Папки-передвижки

Проектирование индивидуального образовательного маршрута в ДОУ

Наталья Ковальчук
Проектирование индивидуального образовательного маршрута в ДОУ

Уважаемые коллеги Вашему вниманию представлен доклад на тему: «Проектирование индивидуального образовательного маршрута»

Среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться российское образование 21 века, важное место занимает принцип индивидуализации.

Публикация «Проектирование индивидуального образовательного маршрута в ДОУ» размещена в разделах

В широком смысле индивидуализация образования предполагает переориентацию его на личность, на неповторимую индивидуальность воспитанника. В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности, а тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу на создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) - это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.

Задачи по социально - личностному развитию ребенка:

• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Необходимость построения индивидуальных образовательных программ обусловлена следующими факторами:

• Растет число дошкольников, которые в связи с отклонениями в развитии и здоровье не могут обучаться по обычной системе.

• Часть дошкольников не может в определенный период посещать детский сад из-за состояния здоровья, обстоятельств жизни в семье.

• Появление педагогических систем, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент «Талантливые дети», «Смотри на меня как на равного», «Другие мы» и пр.

• Расширяются материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.

Разработка ИОМ

ИОМ разрабатывается на всех детей, а не только на детей с проблемами в развитии и на детей с опережающим развитием.

ИОМ представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития. Составляющей данного маршрута является индивидуальная карта развития ребенка - это документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике.

При разработке индивидуального маршрута выделяются следующие принципы:

• принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;

• принцип соблюдения интересов ребенка;

• принцип опоры на детскую субкультуру. Проектирование деятельности по сопровождению индивидуального развития ребенка должно опираться на знание взрослыми опыта проживания возрастных кризисов. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами совладания с трудными ситуациями, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт. Именно это позволяет ему легко входить во взаимодействие со сверстниками и понимать жизнеустройство (формировать картину мира, сообразно своему возрасту.

• принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению "навешивать ярлыки", понимание того, что есть норма.

• Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо, а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях.

ИОМ должен иметь цель

Цель ориентирована на достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

Цель использования карты - выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат - проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения.

1. Временные отрезки, на которые составляется ИОМ

Невозможно определить весь путь развития ребенка сразу, задав его направление, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка. Практика работы показывает, что наиболее оптимальный период работы – это планирование на 1-3 месяца.

2. Содержательная часть ИОМ

• Анамнез

o общие сведения о ребенке (фамилия, имя, возраст, дата поступления в детский сад);

o характер адаптации ребёнка к условиям ДОУ;

o краткая характеристика состояния его здоровья, включая частоту пропусков по болезни, нарушения осанки, развития стопы, зрения и т. д.

• Диагностические данные на ребенка. Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Наряду с диагностикой в процессе реализации ИОМ проводится мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.

o показатели уровня психического развития (познавательных процессов, свойств и качеств личности, уровень развития общения и деятельности);

o показатели уровня усвоения ребенком программного материала;

o уровень готовности ребенка к обучению в школе;

o выявление индивидуальных склонностей ребенка;

• Коррекционная (развивающая) работа по результатам диагностики, которая также планируется на срок, определенный временными отрезками;

Индивидуальная сетка занятости ребенка (их может быть от 2 до 5);

• Рекомендации для родителей по организации индивидуальных занятий и предметной развивающей среды дома в соответствии со склонностями ребенка.

Родители являются основными заказчиками данной работы. Без согласования с родителями работа не проводится.

Контролирующая часть структуры ИОМ:

o Текущий контроль

o Отчетность (по истечении срока планирования инд. работы)

o Выводы и дальнейшие рекомендации в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка

• Корректировка ИОМ

Корректировка индивидуального образовательного маршрута связана с изменениями условий.

• Организационно – педагогические условия

o Оценка готовности педагогов ИОМ. Это очень важный момент. Педагог должен понимать важность работы, знать всю глубину вопроса, знать индивидуальные особенности ребенка и хотеть помочь малышу.

o Согласие родителей на то, чтобы их ребенок занимался по индивидуальной программе.

• Формы реализации ИОМ

o Фронтальная работа

o Подгрупповая работа

o Индивидуальная работа

Индивидуальный подход в организации среды:

• Центрирование (зонирование) образовательной среды. Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности;

• Создание уголков для уединения;

• Насыщение предметной среды содержанием, рассчитанным на разные уровни развития ребенка;

• Каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство (место для хранения личных вещей.

Таким образом, складываются следующие этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута, которые могут быть представлены следующим образом :

• определение потребностей и мотивов;

• постановка цели;

• разработка содержания; определение технологического инструментария;

• определение направлений диагностического сопровождения воспитанника;

• определение условий, обеспечивающих достижение цели;

• обсуждение результатов и корректировка. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника.

ИОМ ребенка является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии дошкольника, а также данные об усвоении программного материала.

Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии детей. Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.

Публикации по теме:

Проектирование как инновационный метод обучения воспитанников «Проектирование как инновационный метод обучения воспитанников» Сообщение для педагогов о роли проектного метода в ДОУ, как инновационном.

Проектирование реализации технологии социального партнёрства с родителями в условиях ФГОС Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребёнка, формируются.

Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 29» ДОКЛАД на семинар для.

Проектирование игровой деятельности Проектирование игровой деятельности. Современные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута Проектирование индивидуального образовательного маршрута. В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний.

Проектирование ООП ДОна основе требований Федеральных Государственных Образовательных Стандартов 1с. 2с. ФГОС раскрывает: самоценность дошкольного периода; личностный рост ребенка; формирования.

Проектирование ситуации общения детей со взрослым. Тема: «Про моря и океаны» «Про моря и океаны» Средняя группа (4-5 лет) Цель: Создание условий для ознакомления детей с удивительным растительным и животным миром.

Проектирование в ДОУПроектирование в ДОУ В рамках недели "Чудо своими руками" в области художественно-эстетического развитие в нашей группе "Пчёлки" прошёл краткосрочный творческий.

Проектирование воспитательно-образовательного процесса во второй младшей группе Проектирование воспитательно-образовательного процесса гр. «Чиполино» Тема недели: «Труд людей весной» Месяц АПРЕЛЬ период с 04.04 по.

Справка взаимопроверки «Проектирование в образовательной деятельности с детьми подготовительной группы» Справка взаимопроверки. Тема: «Проектирование в образовательной деятельности с детьми подготовительной группы» Мною, воспитателем подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование индивидуального образовательного маршрута в ДОУ
Опубликовано: 5 ноября 2016 в 12:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД