Авторская программа кружка декоративно-прикладного искусства «Городецкие узоры».

Татьяна Литвинова
Авторская программа кружка декоративно-прикладного искусства «Городецкие узоры».

Пояснительная записка.

Духовное воспитание детей должно осуществляться средствами высоконравственными, эстетически совершенными. Именно таким и является народное искусство. Декоративно-прикладное искусство - источник нравственного, эстетического, трудового, художественного воспитания. Через знакомство с декоративно-прикладным искусством прививается любовь к своей Родине, происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью, укладом, духовным миром. В наше время, время компьютерных технологий, очень важно, чтобы наши дети не утратили связь поколений, приобщались к сокровищнице русской культуры и истории, любили землю, на которой родились и растут, испытывали чувство гордости за свой народ. И одним из средств решения этой задачи может явиться приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству.

Данная программа рассчитана на детей старшей группы, предусматривает два занятия в месяц(18 в год). В программе предусмотрено поэтапное знакомство дошкольников с искусством городецких мастеров. Материал распределен с учётом возрастных особенностей, расположен от простого к сложному. Программа опирается на культуру и традиции русского народа, имеет инновационную направленность. Дидактические игры, стихи и схемы для рисования авторские.

Цель программы:

Развитие творческих способностей, фантазии, воображения средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы:

- приобщение к истокам национальной культуры через ознакомление с декоративно-прикладным искусством;

- создание необходимых условий для самореализации творческого потенциала через созданную развивающую среду.

- различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о городецком промысле, его характерные признаки;

- учить видеть красоту растительных узоров: розаны, бутоны, листья, сказочные птицы и кони.

- составлять узоры по мотивам городецкой росписи на полосе, круге, квадрате;

- продолжать учить применять элементы росписи в украшении различных видов изделий;

- продолжать знакомить со спецификой создания декоративных цветов; формировать умение использовать для украшения оживки;

- развивать художественный вкус.

Предполагаемые результаты освоения программы:

- формирование устойчивого интереса у дошкольников к традициям и культуре русского народа;

- использование разнообразных композиционных решений, различных цветов и оттенков для создания выразительного образа;

- знание видов народного декоративно-прикладного искусства, сведений о городецком промысле, его характерные признаки;

- выполнение узоров по мотивам городецкой росписи.

Формы организации работы с детьми:

- беседы;

- рассматривания подлинных изделий народного декоративно-прикладного искусства и изделий, выполненных руками педагога, иллюстраций, открыток, видео;

- раскраски по городецкой росписи;

- дидактические игры;

- чтение стихов и загадок.

- занятия по декоративному рисованию.

Тематическое планирование.

1. Посещение центра декоративно-прикладного искусства, рассказ воспитателя о наследии русского народа, чтение стихов и загадок о промыслах, дидактическая игра «Угадай промысел».

2. Краткие сведения об истории городецкого промысла. Рассматривание репродукций, открыток, иллюстраций. Рассказ воспитателя о значении расписных изделий городецких мастеров в быту. Дидактическая игра «Сложи картинку».

3. Знакомство с изделиями, сделанными руками педагога. Предложить детям выделить составные элементы росписи; цвета, используемые мастерами. Дидактическая игра «Узнай элемент росписи по описанию». Предложить раскраски по городецкой росписи.

4. Анализ композиций на образцах. Дидактическая игра «Составь узор» (из готовых элементов городецкого орнамента дети создают композицию на круге, полосе, квадрате).

5. Дидактическая игра «Магазин городецких сувениров». Учить описывать городецкие поделки, рассказывая о цветовых решениях мастеров, форме изделий, композиционных решениях составления узора. Развивать речь, обогащать словарный запас детей.

6. Рассматривание таблиц, на которых показано поэтапное рисование листьев и «кустиков». Напомнить правила работы кистью и красками. Рисование листьев. Обратить внимание детей на оживку, украшающую все элементы росписи. Дидактическая игра «Городецкое лото».

7. Рисование основных элементов росписи - цветов. Помочь детям овладеть навыками рисования бутонов совместно с листьями.

8. Знакомство с новым цветком «Яблочко» (большой розовый круг и маленькие розовые кружочки, которые симметрично расположены по обе стороны большого круга).

9. Составление узора на полосе. Изготовление пригласительного билета в театр, выполненного с элементами городецкой росписи.

10. Составление узора на квадрате: заполняются середина, углы и стороны. Предоставить самостоятельность в выборе композиции и элементов росписи. Отработка умения выполнять оживки (дуги и точки белого и чёрного цвета, учить смелому ведению линий.

11. Составление узора на круге. Учить заполнять центр яркими образами цветов. Закрепление полученных изобразительных навыков.

12. Украшение разделочной доски. Учить сочетать цвета и оттенки для создания выразительного образа.

13. «Сказочная птица». Учить изображать сказочную певунью карандашом, а затем раскрашивать. Отрабатывать смелое нанесение оживок.

14. «Открытка для мамы» (по замыслу). Проанализировать работы городецких мастеров и на их основе создать свой эскиз подарка, поощрять фантазию в выборе композиционного решения.

15. «Лошадка». Полюбоваться работами, на которых изображены городецкие кони. На основе схемы, сделать анализ. Рисование лошадки карандашом и роспись.

16. Рассказ воспитателя об изображении людей в городецкой росписи. Просмотр фильма «Городецкая роспись». Дидактическая игра по выбору детей.

17. «Поднос». Оформление поделок для центра декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить применять элементы росписи в украшении различных видов изделий. Поощрять яркость образов, яркость цветов, необычность композиции.

18. Чтение стихотворения автора программы «Городецкие узоры». «Блюдо». Оформление выставки для родителей по декоративно-прикладному искусству.

Используемая литература:

«Дети и народное творчество» Шевчук Л. В. ; Просвещение 1985г.

«Сохранение традиций народного искусства» Дрожжин Г. А.

«Русская роспись» Н. Величко; Аст-пресс книга 2011г.

Публикации по теме:

Мини-музей «Дивная роспись»Мини-музей «Дивная роспись» Краткое содержание проектаНаше ГОУ работает по программе Васильевой. Наш проект включает все основные направления развития: «Социально-личностное»,.

Торт из гофротрубочекТорт из гофротрубочек Выставка декоративно прикладного творчества, проходит в рамках конкурса областного фестиваля специалистов системы образования Свердловской.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Авторская программа кружка декоративно-прикладного искусства «Городецкие узоры».
Опубликовано: 4 апреля 2013 в 17:58
+74
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 71.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...