Профилактика нарушений речевого голоса дошкольников

Павлова Елена
Профилактика нарушений речевого голоса дошкольников

Голос - важная черта человеческого облика, которая либо способствует активному человеческому общению, либо затрудняет его. Это значимо для каждого человека в любой ситуации. Голос, как и взгляд, наиболее непосредственно, а именно - прямо и мгновенно, передает эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающим. Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное произношение звуков в словах, грамматически верное построение предложений.

Развитие различных свойств речевого голоса следует рассматривать в координации с развитием речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, так как они обеспечивают возможность овладения чистым, гибким, звонким голосом, умение правильно пользоваться им в процессе высказывания.

Чистый, звучный, подвижный голос, негромкая речь являются одним из показателей общей культуры воспитателя, служит хорошим примером для дошкольников. Голос является одним из показателей общей культуры речи человека. Начиная с дошкольного возраста, следует учить детей говорить друг с другом вежливо, не допуская повышенного тона, раздражительного голоса. Манера говорить на повышенных тонах, пискливым или крикливым голосом закрепляется быстро, дети привыкают к такой речи, и избавиться от этого недостатка бывает очень трудно.

Очень важно, чтобы дети слышали выразительную речь не только в дошкольном учреждении, но и дома. Однако не всегда следует добиваться от детей, чтобы они точно копировали речь взрослых, нужно учить их осознанно передавать с помощью модуляции голоса свои чувства: радость, грусть, печаль. Важно учить детей слушать и слышать речь окружающих, внимательно относиться к своему высказыванию, говорить приветливым, доброжелательным тоном, правильно пользоваться громкостью с учетом условий общения. Воспитатель должен поощрять доброжелательный тон детей в общении друг с другом. Речь воспитателя должна быть эмоциональной, интонационно богатой, достаточно громкой, неторопливой.

В последнее время увеличивается процент детей, подверженных частым заболеваниям верхних дыхательных путей. А инфекции верхних дыхательных путей вызывают дисфункцию гортани. При нарушении носового дыхания ребенок дышит ртом, что приводит к высыханию слизистой голосовых складок и делает их уязвимыми к различным воздействиям. В связи с этим охрана и развитие детского голоса должны быть составной частью воспитания и обучения детей с самого раннего возраста. Ответственность за правильное становление голосовой функции в первую очередь ложится на логопедов, как специалистов в области различных форм патологии речи и голоса. Известно, что нарушения голоса могут проявляться как самостоятельные и единственные в системе коммуникации, но и не последнюю роль играет то обстоятельство, что нарушение голоса иногда является составной частью сложного речевого дефекта, устранение которого является как бы первоочередной задачей.

Рекомендации для организации речевых игр и упражнений

1. Игры не должны быть длительными по времени (7-10 минут)

2. Они должны проводиться в неторопливом ритме.

3. Игра должна быть интересной, привлекательной для детей.

4. В игре может присутствовать элемент соревнования.

5. Выигравший должен быть отмечен.

6. В игре необходимо добиваться активной речевой деятельности

детей, максимально используя возможности речедвигательной

активности.

7. В процессе игры развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью, учить правильно выполнять речевые задания.

8. Использовать элементы музыкального оформления игры.

9. Учитель-логопед должен внимательно корректировать речь детей в соответствии с их речевыми возможностями, задачами и условиями игры.

Библиографический список

1. Алмазова Е. С. Опыт логопедической работы с детьми, страдающими нарушениями голоса // Очерки по патологии речи и голоса /под ред. Ляпидевского С. С. - вып. 2 - М. ,1963.

2. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. - М. ,"Просвещение", 1996.

3. Лаврова Е. В. Нарушения голоса //Логопедия /под ред. Волковой Л. С. -М., "Просвещение", 1989.

4. Левидов И. И. Охрана и культура детского голоса. – М. - Л., 1969.

5. Орлова О. С. Нарушения голоса у детей. - М., 2005.

6. Хватцев М. Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей. - М., 1956.

Публикации по теме:

Проект по формированию представлений о себе «Тайны моего голоса» Голос – это индивидуальный показатель каждого человека, это сложный психофизический акт, это главное средство общения и незаменимый дар.

Работа группы «Смородинка» по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей старшего возраста. Одним из способов оказания помощи детям старшего возраста по обеспечению адекватного реагирования в коммуникативной сфере, развитию навыков.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Наша армия
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Профилактика нарушений речевого голоса дошкольников
Опубликовано: 22 октября 2013 в 13:43
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Игровое пособие «Поиграй со мной»
На современном этапе развития образования всё чаще перед педагогами встаёт необходимость использования в своей работе новых форм, методов, технологий для...
Изготовление игры для детей Бильбоке
"Бильбоке" - это игрушка, изобретённая ещё в 19 веке. Изначально она представляла собой шарик, прикреплённый к палочке. О ней я узнала сравнительно...
Методическая разработка «Вот ладошка правая, вот ладошка левая»
"Вот ладошка правая, вот ладошка левая" Актуальность. Проблема развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на протяжении многих десятилетий...
«Цветы для мамы». Совместный праздник для воспитанников старшего дошкольного возраста...
Кемеровская область Юргинский городской округ Управление образованием Администрации города Юрги Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...
Обрывная аппликация «Кораблики»
Поделку можно сделать с дошкольниками. Она может служить в качестве подарка для пап к празднику 23 Февраля, а также её можно выполнить во время тематической...