Проектная деятельность как метод речевого и коммуникативного развития детей третьего года жизни

Марина Кошелева
Проектная деятельность как метод речевого и коммуникативного развития детей третьего года жизни

Мы избрали для исследования метод проектов, поскольку он обладает уникальными возможностями в развитии речевых и коммуникативных навыков у его участников.

Основной целью этого этапа нашей работы было экспериментально проверить целесообразность и эффективность применения метода проектов в раннем возрасте для речевого и коммуникативного развития детей.

Поскольку в раннем и младшем дошкольном возрасте особо актуальными являются проблемы развития речи и коммуникации, то выбор нами театрализованной деятельности представляется целесообразным, так как она дает большой эффект в речевом и коммуникативном развитии.

Мы разработали проект, в котором предусмотрели особенности развития игр-драматизаций у детей на разных этапах становления этого вида деятельности.

Первый этап театрализованной деятельности был посвящен углубленному художественному восприятию литературного текста. Целью этапа является обогащение познавательного и эмоционального опыта детей, предназначенного для театрализации.

На первом этапе мы сначала многократно читали и слушали сказку, затем фрагментарно обыгрывали ее, делили на эпизоды, занимаясь поиском выразительных интонаций и движений вместе с детьми.

Второй этап театрализованной деятельности был посвящен освоению специальных умений для становления основной позиции актера. Цель второго этапа: развитие специальных игровых умений передавать образы с помощью средств вербальной и невербальной выразительности. Ребенок 2-3 лет овладевает быстрее действием, чем словом, поэтому создание образа мы начинали с поиска и выполнения характерных движений, действий персонажа. Поскольку создание образа – задача нелегкая, необходима была специальная работа - образно-игровые этюды.

Третий этап театрализованной деятельности был посвящен самостоятельной творческой деятельности детей. Его цель - освоение ребенком игровых позиций: «зритель», «артист», «сценарист-режиссёр». На третьем этапе детям уже доступна игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам.

Для выявления эффективности использования метода проектов, нам необходимо было определить критерии и подобрать диагностические методики, выявляющие динами-ку коммуникативного и речевого развития детей. Подбирая критерии, мы исходили из следующих соображений:

1. Для детей раннего возраста характерным является совместное протекание основных видов их активности - общения и предметной деятельности. С ними тесно пере-плетена и речевая активность ребенка, которая начинает выступать как одно из средств общения с взрослыми. Поэтому нецелесообразно расчленять в эксперименте взаимосвязанные друг с другом виды деятельности.

2. После 2-х лет у ребенка, наряду с предшествующими формами общения (ситуативно-личностным и ситуативно-деловым общением, возникает внеситуативно-познавательное общение. Важно то, какую форму общения инициирует сам ребенок.

3. Общение ребенка со взрослым и со сверстниками – различно по характеристикам этой деятельности, но оба вида общения формируют свои, важные для развития ребенка коммуникативные навыки.

Таким образом, мы подбирали критерии и методики диагностического исследования, характеризующие следующие виды деятельности детей: общение со взрослым; общение со сверстниками; игровые действия; речь.

Эти виды деятельности присутствуют в театрализованной игре и могут служить показателями развития детей, а значит эффективности применяемого метода.

Далее мы подобрали методики оценки развития этих видов деятельности у детей. Приведем перечень используемых методик и критерии оценки развития детей.

Методика «Определение уровня развития общения со взрослым» включала анализ развития детей по следующим критериям: инициативность ребенка в общении; чувствительность к инициативным воздействиям взрослого; уровень эмоциональной вовлеченности в общение; умение развивать коммуникативную ситуацию - репертуар коммуникативных действий; средства общения; речь. Дети оцениваются по каждому из критериев, приведенных в таблице к данной методике, в соответствии с четырьмя параметрами (от 0 до 3-х баллов). При этом нулевые показатели свидетельствуют о грубой задержке в развитии общения. Оценка в 1 балл свидетельствует о сниженной потребности ребенка в общении со взрослым и отставании в развитии его компонентов. Оценки в 2 и 3 балла находятся в пределах нормы. На основании набранных баллов, делается вывод об уровне развития общения со взрослым и уровне развития речи: высокий уровень 13-18 баллов, средний уровень 7-12 баллов, низкий уровень 1-6 баллов.

Сравнительные результаты обследования детей на начало нашего исследования (первичная диагностика) и в конце нашего исследования (повторная диагностика) показа-ли, что повысился уровень общения со взрослыми: высокий уровень – с 17% в первичной диагностике до 33% в повторной. За счет низкого и среднего уровней развития речи повысился высокий уровень с 17% до 28% (рис. 1-2).

Проектная деятельность как метод речевого и коммуникативного развития детей третьего года жизни

Методика «Определение уровня развития игровых умений у детей раннего возраста» Н. Н. Серовой включала анализ развития детей по следующим критериям: содержание игры; выполнение взятой на себя роли; реализация игровых действий; взаимодействие детей в игре. Дети оцениваются по каждому из критериев, приведенных в таблице к данной методике, в соответствии с тремя параметрами (от 1 до 3-х баллов). На основании набранных баллов, делается вывод об уровне развития общения со сверстниками и уровне развития игровых действий: высокий уровень 9-12 баллов, средний уровень 5-8 баллов, низкий уровень 1-4 балла.

Сравнительные результаты обследования детей на начало нашего исследования (первичная диагностика) и в конце нашего исследования (повторная диагностика) показа-ли положительную динамику развития коммуникативных навыков (общения со взрослым и сверстниками) и речевого развития. Кроме того, отмечается повышение уровня развития игровых действий. Это свидетельствует о том, что проводимая в системе проекта работа была эффективной.

Публикации по теме:

Проектная деятельность с дошкольниками с ОВЗ В сообщении повествуется о возможности реализации метода проектов при работе со старшими дошкольниками с ОВЗ в условиях ДОУ. 1. Что такое.

Структура моего портфолио Я готовлю документы для прохождения аттестации на 1 квалификационную категорию. Согласно требованиям нашей области, моё портфолио включает.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Времена года и погода
  • Лето
Автор публикации:
Проектная деятельность как метод речевого и коммуникативного развития детей третьего года жизни
Опубликовано: 19 июля 2013 в 18:09
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Весёлый...
Задачи: - учить детей создавать красивый образ снеговика из разных материалов и использовать в работе нетрадиционные способы аппликации; - способствовать...
Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе «Гусь»
Аппликация обрывная "Гусь" Цель: Изготовить аппликацию в технике обрывания бумаги. Задачи: Образовательная: научить выполнять аппликацию в...
Конкурс «Креативный неснежный снеговик». Фотоотчёт.
Дo самогo главнoго прaздникa, до Нoвого гoда, oстaлось совсем мaлo времени. Бoльше всего нoвогодних прaздникoв всегда ждут именно дети. Чтo является...
Конспекты занятий по ИЗО деятельности
Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким другом....
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое...
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучить детей нетрадиционной технике рисования цветным...