МААМ-картинки

Проект «Юные Метеорологи»

Калинина Кристина
Проект «Юные Метеорологи»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Автор проекта : Калинина К. В., воспитатель

Тема проекта : «Юные метеорологи»

Вид проекта : долгосрочный, познавательно-исследовательский.

Участники проекта : дошкольники 6-7 лет, их родители, педагоги ДОУ.

Время проведения проекта : 1.09.2020-31.08.2021г

Проблема: поверхностные знания о природных явлениях, влиянии погоды на жизнь человека и животного мира.

Публикация «Проект „Юные Метеорологи“» размещена в разделах

Цель проекта : Формирование у детей элементарных представлений о погодных явлениях и их значении в жизни человека.

Задачи проекта.

Задачи:

-Упорядочить знания дошкольников о сезонных явлениях природы;

Формировать представление о значении погоды в жизни

человека,

-Познакомить детей с приборами – помощниками: компасом,

термометром,барометром, снегомером, дождемером, гигрометром,

флюгером, ветряным рукавом, солнечными часами;

- Познакомить с профессией метеоролога или синоптика.

Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы

Объект исследования: окружающая природа в целом и е сезонные изменения.

Предмет исследования: сезонные изменения в живой и неживой природе

доступные изучению дошкольников их измерение и фиксация.

Работа над проектом строилась на следующих принципах

принцип индивидуализации – раскрытие личностного потенциала каждого ребенка;

принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей;

принцип доступности – учет реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития;

принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее развития.

Предполагаемый результат: Дети должны получить элементарные представления о погоде, сезонных явлениях и значении их в жизни человека, о профессии метеоролога; Дети должны приобрести знания об устройстве некоторых измерительных приборов и навыки их использования для наблюдения за погодой; Сформировать у детей простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра и их значении для окружающей среды; Расширить знания о народных приметах, пословицах, поговорках о природе и погоде и отражении этих знаний в литературных источниках. Определить новую проблему: «Какая погода ожидает нас в будущем?»

Практическая значимость проекта :

Для воспитанников процесс наблюдения за явлениями погоды должен стать значительно более интересным, при условии оборудования на территории дошкольного учреждения элементарной метеорологической площадки;

Полученные знания юных метеорологов, помогут превратить занятия в новую интересную ролевую игру, познакомить детей с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;

У детей в ходе реализации проекта будут развиваться исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать); Занятия и исследования на метеоплощадке будут способствовать развитию эмоциональной сферы детей и их коммуникативных навыков.

В основе проекта «Юные метеорологи» лежат следующие принципы:

принцип интеграции. Определяет глубину взаимосвязи разнообразной деятельности детей

принцип природосообразности. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей. Опирается на зону ближайшего развития.

принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых, например: экскурсии, целевые прогулки, опыты, взаимодействие с родителями. принцип системности. Деятельность планируется систематически; усвоение материала в определнном порядке, доступность и привлекательность необходимой информации. Весь материал составляет систему в тематическом планировании программы. принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями. принцип наглядности. Этот принцип реализуется с помощью различных пособий и развивающей среды. Он соответствует основным формам мышления дошкольника: наглядно-действенное, наглядно-образное.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие:

* использование речи как средства общения и передачи информации;

* обогащение активного словаря;

* развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой

Познавательное развитие

* развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; * формирование познавательных действий; * развитие воображения и творческой активности; * формирование первичных представлений о себе, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира * формирование представлений о малой родине, о социокультурных ценностях народа, о традициях и праздниках.

Физическое развитие:

* приобретение опыта в двигательной деятельности детей: * развитие таких физических качеств, как ловкость, координация и др; * овладение подвижными играми с правилами; * становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; * становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Перспективный план реализации проекта :

Этапы

Содержание работы

Сроки

1 этап. Подготовительно- проектировочный 1. Составление перспективного и календарного планирования

2. Подбор учебно-дидактического, художественного и демонстрационного материала

3. Подбор оборудования для метеонаблюдений и материалов для изготовления метеоприборов детьми На усмотрение педагога

2 этап. Собственно- исследовательский, практический 1. В соответствии с определенным временем года реализация перспективного планирования посредством: ООД, бесед с детьми, творческого конструирования, наблюдений, опытов и экспериментов в группе и на метеоплощадке, ведение дневника наблюдений, чтения художественной и научно- публицистической литературы.

2. Совместные с родителями конкурсы, проекты, досуги и экскурсии Календарный год (может быть 1 или 2 года в зависимости от интереса участников

3 этап. Обобщающе- результативный 1. Презентация метеоплощадки «Юные метеорологи»

2. Сборник «Народная мудрость» - подборка загадок, пословиц, примет и народных традиций.

3. Энциклопедия «Природа и погода»

4. Создание картотеки опытов и экспериментов В зависимости от начала реализации проекта (важно – попрошествии всех 4 времен года)

Формы работы в проекте :

Беседы с детьми:

Беседы эвристические;

Беседа с использованием видео-презентации;

Беседа с использованием дидактического материала (иллюстраций, игр, макетов и др.);

Беседа с использованием «Календаря природы», «Лунного календаря».

Образовательная деятельность:

Лаборатории «Наши первые открытия»;

Игры наметеоплощадке;

Занятие в творческой художественной лаборатории.

«Эко-бук»

Образовательная деятельность в режимных моментах:

Чтение художественной литературы;

Викторины, конкурсы загадок и др. ;

Дидактические игры;

Подвижные игры;

Народные игры;

Лего-технология

Экскурсия-путешествие по экологической тропе на территории детского сада;

Мастерские детского творчества;

Самостоятельная исследовательская деятельность.

Формы взаимодействия с родителями:

Выставки работ детско-родительского творчества;

Творческие мастерские;

Беседы и консультации.

Содержание работы:

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Наш детский сад ориентируется на активное приобретение воспитанниками навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги нашего МБДОУ стараются найти новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы стала проектная деятельность, которая сделала более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.

Метеоплощадка : термометр, барометр, гигрометр, дождемер, флюгер, ветряной рукав, снегомер, компас, солнечные часы, метеобудка, скворечник, кормушки. Цветник, стенд магнитно-меловой, осадкомер, линейка для измерения снежного покрова, ограждение разноцветным заборчиком.

Компьютер, проектор, DVD проигрыватель и диски, мини-библиотека (вДОУ).

Лаборатории «Наши первые открытия» : термометры (водные, комнатные, колбы разные, фильтры, воронки, мерные емкости, красители пищевые, водорастворимые вещества, лейки, пульверизаторы, компасы, лупы, мини-огород, семена и др.

Творческая лаборатория:ножницы, клей, краски, бумага, карандаши, нитки, бросовый материал (коробки, стаканы, ленты, пакеты и др.)

Перспективный план образовательной работы над проектом

«Юные метеорологи»

в соответствии с календарной сменой времен года.

1 природный сезон изучения «ОСЕНЬ»

№ Тематика мероприятия Содержание работы Форма проведения

1 Что такое погода?Устройства для метеонаблюд- йМетеоЗонд и МетеоСпутник

Познакомить детей с современными способами метеонаблюдений – метеозонд представляет собой небольшой беспилотный воздушный шар (аэростат, к которому прикреплена аппаратура, измеряющая метеоусловия и параметры, находясь непосредственно на заданной высоте в воздухе

2. Это искусственный спутник, которые выводится ракетоносителем на орбиту Земли, где вращаясь по орбите измеряет многие метеорологические данные Земли, которые обрабатываются и используются для составления прогноза погоды на Беседа с использованием презентации

2 Явления в природе осенью:

1. Облачность

2. Туман.

3. Иней.

4. Листопад. 1. Рассказать какие бывают облака и как связано их появление с другими погодными явлениями-дождими, снегопадами и др.

2. Объясняем такое загадочное явление природы, как туман

3. Знакомим слушателей с причинами, по

которым утром на траве и ветках деревьев образуется иней.

4. Рассказываем о том, почему осенью опадают листья с деревьев. Беседа с использованием презентации

Чтение худ. лит- ры,

Занятия на метеоплощадке

3 Гигрометр- прибор для измерения влажности воздуха Познакомить с прибором для измерения влажности воздуха Рассмотреть, что собой представляет гигрометр, познакомить со способом определения влажности воздуха Рассказать где человек использует этот прибор Беседа с использованием презентации,

Занятия в лаборатории «Наши первые открытия»

Занятие на метеоплощадке

4 «Золотая осень» Народные приметы Знакомить с народными приметами, которые помогут предсказать осеннюю погоду Беседа с использованием «Календаря природы», «Народного» и «Лунного календаря»

5 «Животные - барометры» Звери- метеорологи Знакомить с приметами, связанными с поведением зверей, которые помогают предсказать погоду

1. Рассказать о диких зверях и их способностях предсказывать погоду. Беседа

Занятие в творческой лаборатории

Чтение худ. лит- ры

6 «Растения- синоптики, которые предсказывают погоду» «Деревья, травы и цветы…» Знакомить с приметами явлениями, связанными с деревьями, травами и цветами, которые помогут предсказать погоду 1. Рассказать о деревьях (Ель, каштан и ива) и их способностях предсказывать погоду 2. Рассказать о растении – Вьюнок и его способностях предсказывать погоду Беседа

Занятия в лаборатории «Наши первые открытия»

Чтение худ. лит- ры

7 Погода и человек Рассказать о том: Как человек использует информацию о погодных явлениях? Какие правила поведения диктует погода? Беседа с использованием презентации

2 природный сезон изучения «ЗИМА»

8 Календари Познакомить детей с разными календарями и дневниками наблюдений, которые использовал человек в разные времена и о их значении Беседа с использованием презентации

9 Явления в природе зимой:

1. Снег.

2. Морозные узоры.

3. Ледостав

4. Северное сияние 2. Рассказываем о том, как в облаках под действием низких температур образуются красивые снежинки.

3. Объясняем, кто рисует на окнах красивые узоры в сильный мороз.

4. Зимой реки и озра покрывает слой льда, объясняем причины возникновения этого явления.

5. Рассказать как происходит это сияние, где его можно наблюдать Беседа с использованием презентации

Чтение худ. лит-ры,

Занятия в лаборатории «Первые открытия»

10 Снегомер Познакомить с прибором для измерения уровня снега, Проанализировать какие приборы можно использовать в зимний период на метеоплощадке Практическое использование прибора

11 Явления в природе зимой:

1. Снег.

2. Морозные узоры.

3. Ледостав

4. Северное сияние 2. Рассказываем о том, как в облаках под действием низких температур образуются красивые снежинки.

3. Объясняем, кто рисует на окнах красивые узоры в сильный мороз.

4. Зимой реки и озра покрывает слой льда, объясняем причины возникновения этого явления.

5. Рассказать как происходит это сияние, где его можно наблюдать Беседа с использованием презентации

Чтение худ. лит-ры,

Занятия в лаборатории «Первые открытия»

12 Человек- барометр Рассказать о том, как человеческий организм способен предсказывать погоду. Беседа с использованием презентации

13 «Зимушка- зима» Народные приметы Знакомить с народными приметами, которые помогут предсказать зимнюю непогоду Беседа с использованием «Календаря природы», «Народного» и «Лунного календаря»

14 «Животные - барометры» Домашние- метеорологи Знакомить с приметами, связанными с поведением зверей, которые помогают предсказать погоду

1. Рассказать о кошках и собаках и их способностях предсказывать погоду.

2. Подвести итоги и уточнить представления детей о поведении разных животных и их способностях предсказывать погоду. Беседа

Занятие в творческой лаборатории

Чтение худ. лит-ры

Викторины, конкурсы

15 «Растения- синоптики, которые предсказывают погоду» «Деревья, травы и цветы…» Знакомить с приметами явлениями, связанными с деревьями, травами и цветами, которые помогут предсказать погоду

1. Рассказать о деревьях (Ель, каштан и ива) и их способностях предсказывать погоду

2. Рассказать о растении – Вьюнок и его способностях предсказывать погоду Беседа

Занятия в лаборатории «Наши первые открытия»

Чтение худ. лит- ры

16 «Растения- синоптики, которые предсказывают погоду» «Комнатные растения» Знакомить с приметами явлениями, связанными с деревьями, травами и цветами, которые помогут предсказать погоду

1. Рассказать о комнатных растениях и их способностях предсказывать погоду

2. Подвести итоги и уточнить представления детей о растениях и их способностях предсказывать погоду.

3. Рассказать, как человек должен помочь растениям пережить зиму Беседа

Занятия в лаборатории «Первые открытия»

Чтение худ. лит-ры

Викторины, конкурсы

17 Погода и человек Рассказать о том: Как человек воспринимал и изображал погодные явления в искусстве? Какие правила поведения диктует погода по отношению к живым объектам природы? Беседа с использованием презентации

3 природный сезон изучения «ВЕСНА»

18.

Что такое погода? Уточнить какие бывают виды погодных явлений.

Рассмотреть, как погодные явления меняются в течение года? Беседа, загадки,

Дидактическая игра «Назови погодное явление»

19

Явления в природе весной:

1. Оттепель.

2. Ветер.

3. Облака.

4. Дождь. 1. Рассмотреть, что собой представляет оттепель, в результате чего она возникает

2. Рассмотреть, что собой представляет ветры, в результате чего оно возникает, что такое циклоны и антициклоны.

3. Рассмотреть, что представляют собой облака: как они образуются, какие виды облаков бывают и чем они отличаются друг от друга.

4. Описать процессы, которые приводят к образованию дождевых капель в облаках и выпадению их на землю в виде осадков. Беседа с использованием презентации

Чтение худ. лит- ры,

Занятия в лаборатории «Наши первые открытия»

20

Что такое компас? Формировать представление о частях света, познакомить с компасом. Обучать детей работе с компасом. Путешествие по экологической тропе на территории детского сада

21

Откуда дует ветер? Познакомить с приборами и приспособлениями для определения направления ветра (флюгеры) Рассмотреть, что собой представляет ветряной рукав, познакомить со способом определения направления ветра. Беседа с использованием презентации,

Занятие в творческой лаборатории

Занятие на метеоплощадке

22

Какие бывают термометры? Уточнить представления о термометрах, познакомить с уличным и комнатным термометрами и их различиями, а так же с водным и почвенным термометром Беседа с использованием презентации

Занятие на метеоплощадке

23

«Весна красна» Народные приметы Знакомить с приметами весны, которые могут предсказать погоду Беседа с использованием «Календаря природы», «Народного» и «Лунного календаря»

24

Для чего нужен барометр? Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним. Беседа с использованием презентации

Занятие на метеоплощадке

25

«Животные - барометры» «Пернатые предсказатели Знакомить с приметами, связанными с птицами, которые могут предсказать погоду Рассказать о птицах и их способностях предсказывать погоду Беседа

Занятие в творческой лаборатории

Чтение худ. лит-

ры

26

«Растения- синоптики, которые предсказывают погоду» «Одуванчик» Знакомить с приметами, связанными с деревьями, которые могут предсказать погоду Рассказать о растении – одуванчик и его способностях предсказывать погоду Беседа

Занятия в лаборатории «Наши первые открытия»

Чтение худ. лит- ры

4 природный сезон изучения «ЛЕТО»

Тематика мероприятия Содержание работы

Форма проведения

27

Кто дает прогноз погоды жителям Якутии? Познакомить детей с работой метеостанции. Рассказать какие существуют приборы для измерения и наблюдения погоды. Кто такие метеорологи или синоптики, и зачем знать прогноз погоды? Беседа с использованием презентации

28.

Явления в природе летом:

1. Гроза

2. Град

3. Роса

4. Радуга 1. Рассматриваем, что собой представляет гроза и чем она сопровождается. Объясняем, что такое гром и молнии.

2. Рассказываем о причинах, по которым в тплую погоду на землю падают замрзшие капли воды.

3. Нужно объяснить, почему в результате разности температур растений и окружающего их воздуха, на листьях и траве начинает конденсироваться влага.

4. Радуга - это необычайно красивое погодное явление, которое очень легко объяснить с помощью физики. Беседа с использованием презентации

Чтение худ. лит- ры,

Занятия в лаборатории «Наши первые открытия»

29

«Дождемер»- водомер Познакомить с прибором для измерения количества осадков Рассмотреть, что собой представляет дождемер, познакомить со способом определения количества выпавших осадков (дождя) Беседа с использованием презентации,

Занятия в лаборатории «Наши первые открытия»

Занятие на метеоплощадке

30

Чем измерить скорость ветра? Познакомить с приборами и приспособлениями для силы ветра Рассмотреть, что собой представляет анемометр, познакомить со способом определения скорости ветра. Беседа с использованием презентации,

Занятия в лаборатории «Наши первые открытия»

Занятие на метеоплощадке

31

«Лето красное» Народные приметы Знакомить с народными приметами, которые помогут предсказать летнюю погоду Беседа с использованием «Календаря природы», «Народного» и

«Лунного календаря»

32

«Живые барометры» Насекомые предсказатели Знакомить с приметами, связанными с насекомыми, которые могут предсказать погоду

1. Рассказать о муравьях и их способностях предсказывать погоду.

2. Рассказать о бабочках и их способностях предсказывать погоду. Беседа

Занятие в творческой лаборатории

Чтение худ. лит- ры

33.

Погода и человек. Для чего нужны солнечные часы? Рассказать о том: Как погодные явления влияют на человека? Может ли человек повлиять на погодные явления? Познакомить с солнечными часами, учить работе с ним. Беседа с использованием презентации

Занятие на метеоплощадке

Литература:

1. О., для дошкольников; Москва Издат. «Сфера» 2013 г.

2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду; Москва Издат. «Сфера», 2004г.

3. Масленникова О. М. Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду; Волгоград, Издат. «Учитель» 2009г.

4. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П. Г. Саморуковой/. Москва Издат. «Просвещение», 1992г.

5. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой; Москва, Издат. «Педагогическое общество России», 2005г.

6. Ромодин В., РомодинаМ. Почему ветер дует? 40 опытов, экспериментов, удивительных фактов для детей от 5 до 7 лет;Санкт-Петербург, Издат. «Питер»; 2013 г.

7. Рыбаков Б. В. Народный календарь; Средний урал, 1980 г.

8. РыжоваН. А., Мусиенко С. И. Лаборатория в детском саду и дома. Методическое пособие и DVD-диск;Москва, Издат», 2009 г.

9. РыжоваН. А., Мусиенко С. И. Вода вокруг нас. Методическое пособие и DVD-диск; Москва, Издат. «Линка-Пресс», 2011 г.

10. РыжоваН. А., Мусиенко С. И. Воздух вокруг нас. Методическое пособие и DVD- диск;Москва, Издат. «Линка-Пресс», 2008 г.

11. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – Санкт-Петербург, Издат. Детство-пресс, 2008 г.

12. Энциклопедия окружающего мира; Москва, «Росмэн» 1997г.

13. https://сезоны-года. рф

14. https://refoteka.ru

Публикации по теме:

Лэпбук «Юные пожарные»Лэпбук «Юные пожарные» Лэпбук «ЮНЫЕ ПОЖАРНЫЕ» В условиях реализации нового Федерального образовательного стандарта дошкольного образования, в котором выделены.

Краткосрочный проект по пожарной безопасности «Юные пожарные» с детьми старшей группыКраткосрочный проект по пожарной безопасности «Юные пожарные» с детьми старшей группы Цель проекта: создание условий, для формирования у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности,.

Наши юные дебютантыНаши юные дебютанты Здравствуйте все гости и пользователи сайта. У нас настоящее событие. В виду грядущего праздника Дня Победы у нас в городе в ДК состоялся.

Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи» Проект «Юные исследователи"Актуальность проекта «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.

Проект «Юные садоводы»Проект «Юные садоводы» Проект "Юные садоводы" во второй младшей группе. ПАСПОРТ ПРОЕКТА: ВИД ПРОЕКТА: познавательно –исследовательский, творческий. ТИП.

Проект «Юные строители» (младший дошкольный возраст) Тип проекта:творческий,краткосрочный. Вид проекта: внутригрупповой. Участники проекта: воспитатели,дети группы. Срок реализации :2 месяца.

Проект «Юные защитники природы» .

Фотоотчет «Юные кулинары»Фотоотчет «Юные кулинары» РУД ЛЮБОЙ ПРИНОСИТ РАДОСТЬ, СОУЧАСТВИЕ - УСПЕХ. ЗАДАЧИ: 1. Дать детям возможность приобщаться к настоящей взрослой работе. 2. Помочь.

Фотоотчет «Юные метеорологи»Фотоотчет «Юные метеорологи» Метеоролог – профессия важная! С таким утверждением согласен каждый. Метеорологи нам очень нужны, Хоть не всегда их прогнозы верны. 21 июля.

«Юные защитники природы». Экологический проект«Юные защитники природы». Экологический проект Детский сад сегодня – это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Юные Метеорологи»
Опубликовано: 29 сентября 2020 в 08:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД