Проект «Здравствуй, сказка!» Сказки — эффективное средство воспитания дошкольников

Елена Петрова
Проект «Здравствуй, сказка!» Сказки — эффективное средство воспитания дошкольников

Актуальность

Актуальность применения сказок, связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и

средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а еще они помогают

формировать поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного метода воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

Необходимость приобщения детей к сказкам бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработан проект «Здравствуй, сказка, развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства, способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.

Цель проекта: Приобщение детей к высокохудожественной литературе, формирование у них запас литературных художественных впечатлений, привитие интереса к театральной деятельности, раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи:

• Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, кукольный); совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли.

• Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.

Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

Интеграция образовательных областей осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, безопасность, театрализованная деятельность, труд, здоровье и физическая культура, в самостоятельной деятельности детей, в процессе взаимодействия с семьями детей.

Предполагаемый результат

Дети должны:

• проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;

• знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль;

• знать различные виды театров и уметь показывать их;

• уметь использовать различные средства выразительности;

• уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль;

• активизация у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

• содействие творческому развитию детей;

• развитие эмоциональной отзывчивости;

• гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

Содержание проекта

Подготовительный этап

Определение темы проекта. Намечается план движения к поставленной цели, который обсуждается и с детьми, и с родителями. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей и дополнение задач детьми. Формулируется проблема о моральной стороне сказок и привитии любви к сказкам и театральной деятельности. После чего дети вовлекаются в решение проблемы «Чему нас учат сказки через игровую ситуацию и дидактические игры, способствуя возникновению мотивации к творческой деятельности.

Основной этап

Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта. Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных). Совместная деятельность воспитателей, детей, их родителей. Оформление выставок поделок и рисунков «В гостях у сказки», книг «Сказки моего детства». Подготовка консультаций для родителей по данной тематике. Проведение тематического родительского собрания «Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников», викторина «Ах, уж эти сказки.

При реализации данного проекта использовались принципы интеграции образовательных областей, связь с реальной жизнью, с семьей.

По необходимости со стороны взрослых исполнителей проекта оказывается ребятам практическую помощь, а также направляется и контролируется осуществление данного проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Заключительный этап

Готовится и проводится презентация по деятельности данного проекта. Дети, их родители и педагоги ДОУ активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям продукт собственной деятельности. Оформление творческого проекта и его презентация, на которую приглашаются воспитанники всех групп и сотрудники ДОУ. Подведение итогов.

Содержание мероприятий

Работа с детьми

Дата Образовательная область Мероприятие

1 неделя Коммуникация Ежедневное чтение сказок (разных жанров, русских народных, разных народов, авторских).

1 неделя Коммуникация Рассматривание иллюстраций художников к сказкам.

2 неделя Коммуникация Составление творческих рассказов: «Сочини конец сказки», «Сочини сказку про …», сказок и небылиц по рисункам, по замыслу, по памяти.

2неделя Коммуникация Викторина «Ах, уж эти сказки.

3 неделя Коммуникация Придумывание загадок к сказкам, заучивание народных скороговорок, дразнилок, считалок.

4 неделя Коммуникация Коммуникативные игры: «Кто чем приметен», «Путаница».

1неделя Чтение художественной литературы Чтение произведений: «Гадкий утенок» Г. Х. Андерсен,

«Как аукнется, так и откликнется» (р. н. с.). «Снегурушка и лиса» (р. н. с.)

«Сивка – бурка», «Хаврошечка», «Конек-горбунок» П. Ершов и других.

2 неделя Чтение художественной литературы

Заучивание пословиц, поговорок, небылиц.

3 неделя Чтение художественной литературы Пересказ прочитанных сказок.

1 неделя Художественное творчество Рисование героев сказок «Конек-горбунок», Снегурочка», «Курочка Ряба»; сюжетное рисование «Три медведя».

1 неделя Художественное творчество Лепка героев и сюжетов сказок «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Конек-горбунок».

2 неделя Художественное творчество Аппликации к сказкам «Заюшкина избушка» .

2 неделя Художественное творчество Самостоятельное детское творчество.

3 неделя Художественное творчество Помощь в оформлении выставок в группе.

3 неделя Художественное творчество Иллюстрирование сказки.

1 неделя Социальное развитие Проведение сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических игр с элементами волшебства.

2 неделя Социальное развитие Помощь семьи, сотворчество детей и родителей в конкурсе поделок и рисунков «В гостях у сказки».

3 неделя Социальное развитие Самостоятельное детское творчество, создание своих проектов по теме

4 неделя Социальное развитие Занятия по правовому воспитанию. Использование сказок в разъяснении прав ребенка (Конвенция о правах ребенка).

1 неделя Здоровье и физическая культура Проведение утренней гимнастики, занятий по физическому воспитанию, прогулок с элементами игр из сказок.

3 неделя Здоровье и физическая культура Подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Два мороза», «У медведя во бору», «Палочка выручалочка», «Хитрая лиса», «Рыбак и рыбки», «Дети и волк», «Зайцы и медведь», «Волки и ягнята», «Ванюша и лебеди», «Волк и поросята».

1 неделя Познание Использование сказочности и сказочных персонажей в формировании элементарных математических понятий, в математических дидактических играх.

2 неделя Познание Использование волшебства в познании окружающего мира (вопросы, создание проблемы).

3 неделя Познание Сочинение экологических и математических сказок.

4 неделя Познание Дидактические игры: «Назови автора сказки», «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой, «Чей костюм», «Кто и из какой сказки использовал данный предмет?», «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя».

2 неделя Труд Подготовка атрибутов и декораций к спектаклям (эстетический вид).

4 неделя Труд Ручной труд. Поделки из природного материала.

1 неделя Театрализованная деятельность Инсценировка сказок: «Колобок», «Три медведя», «Гуси – лебеди», «Теремок», «Колосок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и других.

3неделя Театрализованная деятельность Различные драматизации и спектакли с использованием разных видов театра и кукол.

1-4 неделя Безопасность В рамках проекта провести беседу о правилах поведения дома и на улице. Вспомнить сказки, где герои попадали в беду по разным причинам:

- «Гуси – лебеди»

- «Маша и Медведь»

- «Волк и семеро козлят»

Результаты работы над проектом

1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать.

2. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.

3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.

5. Проект способствовал развитию и раскрытию творческих способностей детей. Дети учились продуктивному взаимодействию друг с другом, умению слушать других и выражать свое отношение к его предложению.

Выводы и практическая значимость проекта

Вывод: подавляющее большинство детей проявили доброжелательное отношение к русским сказкам, как национальной культуре, соответствующие возрасту знания и представления, интерес и потребность узнать больше. Работа по проекту позволила расширить кругозор детей о традиционной культуре и обогатить речь живым русским словом. Знания, полученные детьми развивают в них чувства, позволяющие сопереживать и понимать прекрасное, способность овладеть национальной культурой.

Публикации по теме:

Проект по ОБЖ в старшей группе «Осторожно!» Актуальность проекта: проблема воспитания у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как активному субъекту противопожарной.

Проектная деятельность с детьми средней группы «В гостях у сказки»Проектная деятельность с детьми средней группы «В гостях у сказки» Совместно-образовательная деятельность с детьми средней группы с использованием проектного метода Тип проекта: Познавательно – творческий.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Проект «Здравствуй, сказка!» Сказки — эффективное средство воспитания дошкольников
Опубликовано: 20 января 2014 в 18:57
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Конкурс чтецов» (фотоотчет)
Во время прогулок мы учим детей наблюдать за явлениями природы, любоваться живым, безграничным миром, окружающим нас. На занятиях НОД прививаем бережное...
Фотоотчет «Открытка ветерану»
Ежегодно, в нашем детском саду, проводится конкурс "Открытка ветерану". Этот конкурс проводит Молодежный Совет, ОАО «ЭнСер», профсоюз «Урал Аз» с целью...
Открытка «9 мая» Мастер класс
Открытка «9 мая» мастер класс 9 мая мы будем поздравлять ветеранов с днем Победы ! По традиции мы с детьми готовим поздравительные открытки. Представляю...
Ширма «Я и мои эмоции»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Дошкольное детство – крохотный отрезок в жизни человека, но он имеет большое значение. В этот...
Фотоотчет станции из квеста «Космос»
Фотоотчет станции из квеста "Космос" Уже прошла неделя "Космос", но я бы хотела поделиться с Вами итоговым мероприятием недели "Космос" - квест...