Ирина Карабанова
«Вода — жизнь». Проектно-исследовательская деятельность в подготовительной логопедической группе
Многочисленные вопросы детей: «Откуда берется вода?», «Почему одни предметы тонут, а другие – нет?» «Как появляется пар?» и другие, натолкнули меня на мысль о создании творческо-исследовательского проекта «Вода-жизнь».
По срокам реализации мой проект долгосрочный (мы им занимались в течение всего учебного года) с группой детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи на базе МБДОУ №125 «Ладушки».
Задачами моего проекта были :
1. Расширение кругозора дошкольников.
Публикация «„Вода — жизнь“, Проектно-исследовательская деятельность в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
2. Воспитание бережного отношения к водным ресурсам.
Проект позволил детям много экспериментировать и глубоко изучить эту тему со всех сторон.
Что это такое вода? И где в природе встречается вода? Ответы на эти вопросы мы искали вместе: проводили беседы на занятиях, просматривали отрывки из передач по каналу «Дискавери», изучали энциклопедии и обобщили наши знания в виде схем-таблиц.
Как человек использует воду? В детском саду мы с ребятами поливали цветы, «превращались» в поваров и готовили компоты из фруктов и супы из овощей (для этого была сделана дидактическая игра «Приятного аппетита», где ребята закрепляли навыки образования относительных прилагательных). Дома дети помогали мамам мыть полы и стирать кукольные платья. Так же мы устроили конкурс рисунков «Вода – помощник человека».
Без воды жизнь на земле невозможна! Вода нужна всем! И людям, и животным, и растениям. Идет дождь - капельки воды попадают на землю, получаются лужи, текут ручейки, втекают в речку, речка течет в море, в море воды очень много, солнышко греет и вода испаряется, получается пар, пар поднимается вверх и получаются облака, ветер дует – облака плывут по небу, вверху холодно, капельки воды становятся больше, тяжелее, облака превращаются в тучи, когда капельки становятся совсем большие и тяжелые, они падают вниз, получается дождь, дождь идет, получаются лужи…. Вот такой круговорот воды в природе!
Мы с ребятами проводили опыты с водой на занятиях в группе и в домашних условиях с родителями. В результате экспериментирования мы сделали выводы о том, что:
• ВОДА – это жидкость, но при нагревании она становится газом – паром.
• При охлаждении пар снова превращается в воду.
• Если мы продолжим охлаждать воду, она превратиться в твердое тело – лед.
• Вода прозрачная, она может быть теплой, горячей и холодной.
• В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – нет, некоторые предметы тонут, а некоторые – нет.
• Вода не имеет формы.
На занятии по развитию речи ребята показывали презентацию, которую подготовили с родителями дома и рассказывали о том, как они провели лето на море или речке. Так же, дети проговаривали пословицы о воде.
На занятиях по развитию лексико-грамматических категорий речи мы подбирали однокоренные слова к словам: вода, снег, лёд.
На каждом занятии мы проводили физминутки о воде.
В нашем проекте были задействованы такие специалисты, как музыкальный и физкультурный работники. На физкультурных занятиях мы проводили в качестве динамической паузы такие игры, как "Ручеёк", "Море волнуется" и др. А на музыкальных пели песни о воде (ручейке, море, реке) и изучили морской танец.
В результате нашего проекта ребята начали понимать различные свойства воды и смогли ответить на вопросы, которые раньше задавали мне, смогли объяснить, какова роль воды в том, что происходит вокруг нас. Кажется, что воды на Земле очень много, ее должно хватать всем. Но это не так: пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете немного. И с каждым годом такой чистой воды становится все меньше, так как люди загрязняют водоемы. Поэтому к водным ресурсам нужно относиться бережно.