Лучший педагог года

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста

татьяна сироткина
Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста

Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры и мировоззрения, формируется отношение к окружающему миру.

Взаимодействие человека с природой является актуальной проблемой современного мира, поэтому экологическое воспитание – это необходимая составляющая в работе с детьми дошкольного возраста.

Публикация «Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В экологическом образовании дошкольников педагоги применяют новые педагогические технологии и подходы, внедряются методы развивающего обучения. Одним из таких методов является метод проектов. В процессе проведения проекта ребенок становится активным участником образовательного процесса. Дети вступают в диалог с педагогом, совместно мыслят, решают возникшую в ходе взаимодействия познавательную проблему. Использование метода проектов в образовательном процессе строится на принципах личностно- ориентированного развивающего обучения. В ходе осмысления и принятия проблемы проекта ребенок младшего дошкольного возраста с помощью педагога организует свою мотивированную целью работу, в которой происходит развитие уже имеющихся знаний, выявление недостающих и накопление новых. Таким образом, приобретается уникальный личный опыт самостоятельного приобретения знаний.

С точки зрения Н. Е. Веракса и А. Н. Веракса проект- это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей и родителей. Его проведению должна предшествовать основательная подготовительная работа. [1]

1. Необходимо продумать и организовать развивающую предметно - пространственную среду так, чтобы она способствовала поисковой деятельности воспитанников (детские энциклопедии, книги, альбомы, дидактические игры, атрибуты для сюжетно- ролевых игр и театрализованной деятельности).

2. Каков будет результат поисково- исследовательской деятельности зависит от воспитателя. Педагог должен научиться гибко планировать и корректировать план в ходе проектной деятельности, должен уметь анализировать свою деятельность, обладать воображением, эрудицией и потребностью к саморазвитию [1]. Таким образом педагог и ребенок становится соучастниками в создании условий, планировании и осуществлении проектной деятельности.

Разработка и проведение проектов в условиях дошкольной образовательной организации является эффективным методом формирования у детей дошкольного возраста экологической культуры поведения и экологического сознания. В группе младшего дошкольного возраста нами были разработаны и проведены проекты экологической направленности : «Вода- водица», «Золотую осень в гости просим», «Здравствуй зимушка- зима», «Весна идет! Весне дорогу!», «Лето яркое! Лето жаркое!» и другие.

В качестве примера представим систему работы в рамках проекта «Птицы- наши друзья!»

На подготовительном этапе были поставлены цель и задачи, определены направления, объекты и методы. Педагоги совместно с родителями и детьми создали копилку, в которую вошли: тематические картинки, репродукции картин русских художников с изображением жизни птиц весной, произведения фольклора, стихи на тему проекта, материал для организации творческой деятельности детей. Подготовлена презентация по ознакомлению детей с птицами родного края.

В ходе следующего основного этапа проводилась совместная деятельность взрослых и детей, которая была направлена на решение задач поставленных в ходе проекта.

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности :

познавательную деятельность : были проведены тематические беседы: «Перелетные птицы», «Какие они птицы», «Чем питаются птицы», «Как мы можем помочь птицам весной», «Птицы - наши друзья!». Рассматривались тематические альбомы, иллюстрации, сюжетные картины. На прогулке дети с большим удовольствием наблюдали за птицами на деревьях и во время кормления, о также с интересом слушали какие звуки издают птицы;

речевую деятельность : были прочитаны произведения: С. Я. Маршак «Где обедал воробей», М. Зощенко «Умная птичка», Е. Чарушин «Воробей», народные песенки - потешки про птиц; художественно-творческая деятельность : аппликация «Домики для птиц», лепка «Вот какие у нас птички», рисование «Весёлый цыплёнок»;

игровую деятельность : в ходе которой проводились подвижные игры: «Совушка», «Сказочные птицы». Очень заинтересовали детей дидактические игры «Зимующие и перелетные птицы», «Птицы» (разрезные картинки, «Что есть у птички» (клюв, хвостик и т. д.).

работу с родителям: были проведены консультации «Прогулки с детьми и наблюдение за птицами», «Все о перелетных птицах». Родители воспитанников с большим энтузиазмом приняли участие в подборе материала для копилки, а так же в изготовление скворечников и кормушек.

На заключительном этапе проекта были оформлены выставки рисунков, скворечников и кормушек. Воспитатели совместно с детьми изготовили плакат «Берегите птиц!» С большим удовольствием дети приняли участие в развлечении «Наши пернатые друзья».

В ходе реализации данного проекта дети почувствовали себя частью целого живого мира, научились нести ответственность за свои действия, поняли важность бережного отношения к природе и ее объектам.

Позитивное влияние участие в проектной деятельности оказало и на родителей воспитанников. По результатам опроса родителей видно, что родители стали больше общаться с детьми, стали уделять внимание их экологическому воспитанию, способствовать взаимодействию дошкольного учреждения и семьи. Все это говорит о эффективности и воспитательной значимости применения метода проектов в ходе экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Литература

[1] Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. :Мозаика-Синтез,2016.

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста Как сказал В. А. Сухомлинский - «у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого.

Формирование начал экологической культуры у детей раннего и младшего школьного возраста Актуальность работы-Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного развития, для накопления представлений об окружающем мире.

Консультация для родителей «Формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста» Все родители мечтают разглядеть в собственном ребёнке хотя бы маленький росток будущей талантливости, порадоваться рано проявившимся у него.

Мастер-класс «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры детей младшего возраста» "Экологическая сказка, как метод формирования экологической культуры детей младшего возраста". Цель мастер-класса – ознакомление педагогов.

Проект по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста «День Земли» Содержание: • Информационная карта проекта. • Цели и задачи проекта. • Этапы реализации проекта. • Механизмы реализации проекта. • Приложение.

Проектная деятельность как средство развития самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста Проблема формирования инициативы и самостоятельности детей остаётся одной из самых важных проблем педагогики на сегодняшний день. Исследования.

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста в рамках ФГОС В рамках реализации ФГОС особое внимание уделяется проектной деятельности. Данная статья поможет педагогам грамотно спланировать проектную.

Родительская встреча «Основы театральной культуры как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста» МБДОУ «Детский сад №77 «Полянка» ВОСПИТАТЕЛЬ: Шаныгина Ирина Викторовна Родительская встреча Тема: Основы театральной культуры как средство.

Формирование начал экологической культуры у детей младшего возраста средствами изобразительной деятельности Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности»Актуальность.

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Цветная Неделя» Цвет воздействует на эмоциональную сферу ребенка, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус. Знакомство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 сентября 2019 в 20:38
+210Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 74.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...

10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД