Айталина Кычкина
Программа кружка с использованием цветных палочек Кюизенера
Программа кружка "Цветные палочки" для детей второй младшей группы.
Кычкина А. Е
Пояснительная записка.
Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставит в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.
Публикация «Программа кружка с использованием цветных палочек Кюизенера» размещена в разделах
- Палочки Кюизенера
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают игры – исследования.
Педагоги разных стран адаптируют и развивают технологии использования давно известных российских и зарубежных дидактических средств (развивающие игры Б. Никитина, блоки Дьениша, «Лего», счетные палочки Кюизенера и др., расширяя горизонты мирового образовательного пространства.
Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.
В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений можно встретить рекомендации по использованию палочек известного бельгийского математика Кюизенера для обучения детей основам математики.
Проанализировав различные материалы, авторские разработки, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами – практиками, я заинтересовалась возможностью применения одной из универсальных технологий – цветных палочек Кюизенера в игровой деятельности и в самостоятельных играх детей раннего возраста в детском саду для формирования математического мышления и развития творческого воображения.
Основными особенностями палочек Кюизенера является абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудием профессионального труда педагога и инструментом учебно-познавательной деятельности ребенка.
Игры – занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
На практике эти задачи реализуются мной через организацию деятельности кружка «Цветные палочки». В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с палочками. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Цель: Формировать математическое мышление; развивать творческое воображение; воспитывать настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.
Задачи кружка:
- Вызвать интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними.
- Способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений.
- Создавать условия для сенсорного развития, развития логического мышления, внимания, памяти.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
- Воспитывать эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре.
Диагностическая карта
Таблица с колонками:
1. Проявляет интерес к деятельности,
2. Принимает игровую задачу,
3. Эмоционально – положительно относится к взаимодействию со сверстниками в игре,
4. При обследовании предметов выделяет цвет, форму, величину;
5. Различает «много» предметов и «один»,
6. Строит разнообразные постройки,
7. используя объёмные и плоскостные палочки,
8. Использует речь в процессе игры.
9. Умение осваивать действия с предметом,
10. Умение принимать игровую задачу.
11. Умение эмоционально - положительно относиться к взаимодействию со сверстниками в коллективной игре.
Условные обозначения: высокий, средний, низкий.
Критерии оценки уровня усвоения программного материала
Высокий уровень: Ребенок активно взаимодействует со взрослым. Правильно отвечает на поставленные вопросы. С небольшой помощью взрослого справляется с заданием.
Средний уровень: Ребенок при небольшой подсказке уверенно выполняет все задания.
Низкий уровень: Ребенок справляется с заданием при активной помощи взрослого.
Методическое обеспечение:
- «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3 – 7 лет) под редакцией В. П. Новиковой, Л. И. Тихоновой.
- Цветные счётные палочки Кюизенера.
- Плоскостной вариант палочек Кюизенера.
- Б. Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)
- Б. Б. Финкельштейн «Дом с колокольчиком». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)
№ Тема: Цель:
1 Подбираем ленточки к фартучкам Сенсорное восприятие цвета и размера.
2 Горшочек для цветочка Сенсорное восприятие цвета и размера.
3 Стульчики для трех медведей Сравнивание по высоте. Закрепление цвета. Выкладывание по образцу.
4 Кровати для трех медведей Сравнивание по высоте. Закрепление цвета. Выкладывание по образцу.
5 Мосты через реку Сравнение по ширине, длине. Закрепление цвета.
6 Узор Учимся выкладывать по схемам. Закрепление цвета.
7 Платочек для куклы Маши Учимся выкладывать по схемам. Закрепление цвета.
8 Заборы для трех поросят Учить детей сравнивать по высоте. Закреплять цвет.
9 Лесенка высокая и лесенка низкая Развивать глазомер. Учить детей строить лесенки соответствующие высоте домов. Закреплять цвет.
10 Лесенка широкая и лесенка узкая Развивать глазомер. Учить строить лесенки подходящие мальчикам. Закреплять цвет.
11 Змейка Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия "Один" и "много". Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине.
12 У кого больше Закреплять название геометрической фигуры "треугольник". Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение.
13 Разноцветные вагончики Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять в каком поезде больше вагонов, без счета (столько- сколько", "поровну").
14 Столбики Учить детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой "выше", "ниже", " одинаковые по высоте". Развивать мелкую моторику.
15 Сушим полотенца Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее- короче, равные по длине).
16 1и 2 Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1и 2.
17 Строительство домов. Учить детей моделировать предмет из 4 палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: "Сколько? Который по счету?"
18 Число 3 Познакомить детей с образованием числа 3 и соответстующей цифрой; учить называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориентировке в пространстве.
19 Треугольники Учить детей составлять треугольники из палочек разной длины. упражнять в счете в пределах трех. Учить различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: "Сколько?", "Который?" Учить ориентироваться в пространстве. ("слева", "перед", "за").
20 Разноцветные флажки Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы:"Сколько? Который по счету?"
21 Бусы Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения (больше, меньше, столько- сколько).
22 У кого больше? Учить сравнивать сопоставлением. Развивать глазомер. Развитие количественных представлений.
23 Коврик. Учить детей строить по образцу.
24 Скворечник умение сравнивать предметы по длине; преобразовывать конструкцию предмета.
25 Дачный поселок Учить детей сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки; закреплять умение ориентироваться в пространстве, используя слова слева, справа, выше, ниже, далеко, близко.
26 Елка Упражнять детей в определении длины предмета, используя прием наложения; закреплять умение пользоваться словами: длиннее- короче, самая короткая; развивать представления об эталонах цвета.
27 Новоселье Закреплять умения сравнивать палочки по длине; соотносить величину предмета с ограниченным пространством.
28 Дорога к дому Закреплять умение детей измерять с помощью условной мерки; ориентироваться в пространстве на ограниченной площади.
29 Кукла Маша Учить детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине); моделировать предмет по словестной инструкции; ориентироваться в пространстве.
30 Зайка Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте; обозначать словами результат сравнения.
31 Кастрюльки Учить детей воспроизводить сходство модели с реальным предметом. Упражнять в умении находить одинаковые по величине предметы.
32 Дети нашего двора Учить детей сравнивать предметы по высоте путем приложения, определять словом результат сравнения (выше, ниже, одинаковые по высоте). Развивать творческое воображение.
Программа кружка "Цветные палочки" для детей средней группы.
Цель: Формировать математическое мышление;формирование представлений о числах до пяти, как о существенных признаках явлений окружающего мира.
развивать творческое воображение; воспитывать настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.
Задачи кружка:
- Закреплять представления о величине (длинный-короткий, широкий-низкий, большой-маленький.
-Развитие способности группировать предметы по цвету и величине
-Освоение способовизмерения с помощьюусловной мерки.
-Развитие количественныхпредставлений (образование чисел в пределах 5 на основе измерения и цвета):способности различать количественный и порядковый счет,устанавливать равенство инеравенстводвух групп предметов.
-Развивать умение различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры: квадрат,прямоугольник, треугольник.
-Знакомство с пространственными отношениями (слева, справа, вверху, внизу, на,под, рядом, сбоку).
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
- Воспитывать эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре.
Диагностическая карта
Таблица с колонками:
Проявляет интерес к деятельности,
Принимает игровую задачу,
При обследовании предметов выделяет цвет, форму, величину;
Различает порядковый и количественный счет. Правильно отвечает на вопросы “Сколько?”, “Который по счету?”.
Знает цифры 1,2,3,4,5 и соотносит их с количеством предметов.
Знает образование чисел 2,3,4,5.
Умеет сравнивать по величине (длине, высоте и ширине) путем наложения и приложения,определяет словом результат сравнения. Использует речь в процессе игры.
Умеет сравнивать по двум признакам величины. (длиннее и шире)
Умеет сравнивать с помощью условной мерки.
Умеет ориентироваться в пространстве. (налево-направо,вперед-назад, вверх-вниз)
Знает геометрические фигуры (круг,квадрат, треугольник, прямоугольник)
Соотносит геометрические фигуры с формами предметов.
Умение эмоционально - положительно относиться к взаимодействию со сверстниками в коллективной игре.
Условные обозначения: высокий, средний, низкий.
№ Тема: Цель:
1 Работа по схемам Проверить начальные знания цвета.
2 Работа по схемам Проверить начальные знания цвета.
3. Работа по схемам Проверить начальные знания цвета.
4. Повторение пройденного.
Строительство домов. Учить детей моделировать предмет из 4 палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: "Сколько? Который по счету?".Какой формы наши дома.
5. Повторение пройденного.
Треугольник Учить детей составлять треугольники из палочек разной длины. упражнять в счете в пределах трех. Учить различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: "Сколько?", "Который?" Учить ориентироваться в пространстве. ("слева", "перед", "за").
6. Повторение пройденного.
Рамка для картины Учить детей строить прямоугольник в соответствии с размерами придуманной картины. Формировать знания о пространственных отношениях. Развивать творческую фантазию.
7 Повторение пройденного.
Разноцветные флажки Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы:"Сколько? Который по счету?"
8. Числа 1 и 2 Учить сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2.
9. Число 3 Познакомить детей с образованием числа три и соответствующей цифрой; учить называть по порядку числительные от 1 до 3;упражнять в ориентировке в пространстве.
10. Игра «Построим заборчик».
Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятиями «высокий», «низкий». Способствовать развитию речи.
11. Игра ‹‹Построим лестницы›› Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятиями «высокий», «низкий». Способствовать развитию речи.
12. Число 3 Повторить образование числа три; Соотносить цифры 1,2,3 с соответствующим количеством предметов.
13. Игра «Строим дорожки».
Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски по цвету). Развивать речь детей. Активизировать словарь: «одинаковый», «такая же», «тоже красивая» и т. д.
14. Игра «Поезд».
Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Закрепить названия эталонов цвета, развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию. Способствовать развитию речи. Развивать внимание, память, воображение.
15. Бусы. Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения (больше, меньше, столько- сколько).
16. Игра «Построим мостик».
Продолжать знакомство с комплектом палочек Кюизенера. Закрепить понятия «длиннее», «короче», «одинаковый», «уже», «шире». Организовывать сюжетно – ролевую игру. Развивать умение согласовывать действия, считаться с мнением товарищей
17. Игра «Конструирование геометрических фигур». Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник.
18. Игровая деятельность: «Помоги зайчику». Игровая деятельность в альбомах «Волшебные дорожки». Закрепить понятие «одинаковый (равный) по длине (высоте)». Развивать мышление, воображение. Воспитывать доброту.
Игровая деятельность: «Поможем маме – зайчихе». Закрепить знания о диких животных.
19. Найди домик одного из трех поросят. Уточнить представление детей о таких качествах, как «широкий», «узкий». Развивать представление об эталонах цвета. Дать представление об овале.
20. Игра «Дорожки для матрешки».
Закреплять умение детей измерять с помощью условной мерки; ориентироваться в пространстве на ограниченной площади.
21. Игра «Ох, красивый теремок! Очень – очень он высок!»
Учить детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине); моделировать предмет по словестной инструкции; ориентироваться в пространстве.
22. Число 4 Познакомить детей с образованием числа четыре и цифрой четыре; учить считать в пределах четырех; закреплять умение различать количественный счет от порядкового.
23. ‹‹Эти разные деревья››
Работа с картами – схемами. Развивать умение сравнивать предметы. Развивать логическое мышление, речь. Закрепить образование числа четыре.
24. Число 5 Познакомить детей с образованием числа пять и цифрой 5;учить называть числительные по порядку. Закреплять умение различать количественныйи порядковый счет, правильно отвечать на вопросы:‹‹Сколько? Который по счету?››
25. Подвижная игра ‹‹Найди свой домик›› Закреплять знания цвета умение сравнивать. Упражнять в счете. Работа с альбомом ‹‹Дом с колокольчиком››.
26. Подвижная игра ‹‹Жильцы дома›› Закрепить умение соотносить палочки с числом, счет. Работа с альбомом ‹‹Дом с колокольчиком››.
27. Слоненок Развивать умение детей создавать образ слоненка, конструируяего из заданных палочек; сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее-короче, равные по длине); ориентироваться в пространстве. Развивать воображение.
28. Море волнуется Закреплять умение детей следовать заданному алгоритму; точно выполнять словесную инструкцию; закреплять навыки измерительной деятельности.
29. Сделай фигуру Закреплять умение детей состовлять геометрические фигуры из палочек; названия геометрических фигур (треугольник,квадрат, круг, прямоугольник);различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету?
30. Домино Закрепить знание цвета; учимся следовать правилам игры. Упражняемся в сравнивании результатов.
31. Подвижная игра ‹‹ По порядку стройся›› Упражняемся в сравнении по длине. Развиваем глазомер. Закрепляем знакомые числа. Работа с альбомом ‹‹Дом с колокольчиком››.
32. Полочки для книг. Учить детей сравнивать предметы по высоте путем приложения, определять словом результат сравнения (выше, ниже, одинаковые по высоте). Развивать творческое воображение.