Чуркина Лариса
Профилактика компьютерной и телевизионной зависимости у детей дошкольного возраста
В современном мире телевиденье и компьютер воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Дети растут и развиваются в компьютер-ный век, и сейчас трудно найти ребенка, не интересующегося современными гаджетами. С всеобщей компьютеризацией и глобальным подключением к мировой сети Интернет возникла новая проблема – компьютерная зависимость.
Публикация «Профилактика компьютерной и телевизионной зависимости у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Термин компьютерная зависимость появился еще в 1990 году. Данной проблемой занимались такие ученые как: А. В. Беляева, Коул, С. Л. Новоселова, Ш. Текл, К. Янг. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.
В своих исследованиях В. В. Абраменкова, Ю. Д. Бабаева, Ю. М. Евстигнеева, условно делят компьютерную зависимость на 4 степени :
1-я степень - увлеченность на стадии освоения. Это первый месяц по-сле приобретения нового гаджета, происходит овладение новой забавой. В этот период «застревание» обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль. Происходит нормализация временного режима. Ес-ли же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход на вторую степень.
2-я степень – состояние возможной зависимости. Характеризуется сильной погруженностью в игру, время, проведенное с гаджетом более трех часов в день. Происходит снижение познавательной мотивации, нежелание помогать родителям. Наблюдается повышение эмоционального тонуса во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие играть. Иногда нарушается сон.
3-я степень - выраженная зависимость. Дошкольник не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. Равнодушен к вещам, которые раньше были дороги. Характерна повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточение внимания вне игровой деятельности. Регресс познавательных процессов, угасание интереса к общению, полная замена друзей компьютером. Опасность перехода в 4-ю стадию, если ребенок не получает помощи в течение длительного времени, а пребывание за компьютером превышает пять ча-сов в сутки.
4-я степень - клиническая зависимость. Серьезные отклонения от нор-мы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций, отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля. Наблюдается потеря аппетита и интереса к жизни.
Е. А. Антипова описала последствия компьютерной зависимости для физического здоровья дошкольника :
• нарушения функций глаз: ухудшение зрения, синдром «сухого глаза»;
• нарушение опорно-двигательного аппарата: искривление позвоночника, нарушения осанки;
• пищеварительной системы: нарушение питания, гастрит;
• общее истощение организма: хроническая усталость вследствие дефицита сна и отдыха, но эйфория и возбужденность, вызванные пребыванием за компьютером, могут скрывать усталость, что приводит к еще большему утомлению организма.
Основной мерой предотвращения компьютерной зависимости является профилактика :
• Так как первопричиной ухода ребенка из реального мира является неудовлетворенность существующей действительностью, необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребенка уйти «в компьютер».
• Как правило, дети подражают образу жизни родителей. И если последние сами являются заложниками телеэкрана, телевизор присутствует в их жизни в «фоновом» режиме, то начинать необходимо прежде всего со взрослых!
• В процессе музыкального воспитания учить детей анализировать песни (лучше всего начать с песен, предпочитаемых детьми, развивая тем самым человека, способного критически мыслить, а не просто воспринимать всю ту информацию, которая поступает через СМИ.)
• Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.
• Дети должны знать определенные правила: сколько им смотреть теле-визор, и какие программы, а родители должны строго следить за со-блюдением этих правил. А лучше всего смотреть телепередачи вместе с детьми, обсуждать их, высказывать свое неодобрение, если герой ведет себя агрессивно.
• Не практикуйте запрет играть в гаджеты и смотреть мультики как наказа-ние. В этом случае наказание – это лишение чего-то, что очень важно и дорого ребенку, запрещая гаджеты в результате плохого поведения, вы тем самым закрепляете в сознании ребенка, что гаджет – очень ценная для него вещь.
• Хороший результат дает чтение перед сном. Ведь известно, что именно последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под впечатлением этих событий.
• Родители должны, помогать детям в выборе телепередач и ограничивать их времяпровождения у телевизора. Общее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должно превышать 6-7 часов в неделю. Старайтесь, чтобы ребенок не смотрел телевизор более получаса подряд; беседовать со своими детьми на тему "Телевидение. Опасность. Дети", то есть попытаться объяснить ребёнку, почему существуют запретные телепередачи, и почему телевизор нельзя смотреть долго (вредно для здоровья и т. д.) ;
• Формировать у ребёнка самостоятельный выбор в области позитивного телепросмотра.
• Поднимайте самооценку ребенка. Найдите ребенку занятие, в котором он будет успешен. Его наградные листы, удачные поделки, медали необходимо выставлять на витрине, чтобы гости семьи видели его успехи.
• Дети нуждаются в самовыражении. За не имением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на пси-хику ребенка и нарушает его связь с родителями и сверстниками.
• Поощряйте дружбу ребенка с другими детьми. Приглашайте в гости его друзей и его отпускайте в гости к друзьям.
• Родителям придется ознакомиться с популярными у их детей играми. Дети часто думают, что родители запрещают им играть потому, что не понимают, насколько это увлекательно. В этом случае мнение родителя, который знает игру, будет гораздо весомей, чем мнение родителя, который "не читал, но осуждаю".
• Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается ребенок. Если удастся найти такое место для компьютера, где вы мимоходом, не привлекая к себе внимания, можете увидеть, какая страничка открыта, это будет ненавязчиво, но в то же время эффективно.
• Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать "достаточно" — компьютер нужен папе.
• Лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу. Это, в первую очередь, работа по дому, кружки по интересам, спортивные секции.
• Используйте будильник, чтобы ограничить время пребывания ребенка в Сети — это важно для профилактики компьютерной зависимости.
• Используйте технические способы защиты компьютера : функции родительского контроля в операционной системе, антивирус и спам-фильтр.
• Если вы видите у ребенка признаки компьютерной зависимости, не обост-ряйте ситуацию, отведите его к психотерапевту.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что при правильном под-боре компьютерных игр, программ и телепередач, в умеренных количествах не приносят никакого вреда, а могут оказаться полезными для развития познавательных процессов и важных навыков у ребенка, таких как внимательности, усидчивости, сообразительности.