МААМ-картинки

Программа индивидуального сопровождения ребёнка с ОВЗ

Лидия Тымчишин
Программа индивидуального сопровождения ребёнка с ОВЗ

Пояснительная записка

Коррекционное–развивающая работа воспитателя направлена на устранение недостатков психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории, овладение навыками адаптации учащихся к социуму, развитие творческого потенциала учащихся с ЗПР.

Публикация «Программа индивидуального сопровождения ребёнка с ОВЗ» размещена в разделах

Воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении – сложная социально – педагогическая проблема. Ее решение лежит в основе подготовки данной категории детей к взаимодействию с социумом, активной общественно полезной деятельности (в соответствии с их возможностями, к равноценному участию в различных видах деятельности, к освоению социальных ролей, к результативной интеграции в социальную среду.

Для развития механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника программа предполагает индивидуально – ориентированный подход в педагогическом сопровождении, то есть учет возрастных и индивидуальных особенностей, уровня актуального и потенциального развития.

Участники программы : воспитанники, имеющие показания ПМПК.

Личностные особенности воспитанников с ОВЗ – ограниченный запас общих сведений и представлений, бедный словарь, замедленность восприятия, нарушение памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания.

Нарушения интеллектуальной деятельности, безусловно, сказываются на учебной деятельности. Низкий навык контроля и самоконтроля приводит к неумению спланировать свою деятельность, довести ее до конца, сравнить и оценить результаты. Несформированность навыков интеллектуальной деятельности сопровождается нарушением внимания, повышенной истощаемостью и, соответственно низкой работоспособностью. На занятиях становятся вялыми и пассивными. У мальчиков очень часто меняется настроение, плохая концентрация внимания, появляется раздражительность. С трудом переключаются с одного вида деятельности на другой, отсутствует учебная мотивация. Если таким детям вовремя не оказывается помощь, то велика вероятность возникновения вторичных нарушений, в виде школьной дезадаптации, личностных изменений, трудностей в поведении, социальной адаптации.

Форма реализации программы : индивидуальные занятия.

Временной диапазон курса: занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут, в течение учебного года.

Цель программы : создание условий для комплексного развития личности, способной к самореализации и самоопределению.

Задачи:

1. Выявить и удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию и социализацию.

2. Развивать навык работы в группе.

3. Создать условия для интеграции в социальную среду.

4. Обогащать представление воспитанника о себе.

Формы и методы: коррекционные индивидуальные занятия, обсуждения, консультации, презентации, часы общения, просмотр фильмов, игры.

- Активные методы обучения: игры направлены на формирование у подростка умения увидеть в другом человеке его достоинства.

Игры и задания способствующие углублению осознания сферы общения. Игры, обучающие умению сотрудничать.

- Ролевые методы – у подростков выражена ролевая ригидность, ролевая аморфность, отсутствует ролевая креативность.

- Задания на формирование «эмоциональной грамотности» - распознавание эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу, умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.

Ожидаемые результаты реализации программы :

-осознавать необходимость ответственного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями нравственности и этики, собственных обязательств,

контролировать собственное поведение, давать адекватную оценку своим поступкам,

- пытаться самостоятельно преодолевать трудности

- стремиться быть здоровым духовно и физически

- формировать у воспитанника социально-приемлемые личностные качества и поведение.

Определение результативности:

1. Диагностика уровня воспитанности (методика Н. П. Капустиной).

2. Уровень адаптации воспитанника (Д. Стотт).

3. Диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А. С. Прутченкова).

4. Изучение представлений воспитанников о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н. Е. Богуславской).

5. Самооценка (Т. А. Фалькович).

Критерии оценки достижения планируемых результатов: поэтапная возрастная преемственность коррекционно-развивающих методов и форм деятельности.

Технологии, используемые при проведении занятий:

1. Корекционно-развивающее обучение детей с задержкой психического развития (Г. К. Селевко).

2. Технология индивидуального и дифференцированного обучения.

3. Технология личностно ориентированного развивающего обучения.

4. Технология индивидуальной педагогической поддержки в воспитании (О. С. Газман).

Методы и приемы организации деятельности подростков на коррекционно – развивающих занятиях

- Педагогическое сопровождение;

- анкетирование: изучить интересы, способности и включить воспитанника во внеучебную, кружковую и общественно-полезную деятельность

- этнопедагогика (Г. Н Волков);

- литеропсихотерапия (О. В. Хухлаева);

- арт-терапия (А. И. Копытин);

- методы работы с подростками (Г. А. Цукерман)

Основные принципы сопровождения, которыми обеспечиваются гарантии прав участников программы :

1. Принцип ориентации на идеал. Программа духовно– нравственного развития и воспитания обучающихся школы–интерната направлена на достижение национального воспитательного идеала.

2. Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно–нравственного развития и воспитания личности воспитанника.

3. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Особое значение для духовно–нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

4. Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

5. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, педагогами, родителями (законными представителями) и другими значимыми взрослыми. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.

Содержание занятий

I блок. «Воспитанник – патриот и гражданин» 10 ч. Блок занятий, направленных на воспитание в обучающихся гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

II блок. «Воспитанник и его нравственность» 15 ч. Блок занятий, направленных на воспитание нравственных чувств и этического сознания обучающихся. Определение ценностей: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

III блок. Воспитанник и его отношение к труду. Самоопределение. (16 ч.). Блок занятий, направленных на воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Традиционные виды деятельности представителей КМНС.

IV блок. Воспитанник и его здоровье (10 ч.). Блок занятий, направленных на формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

V блок. Воспитанник и природа (10 ч.). Блок занятий, направленных на воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание, земле; заповедной природе; памятникам природы ЯНАО.

VI блок. Воспитанник в мире прекрасного (8 ч.). Блок занятий, направленных на воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений о красоте; гармонии; духовного мира человека эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы :

требования к специалистам: воспитатель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «образование и педагогика»;

требования к материально-технической базе: компьютер, телевизор, мультимедийны проектор, принтер, доска, цветные мелки, пластилин, краски, карандаши, писчая и цветная бумага;

• требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы : библиотека, Интернет-ресурсы;

• перечень учебных и методических материалов.

Воспитательно-тематический план

№ Тема Количество часов

I блок. Воспитанник – патриот и гражданин (10 ч.)

1 Наши права и обязанности 1

2 О чем нам говорит закон. Последствия нарушения закона 1

3-4 «День Конституции». Государственные символы моей страны, родного края 2

5 Телефон доверия и социальная служба 1

6 Путешествие по городам Ямала 1

7 Дети-герои Великой Отечественной войны 1

8 «Если наша армия сильна – то непобедимая она» 1

9 Акция «Посылка солдату». Что я знаю о празднике «День защитника Отечества» 1

10 Подвиг нашего земляка А. Зверева в годы В. О. войны. 1

II блок. Воспитанник и его нравственность (15 ч.)

11 Твой внешний вид 1

12 О культуре общения. Умеем ли мы общаться? 1

13 Этикет, или просто хорошие манеры 1

14 Волшебные слова 1

15 О поступках плохих и хороших 1

16 Что значит быть хорошим сыном и дочерью 1

17 Если добрый ты…. 1

18 Без друзей меня чуть–чуть 1

19 Здравствуйте все, или как жить в ладу с собой и миром 1

20 Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики 1

21 О доброте и отзывчивости. 1

22 «Посеешь привычку – пожнешь характер» 1

23 Традиции и обычаи моей семьи 1

24-25 Чум мой – дом мой (о нравственных основах построения семьи) 2

III блок. Воспитанник и его отношение к труду (16 ч.)

26 Как трудится моя семья в тундре. Профессия моих родителей 1

27 Уют в моей комнате 1

28 Экскурсия в сельскую библиотеку. 1

29-30 Трудовой десант. Ремонт книг и учебников в школьной библиотеке 2

31 Мир профессий. 1

32 Все работы хороши – выбирай на вкус 1

33 Ярмарка профессий. Какая профессия мне по душе 1

34-35 Поделки своими руками 2

36-37 Экскурсия в пожарную часть. Что я знаю о труде пожарного. 2

38 Волшебный мир руками детей 1

39 Прекрасный мир моих увлечений 1

40 «Я умею, я могу, я хочу.» об обязанностях в интернате и в школе 1

41 Содержи в порядке все учебники и тетрадки 1

IV блок. Воспитанник и его здоровье (10 ч.)

42 О вреде курения. Курить или не курить? 1

43 Защити себя. Что нужно знать об опасной для людей болезни - СПИД. 1

44 В здоровом теле – здоровый дух 1

45 О пагубном влиянии алкоголя на детский организм 1

46 Движение – жизнь! 1

47 Вредные привычки и мы, Мой режим дня, ЗОЖ 1

48 Лекторий «Наркотики – пагубная страсть» 1

49 Темная улица и безопасность 1

50 Не шути с огнем 1

51 Компьютер и здоровье 1

V блок. Воспитанник и природа (8 ч.)

52 Мы – друзья природы 1

53 Растения нашего уголка природы. Уход за растениями 1

54 О братьях наших меньших. Забота о животных. 1

55 Мой домашний любимец 1

56 Мы в ответе за тех, кого приручили 1

57 Витамины с тундры 1

58 Животный и растительный мир нашего края 1

59 Красная книга Ямала 1

VI блок. Воспитанник в мире прекрасного (9 ч.)

60-61 Все о тундре моей. Чтение произведений ненецких писателей о родном крае 2

62-63-64 Просмотр фильма Анны Неркаги «Белый ягель» Обсуждение фильма 3

65 Давайте говорить друг, другу комплименты 1

66 Научись смотреть на себя со стороны 1

67 Выявление уровня воспитанности учащихся 1

68 Итоговое 1

Итого: 68

Список литературы

1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст] / В. А. Аверин. – СПб, 2004.

2. Агрессия и насилие в подростковой среде: комплексная психо-коррекционная программа профилактики / Сост. К. А. Воробьева-М. : Школьная пресса, 2011

3. Андрианов, М. Беседы о прекрасном и добром: этическое воспитание [Текст] / М. Андрианов // Воспитание школьников. – 2002. – №9–с. 26 – 36.

4. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Валлон. – М., 2007.

5. Вартанова, И. Формирование у школьников опыта эмоционально-ценностного отношения к миру [Текст] / И. Вартанова // Воспитание школьников. – 2002. – №2 – с. 59–62.

6. Воспитание индивидуальности : учебно-методическое пособие/Под ряден. Степанова. -М. : Сфера,2005,-204с

7. Гуткина, Л. Д. Настольная книга классного руководителя [Текст] / Л. Д. Гуткина. – М. 2003. – 49 с.

8. Заззо, Р. Стадии психического развития ребенка [Текст] / Р. Заззо // Развитие ребенка. – М., 2008.

9. Фельдштейн, Д. И. Психология развивающейся личности [Текст] / Д. И. Фельдштейн. – М., 2006.

10. Франк, С. Взращивание добра: духовно-нравственное воспитание [Текст] / // Воспитание школьников – 2001. – №7 – с. 67 – 69.

11. Цукерман, Г. А., Мастеров, Б. Н. Психология саморазвития [Текст] / Г. А. Цукерман, Б. Н. Мастеров. – М., 1995.

12. Щуркова, Н. Е. Классное руководство: настольная книга учителя [Текст] / Н. Е. Щуркова. – М., 2009.

13. Щуркова, Н. Е. Классное руководство: рабочие диагностики [Текст] / Н. Е. Щуркова. – М., 2001.

№ Дата Тема

По плану По факту

I блок. Воспитанник – патриот и гражданин (10 ч)

1 03.09 07.09 Наши права и обязанности

2 07.09 07.09 О чем нам говорит закон. Последствия нарушения закона

3-4 10.09 14.09 10.09 14.09 «День Конституции». Государственные символы моей страны, родного края

5 17.09 17.09 Телефон доверия и социальная служба

6 21.09 21.09 Путешествие по городам Ямала

7 24.09 24.09 Дети-герои Великой Отечественной войны

8 28.10 28.10 «Если наша армия сильна – то непобедимая она»

9 01.10 05.10 Акция «Посылка солдату». Что я знаю о празднике «День защитника Отечества»

10 05.10 05.10 Подвиг нашего земляка А. Зверева в годы В. О. войны.

II блок. Воспитанник08.10 и его нравственность (15 ч)

11 08.10 08.10 Твой внешний вид

12 12.10 12.10 О культуре общения. Умеем ли мы общаться?

13 15.10 19.10 Этикет, или просто хорошие манеры

14 19.10 19.10 Волшебные слова

15 23.10 23.10 О поступках плохих и хороших

16 27.10 27.10 Что значит быть хорошим сыном и дочерью

17 30.10 30.10 Если добрый ты….

18 09.11 09.11 Без друзей меня чуть–чуть

19 12.11 12.11 Здравствуйте все, или как жить в ладу с собой и миром

20 16.11 16.11 Мы теперь непросто дети, мы теперь ученики

21 19.11 19.11 О доброте и отзывчивости.

22 23.11 23.11 «Посеешь привычку – пожнешь характер»

23 26.11 26.11 Традиции и обычаи моей семьи

24-25 30.11 03.12 30.11 03.12 Чум мой – дом мой (о нравственных основах построения семьи)

III блок. Воспитанник и его отношение к труду (16 ч)

25 07.12 07.12 Как трудится моя семья в тундре. Профессия моих родителей

26 10.12 10.12 Уют в моей комнате

27 14.12 14.12 Экскурсия в сельскую библиотеку

28 17.12 17.12 Руки человека

29-30 21.12 24.12 21.12 24.12 Трудовой десант. Ремонт книг и учебников в школьной библиотеке

31 27.12 27.12 Мир профессий

32 11.01 11.01 Все работы хороши – выбирай на вкус

33 14.01 14.01 Ярмарка профессий. Какая профессия мне по душе

34-35 18.01 21.01 18.01 21.01 Конкурс поделок из природного материала

36-37 25.01 28.01 25.01 28.01 Экскурсия в пожарную часть. Что я знаю о труде пожарного.

38 01.02 01.02 Волшебный мир руками детей

39 04.02 04.02 Прекрасный мир моих увлечений

40 08.02 08.02 «Я умею, я могу, я хочу.» об обязанностях в интернате и в школе

41 11.02 18.02 Содержи в порядке все учебники и тетрадки

IV блок. Воспитанник и его здоровье (10 ч.)

42 15.02 18.02 15.02 18.02 О вреде курения. Курить или не курить?

43 22.02 22.02 Защити себя. Что нужно знать об опасной для людей болезни - СПИД

44 25.02 25.02 В здоровом теле – здоровый дух

45 29.02 29.02 О пагубном влиянии алкоголя на детский организм

45 03.03 03.03 Движение – жизнь!

47 07.03 07.03 Вредные привычки и мы, Мой режим дня, ЗОЖ

48 10.03 10.03 Лекторий «Короткая жизнь наркомана»

49 14.03 14.03 Темная улица и безопасность

50 17.03 17.03 Не шути с огнем

51 21.03 21.03 Компьютер и здоровье

V блок. Воспитанник и природа (8 ч.)

52 04.04 07.04 Мы – друзья природы

53 07.04 07.04 Растения нашего уголка природы. Уход за растениями

54 11.04 11.04 О братьях наших меньших. Забота о животных

55 14.04 14.04 Мой домашний любимец

56 18.04 18.04 Мы в ответе за тех, кого приручили

57 21.04 21.04 Витамины с тундры

58 25.04 25.04 Животный и растительный мир нашего края

59 28.04. 28.04 Красная книга Ямала

VI блок. Воспитанник в мире прекрасного (9 ч.)

60 61 02.05 05.05 02.05

05.05 Все о тундре моей. Чтение произведений ненецких писателей о

родном крае.

62-63-64 12.05 16.05 12.05 16.05 Просмотр фильма Анны Неркаги «Белый ягель» Обсуждение фильма

65 19.05 19.05 Давайте говорить друг, другу комплименты

66 23.05 23.05 Научись смотреть на себя со стороны

67 26.05 26.05 Выявление уровня воспитанности

68 30.05 30.05 Итоговое занятие

Публикации по теме:

Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ 1. Общие данные ФИО ребенка Дата рождения Адрес Статус ребенка с ОВЗ Группа здоровья Физкультурная группа Возрастная группа 2. Социальная.

Планирование индивидуального сопровождения детей с ОВЗ по образовательной области «Физическая культура» Методическая разработка «Планирование индивидуального сопровождения детей с ОВЗ по образовательной области «Физическая культура» Содержание.

Представление опыта «Художественно-эстетическое развитие как средство сопровождения ребенка с ОВЗ» Слайд 1 Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. В настоящее время.

Проект психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ «Я могу!» Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования, которая обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития.

Программа индивидуального сопровождения ребенка инвалида по зрению Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Детский сад» Согласовано: Председатель ПМПк БДОУ г. Омска «Детский сад.

Программа индивидуального сопровождения учителя-логопеда как часть АОП для ребёнка с ФФН Программа индивидуального сопровождения учителя-логопеда как часть адаптированной образовательной программы для ребенка с ФФН Срок реализации.

Программа индивидуального сопровождения учителя-логопеда как часть АОП для ребёнка с ОНР Срок реализации программы - 2016 -17 учебный год. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Принятие новых федеральных образовательных стандартов дошкольного.

Статья «К постановке проблемы психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста» А. А. Мосина, С. Д. Кириенко, г. Челябинск К постановке проблемы психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития детей дошкольного.

Принципы семейного воспитания дошкольников с ОВЗ как основа успешного сопровождения участников инклюзивного образования ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Игнатьева Наталия.

Взаимодействие родителей и специалистов (логопеда) ДОУ, как компонент психолого — педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие специалистов и родителей. Малая.

Автор публикации:
Программа индивидуального сопровождения ребёнка с ОВЗ
Опубликовано: 31 января 2018 в 08:17
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД