А., Воронина Н., Клюева И. и др.

Практическая значимость

Практическая значимость проекта состоит в том, что его материалы могут быть использованы в практике работы воспитателей на занятиях по лепке, отражая разнообразные средства художественной выразительности, оказывая эмоциональное воздействие на детей. Содержание проекта, определяет тесную связь восприятия произведений искусства, окружающей действительности, детских работ и практической художественной действительности.

Реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетенцию воспитателей, но и повысит интерес родителей к искусству, к труду художников, стремление к поиску все новых и новых проявлений искусства в жизни.

Проведенная работа поможет детям и родителям увидеть необычную выставку работ знаменитого скульптора. Экскурсии в музеи, посещение выставок, просмотр экспозиций, совместная работа с музеями оказывают неоспоримую помощь в приобщении детей и взрослых к истории и культуре родного города, края.

Познавательная значимость

Познавательное значение проекта проявляется в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни конкретных людей и дает обширные знания об их творчестве. Дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему народу, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульпторами, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведений искусства.

Основным показателем эффективности данного проекта является формирование познавательного интереса детей к искусству, творческой активности, бережного отношения к памятникам культуры, понимания роли искусства в жизни общества, т. е. духовное развитие воспитанников. Главное - воспитать с детства вкус, понимание и жажду общения с подлинным искусством, высокую эстетическую взыскательность и самостоятельность суждений.

Приобщая ребенка к искусству, рассматривая скульптурные образы С. Эрьзи, формируются представления о многообразии народов, можно подвести дошкольников к пониманию того, что наряду с многообразием представлений народов о красоте, определенной разными условиями жизни, существуют и общечеловеческие ценности.

Список использованных материалов

1. Баранова М. Эрьзя. Альбом (второе издание). Саранск, 1989.

2. Скульптор Эрьзя. Биографические заметки и воспоминания. Саранск, 1995.

3. Осянина Н. «Десять путешествий скульптора Эрьзи».Саранск, 2008.

4. Журнал «Дошкольное воспитание» № 06/2011.

Интернет-ресурсы:

https://www.argentina,mid.ru/RUS/SobreArgentina/4.html

https://www.erzya.info/

https://www.erzia-muzeum.ru

https://www.megabook.ru/

https://www.piplz.ru/page-id-105

https://referat-lib.ru/view/referat-art/105/104711.htm

Публикации по теме:

Формирование целостной картины мира у дошкольников. Экологический проект с использованием ТРИЗ игр «Паровозик времени» Структура проекта: Тема: «Паровозик времени». Актуальность. Технология ТРИЗ становится частью образовательного процесса, открытые задачи.

Фотоочерк «На страже мира»Фотоочерк «На страже мира» В лесном краю равнинной ширью, где небо – вечный горизонт, стоит душой на страже мира наш Саваслейский гарнизон. Взгляните, какая у нас.

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Детское экспериментирование — путь к познанию мира» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 "Аленушка" р. п. Кузоватово КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ.

Познавательно-творческий проект «Мудрые и добрые сказки народов мира»Познавательно-творческий проект «Мудрые и добрые сказки народов мира» Проект по сказкам «Мудрые и добрые сказки народов мира». Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта:.

Проект «Детское экспериментирование — путь к познанию мира» в младшей группеПроект «Детское экспериментирование — путь к познанию мира» в младшей группе План по реализации познавательно – исследовательского проекта «Детское экспериментирование - путь к познанию мира» Младшая группа Подготовила:.

Проект «Мой любимый город». Освоение окружающего мира путем изучения культурного наследия с участием родителейПроект «Мой любимый город». Освоение окружающего мира путем изучения культурного наследия с участием родителей Проект «Мой любимый город» Вид проекта: познавательный Участники проекта: дети подготовительной группы и их родители Срок осуществления.

Проект в подготовительной группе «Детское экспериментирование — путь к познанию мира» [«Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира" «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» Ральф У. Эмерсон.

Проект «Звуки мира» для детей 5–7 лет Проект «Звуки мира» Автор: Зверева Екатерина Владимировна Место работы, должность : Воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 50 комбинированного.

Программа дополнительного образования по лепке из соленого теста «Веселый скульптор» Рабочая программа кружка «Весёлый скульптор» Составитель: воспитатель МАДОУ «ЦРР – детский сад №112» К. С. Букина Сыктывкар, 2016-2017 гг.

Экологический проект в старшей группе «Природа — скульптор»Экологический проект в старшей группе «Природа — скульптор» Экологический проект в старшей группе на тему:«ПРИРОДА - СКУЛЬПТОР» ДЕВИЗ ПРОЕКТА: «… Уничтожить легко, но воссоздать нет возможности».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Эрьзя — скульптор мира»
Опубликовано: 11 апреля 2018 в 22:02
+46Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД