Получи документы

Профилактическая работа, направленная на предупреждение девиантного поведения

Равиля Темирбулатова
Профилактическая работа, направленная на предупреждение девиантного поведения

13 марта 2018г в Центре "Спутник" состоялся семинар посвящённый девиантному поведению несовершеннолентних. Моё выступление было направленно на профилактическую работу.

Профилактика – это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение.

Легче предупредить, чем исправить.

Условия успешной профилактической работы:

комплексность;

последовательность;

дифференцированность;

своевременность.

Все формы профилактической работы по предотвращению делинквентного поведения у несовершеннолетних можно разделить на три группы:

Публикация «Профилактическая работа, направленная на предупреждение девиантного поведения» размещена в разделах

а) работа с учащимися;

б) работа с педагогическим коллективом;

в) работа с родителями учащихся.

Всемирная организация здравоохранения предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов; на формирование личностных ресурсов и ресурсов семьи, развитие жизненных ценностей.

Вторичная профилактика – создание системы раннего выявления и комплексная работа с «группой риска».

Третичная профилактика направлена на предупреждение и предотвращение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

Психопрофилактическая работа может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней. Считается, что она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах появления проблем. Формы психопрофилактической работы:

Первая форма – организация социальной среды. Включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы. Работа с молодежной субкультурой может быть организована в форме движения «Молодежь против наркотиков». Чрезвычайно важна работа в местах, где молодежь проводит свой досуг и общается.

Вторая форма – информирование. Это наиболее привычное для педагогов в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация. Метод действительно увеличивает знания, НО:

-плохо влияет на изменение поведения.

-само по себе информирование не снижает уровень девиаций.

-в некоторых же случаях, напротив, раннее знакомство с девиациями стимулирует усиление интереса к ним (как пропаганда).

-запугивание также может вызывать когнитивно-эмоциональный диссонанс, мотивирующий к данному виду поведения.

-к тому же все взрослые в подростковом возрасте воспринимаются «врагами», поэтому на всё что говорят взрослые у детей уже сформированы защитные установки и оправдания, они не принимают информацию от взрослых.

-а ещё в ряде случаев информация дается несвоевременно: слишком поздно или слишком рано.

Третья форма – активное социальное обучение социально-важным навыкам. В форме групповых тренингов или через психологические учебные модули.

Четвертая форма – организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Альтернативные формы:

познание (путешествия);

испытание себя (походы в горы, спорт с риском);

значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная и др.). Эта форма реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения.

Пятая форма – организация здорового образа жизни. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества в целом.

Шестая форма – активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арт-терапия – всё это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Седьмая форма – минимизация негативных последствий девиантного поведения, используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения и направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.

В школе к системе профилактических мероприятий по предупреждению девиантного поведения относят:

а) раннее выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права;

б) определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии;

в) формирование правовой культуры подростков, проведение правового всеобуча;

г) работа с семьей и подростками, имеющими отклонения в поведении: тренинговые занятия, деловые игры; общешкольные и классные родительские собрания; оформление родительского уголка (памятки, рекомендации, буклеты); круглые столы с привлечением различных специалистов; социально-педагогический мониторинг.

д) вовлечение трудных учащихся в различные виды социально значимой деятельности;

е) деятельность Совета по профилактике делинквентного поведения.

ж) содействие трудоустройству несовершеннолетних в каникулярное время.

з) работы с педагогическим коллективом: тематические заседания методических объединений классных руководителей; методические рекомендации классным руководителям по работе с несовершеннолетними с делинквентным поведением; консультации классных руководителей; составление социально-педагогической характеристики; изучение нормативно-правовой документации по проблеме профилактики делинквентного поведения учащихся; составление банка данных несовершеннолетних с делинквентным поведением, несовершеннолетних, требующих повышенного педагогического внимания.

1. Преобладающим видом профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних является ранняя профилактика, включающая в себя предупреждение и коррекцию делинквентности.

И в этом важна деятельность социального педагога:

– ранняя диагностика подростков, относящихся к «группе риска»;

– изучение их социальных проблем, условий возникновения и разрешения с учетом возможностей образовательного учреждения;

– учет педагогически и социально неблагополучных семей;

– организация взаимодействия и преемственности в воспитательно-профилактической работе всех субъектов социально-педагогической деятельности,

- установление контактов и взаимодействий с КДН;

– организация консультационно-разъяснительной работы с родителями, педагогами;

– мобилизация воспитательного потенциала среды;

– разработка программ индивидуально-профилактического воздействия на подростков, склонных к асоциальному поведению;

– организация жизнедеятельности школьного коллектива, в процессе которой происходит развитие у воспитанников общественно значимой и творческой активности, нравственно волевых и гражданских качеств;

– развитие системы правового образования учащихся.

2. Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений – создается в учреждении образования для работы по предупреждению правонарушений и преступлений, укреплению дисциплины в школе среди учащихся.

Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" ЗАДАЧИ:

-предупреждение безнадзорности, и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

-обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

-социально-педагогическая реабилитация, находящихся в социально опасном положении;

-выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений,

Таким образом, специалисты и педагоги в ходе проведения профилактической работы по предупреждению девиантного поведения несовершеннолетних применяет широкий спектр форм и методов работы по трем основным направлениям: работа с учащимися, работа с родителями и работа с педагогическим коллективом как через Совет профилактики.

(Но, к сожалению чаще используется другая сторона Совета профилактики: Моральное изнасилование ребёнка и родителя особо изощренным способом. )

Основные этапы профилактической работы с детьми «группы риска» А. А. Реан

1. Выявление детей и семей группы риска на более ранней стадии дезадаптивного процесса:

-определить, к какой целевой группе риска относится ребенок;

-провести анализ социокультурной ситуации развития: формы отклоняющегося поведения, тип семьи, стиль семейного воспитания, факторы риска (личность, семья, школа, стадия дезадаптации.

2. Диагностика факторов риска и причин неблагополучия:

-выявить основные факторы риска;

-определить факторы защиты;

-выйти на основные (системообразующие) причины проблематики ребенка;

-определить причины, с которыми школа может работать напрямую и те, где необходимо вмешательство специалистов из других органов и ведомств.

3. Разработка индивидуальной программы сопровождения (как раз на Совете профилактики):

-определить оптимальную команду и условия сопровождения (наличие специалистов, инфраструктуры или сети поддержки, административных и материальных ресурсов);

-разработать программу действий (ожидаемые результаты, сроки, методы, технологии сопровождения, критерии успешности, этапы работы, координация действий, зоны ответственности).

4. Реализация индивидуальной программы сопровождения:

для детей «группы повышенного внимания», тех, кто не совершил правонарушения, но имеет риск дезадаптивного развития – организовать сеть поддержки, продуктивный досуг; в случае конфликта осуществить посреднические функции для нормализации отношений и повышения статуса подростка; вовлечь его в социальное проектирование, спортивную и творческую деятельность, обучить в группе тренинга социальным навыкам, создать ситуацию успеха;

для детей «группы особого внимания» – в случае противоправных действий выработать и применить адекватные санкции через реализацию подходов ювенальной юстиции, направленных на восстановление нанесённого ущерба, изменение отношения к содеянному; закрепить за подростком персонального сопровождающего, выявив данное лицо посредством референтометрии (выявление особо значимых людей); организовать программу мер по ресоциализации (путь исправления) и коррекции отклоняющегося поведения, изменению ценностей и установок;

в случае выявления рисков в семье применить технологии «Примирение в семье» или «Круг заботы».

5. Измерение результативности работы с ребенком и его ближайшим окружением:

в качестве индикаторов оценки можно использовать – стадии дезадаптации, коэффициент социальной адаптации, социальный опыт, личные достижения, уровень мотивации достижений, социальный интерес, творческий потенциал, показатели статуса ребёнка;

методы оценки – обратная связь от подростка, мнение родителей, учителей, одноклассников, входная и выходная диагностика, учет проступков и социальных достижений, анализ продуктов деятельности, социо и референтометрия;

источники информации – результаты тестирования, анкетирования, экспертные оценки, отзывы учителей об активности подростка в делах класса и школы, учебе и труде, милицейские сводки и др.

6. Если действия оказались не эффективны (как раз на Совете профилактики и обсуждаются):

-определить причины (что не сработало в программе действий);

-откорректировать программу с учетом выявленных ошибок;

-подключить дополнительные ресурсы, оптимизировать методы;

-рассмотреть вопрос о переводе ребёнка на альтернативную форму обучения или поставить вопрос о его профессиональной подготовке и последующем трудоустройстве.

7. Если программа действий дала положительный результат:

-завершить программу (снять ребенка с учета, перевести в вышестоящую группу);

-проанализировать и описать социально-педагогический опыт;

-внести изменения в банк данных.

Участники обсуждают следующие вопросы:

1 В какой форме (конструктивной или деструктивной) чаще проявляется ваша агрессивная энергия?

2 Как вы поступаете с ней: даете ход или сдерживаете?

3 Как вы относитесь к ней: боитесь или получаете удовольствие?

Притча о Змее «Жила-была невероятно свирепая, ядовитая, злобная Змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, 19 утратила свою злобность. Но как только люди узнали, что Змея не опасна, они стали бросать в неё камни, таскать её за хвост и издеваться. Мудрец, выслушав жалобы Змеи, сказал: «Дорогая, я просил, чтобы ты перестала причинять людям боль и страдания, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их». Обсуждение притчи с участниками.

Упражнение "Вспомни". Участников просят постараться вспомнить ситуации, в которых им было стыдно за своё поведение. Постараться объяснить мотивы своего поведения и рассказать, почему поступил (поступила) таким образом.

Упражнение «Психотерапевтические антонимы» Предложить назвать любое свое качество (лень, нетерпимость, ложь, обида и т. п., от которого хотелось бы избавиться. Другие участники пытаются найти положительные стороны этого качества.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Групповая работа, направленная на снятие эмоционального напряжения в педагогическом коллективе ДОУ Данное занятие являлось вторым по счету занятие в числе проводимых занятий в коллективе. Упражнение "Социальные роли" мне показали, на одном.

Организация работы по коррекции речевых нарушений, направленная на укрепление здоровья детей с ОВЗ Здоровье — это драгоценность, и притом единственная, ради которой не стоит жалеть времени, сил, трудов и всяких благ… М. Монтень (1533 —.

Предупреждение детского травматизма в ДОУ СЛАЙД 1 Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, беспокоятся по поводу возможных травм, которые он может там получить. СЛАЙД 2 В.

Предупреждение плоскостопия (мастер-класс) Мастер – класс «Профилактика плоскостопия». Цель: продолжать работу по укреплению здоровья детей. Задачи: • показать на примере, какие.

Профилактическая акция по ПДД «Возьми меня за руку»Профилактическая акция по ПДД «Возьми меня за руку» На территории нашего ДОУ ДС п. Каменники проводилась с 11.09.17 по 13.09.17 всероссийская акция по ПДД "Возьми меня за руку", направленная.

Работа проводимая в группе по основам безопасного поведения на улице в старшей и средней группах Работа планируется комплексно по всем видам деятельности совместно со всеми специалистами ДОУ: психолог, воспитатель, родитель, ребенок.

Предупреждение по ПДД «Родители внимательнее на дорогах!» Каждый день в городе Воронеж происходит примерно 10 ДТП. Есть самые опасные участки, на которых чаще всего люди совершают ДТП. Хотелось.

Стенгазета «Безопасная природа», направленная на взаимодействие с семьями воспитанниковСтенгазета «Безопасная природа», направленная на взаимодействие с семьями воспитанников "Безопасная природа. "Стенгазета В рамках проекта "Формирование основ безопасного поведения в природе. Взаимодействие с семьями воспитанников",в.

Утренняя гимнастика направленная на формированик основных двигательных умений и навыков Утренняя гимнастика группа № 3 Комплекс 9 Задачи: Образовательные: формирования основных двигательных умений и навыков; Воспитательные:.

Экспериментальная деятельность, направленная на интеллектуальное развитие дошкольников «Экспериментальная деятельность, направленная на интеллектуальное развитие дошкольников» Подготовила: Гтоева В. А. Развитие интеллектуальных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профилактическая работа, направленная на предупреждение девиантного поведения
Опубликовано: 15 марта 2018 в 04:53
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД