Лучший педагог года

Программа кружка «Умелые ручки» для детей 4–5 лет

Елена Скворцова
Программа кружка «Умелые ручки» для детей 4–5 лет

1.

Целевой раздел.

1.1 Пояснительная записка.

1.2

Цели и задачи реализации программы.

1.3

Принципы реализации программы.

1.4

Возрастные особенности детей 4 –5 лет.

2.

Содержательный раздел.

2.1 Календарно – тематический план.

2.2 Результаты кружка.

3.

Организационный раздел.

3.1

Организация предметно – пространственной среды.

3.2 Список литературы.

1.1. Пояснительная записка

Публикация «Программа кружка „Умелые ручки“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказана, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует что начинать работу в данном направлении необходимо в раннем возрасте, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.

Развитие у ребенка мелкой моторики важно еще и потому, что ему в дальнейшем потребуется использовать точные скоординированные движения: одеваться и обуваться, рисовать и писать, держать в руках ложку, кисточку или карандаш. Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимо важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память (зрительную и двигательную, мышление, словарный запас ребенка, координация движений. Именно мелкая моторика на раннем этапе жизни отражает развитие ребенка и его интеллектуальные способности. От того, насколько ребенок сможет управлять своими пальчиками в раннем возрасте, в дальнейшем зависит его развитие и, конечно, качество жизни.

Актуальность нашей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Обучение детей проводится с трёхлетнего возраста; Подобран и систематизирован материал упражнений по развитию мелкой моторики в соответствии с возрастными особенностями детей; Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Программа предназначена для детей среднего дошкольного возраст (4-5 лет).

1.2. Цели и задачи реализации программы.

Цель рабочей программы кружка – развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей среднего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Задачи рабочей программы :

- сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем зрения, осязания, тактильно- двигательных ощущений;

- создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости;

- способствовать умению целенаправленно управлять движениями пальцев, рук в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания и действий с бытовыми предметами, орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.)

- развивать речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие детей через стимуляцию мелкой моторики рук,

- прививать усидчивость. Нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувства товарищества) посредством игр, упражнений на развитие мелкой моторики рук.

При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 4-5 лет.

1.3. Принципы реализации программы :

- принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;

- принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;

- принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;

- принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;

- принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.

Срок реализации программы – 1 год. Продолжительность непосредственно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей – 10-15 мин в соответствии с СанПиН. Режим занятий: Средняя группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Форма организации образовательного процесса: групповая с индивидуальным подходом. Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Данная программа интегрируется с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитее», «Физическое развитие», основной образовательной программы ДОУ.

1.4. Возрастные и психические особенности детей 4 – 5 лет.

В возрасте около 5 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок. К 5 годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какоголибо признака или количества от ситуаций, в которых количество или (признак) остались неизменными. Содействует общему психическому развитию активизация воображения. Воображение - высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Взрослые должны ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или по образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы. Формировать замыслы и реализовать индивидуальное воображение во всех видах деятельности. Особенность детей данного возраста - интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на занятии, во многом определяют степень заинтересованности ребят самим предметом. Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех. Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями; В любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса

2. Содержательный раздел.

2.1. Календарно – тематический план.

Программа включает в себя следующие разделы:

• пальчиковая гимнастика;

• массаж ладошек и пальчиков с помощью предметов;

• лепка, изготовление поделок из различных материалов;

• нетрадиционные техники рисования;

• штриховка;

• работа с бумагой (оригами, аппликация, конструирование);

В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп, а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала, из ватных дисков и палочек. В разделе “Нетрадиционные техники рисования” у детей формируются умения и навыки рисования различными способами, развивается воображение.

В разделе «Штриховка» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.

В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как аппликация, оригами, конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.

Месяц. Тема занятий.

1. Сентябрь 1. Игра «Большие и маленькие листочки» 2. Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять» Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом

1. Игра «Собери орешки для белочки» Материал: Орехи, игрушка «белка», пластиковая бутылка с вырезанным «дупло». Скачет белочка по веткам. Соберёт орешки деткам. Все бельчата-сладкоежки, Обожают грызть орешки. 2. Пальчиковая гимнастика «Белочка» Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

1. Игра «Чтобы Мише было теплее» - мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку - «в берлоге». Цель: Развивать мелкую моторику рук. 2. Пальчиковая игра «Зайчик» Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

2. Октябрь 1. Аппликация «Гроздья рябины» Цель: Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умение расплющивать шарики на

1. Рисование «Плюшевый медвежонок» Рисование поролоновой губкой, игры, пальчиковая гимнастика 10-15 мин Цель: Помочь детям освоить новый способ изображения — рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость).

1. Игра «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки. 2. Пальчиковая игра «Варежка». Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. Цель: Развивать мелкую моторику рук.

1. Рисование «Ежик» Цель: Развитие мелкой моторики рук посредством действий с предметами, пальчиковой гимнастики и нетрадиционной техники изодеятельности.

3. Ноябрь 1. Игра «Лепим снежки большие и маленькие» из салфеток скатывание шариков разного размера Цель: Учить детей круговыми движениями между ладонями катать шарики из салфеток. 2. Пальчиковая гимнастика с карандашом «Ладошка»

1. Лепка «Варежки» Цель: Совершенствовать технику нанесения пластилина на поверхность. Научить самостоятельно украшать изделие. Укреплять мелкую моторику рук

1. Игра «Чтобы Мише было теплее» - мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку - «в берлоге». Цель: Развивать мелкую моторику рук. 2. Пальчиковая игра «Зайчик» Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом

Рисование «Плюшевый медвежонок»

Цель: Помочь детям освоить новый способ изображения — рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость)

Декабрь 1. Игра «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц. 2. Массаж пальчиков «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.

1. Лепка «Зернышки для птички» Цель: продолжать знакомить детей с пластилином (желтого цвета) и его свойствами.

1. Игра «Чудесный мешочек» - новогодние подарки для зверей (белочке, зайчику, ежику). Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка (орех, гриб, морковка). 2. Массаж ладошек шишками.

1. Рисование «Укрась елку» Цель: Познакомить детей с техникой работы с печаткой, показать способ получения отпечатка. Тренировать мускулатуру пальцев

Январь. 1. Игра «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц. 2. Массаж пальчиков «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками

1. Лепка «Зернышки для птички» Цель: продолжать знакомить детей с пластилином (желтого цвета) и его свойствами.

1. Игра «Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями рыб. 2. Пальчиковая игра «Жил да был один налим» Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом.

3. Лепка «Рыбки» Цель: Учить детей работать с соленым тестом: раскатывать, вдавливать.

Февраль.

1. Игра «Снегопад в лесу». (На зеленой елке из бархатной бумаги разложить комочки ваты). 2. Пальчиковая игра «Фонарики». Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом

1. Пальчиковая игра «Фонарики». Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом. 3. Штриховка «Хвойный лес» Цель: Учить детей рисовать предметы, состоящие из сочетания линий. Развивать мелкую моторику рук.

1. Лепка «Угостим животных» Цель: формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательных умений и навыков; развивать умение правильно держать карандаш, учиться владеть им, используя самомассаж, игры и упражнения; активизировать словарь по теме.

1. Игра «Снежные хлопья». Цель: Учить детей круговыми движениями между ладонями катать шарики из ваты. (Чтобы мишке было теплее) стихотворение «Как на горке снег, снег». 2. Пальчиковая игра «Медвежонок». Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом.

Март. 1. Лепка «Угостим животных» Цель: формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательных умений и навыков; развивать умение правильно держать карандаш, учиться владеть им, используя самомассаж, игры и упражнения; активизировать словарь по теме.

1. Массаж пальчиков карандашами (катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями). 2. Пальчиковая гимнастика «Коготки» Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом.

1. Рисование «Мои любимые домашние животные» Цель: Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жёсткой кистью

1. Игра «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов самолетов, танков, кораблей из бумаги, смятой в комочки. 2. Пальчиковая гимнастика «Вертолет» Цель: выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью, развитие мелкой моторики рук

1. Штриховка «Танк» Цель: Учить детей рисовать предметы, состоящие из сочетания линий. Развивать мелкую моторику рук.

Апрель 1. Игра «Поможем бабушке развязать узелки на веревке» Цель: развитие мелкой моторики рук. 2. Пальчиковая ирга «Помощники» Цель: выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью, развитие мелкой моторики рук.

1. Лепка «В гостях у бабушки» Цель: Учить внимательно слушать потешки и стихи, понимать их содержание, развивать чувство ритма, активную речь, побуждать к игре с движением, развивать мелкую моторику рук, расширять опыт познавательного общения со взрослыми.

1. Игра «Чудо-прищепки» прикрепляем бельевые прищепки к горизонтально натянутой веревке. 2. Пальчиковая гимнастика «Мы посуду перемыли» Цель: выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью, развитие мелкой моторики рук.

1. Рисование «Бусы из макарон» Цель: Учить детей аккуратно закрашивать объёмные предметы. Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма.

Май. 1. Игра «Узнай фигуру» - «Чудесный мешочек» Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка. 2. Пальчиковая гимнастика «Помощники» Цель: выработать четкие координированныедействия по взаимосвязи с речью, развитие мелкой моторики рук

3. Лепка «Блины и пироги» Цель: развивать мелкую моторику рук в процессе лепки круговыми движениями; развивать умение раскатывать и расплющивать тесто между ладонями

1. Игра «Цветочный лужок» - с помощью мозаики сделать цветы. Цель: Развивать мелкую моторику пальцев 2. Пальчиковая гимнастика «Сороконожка» Цель: выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью, развитие мелкой моторики рук

2.2 Результатом работы кружка должно стать :

• развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту;

• овладение разными видами трудовой деятельности;

• умение создавать художественный образ своего изделия;

• овладение приемами работы с разными инструментами и предметами;

• умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия;

• овладение нормами этики поведения.

3. Организационный раздел

3.1 Организация предметно – пространственной среды. В группе подобран материал для мелкой моторики.

1 Настольные игры, разнообразные конструкторы, мозаики.

2Материал для рисования, лепки, аппликации.

3 Картотека пальчиковых игр, речевых гимнастик.

4 «Сухой бассейн» (манка, гречка, горох, фасоль)

5 Мелкие предметы (пуговицы, счетные палочки, бусинки)

4 Используемая литература.

6 Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

7 Гаврилова С. Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.

8 Ярославль: Академия развития, 2009.

9 Новиковская О. А. . : АСТ; СПб. ; Сова 2007.

10 Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.

11 «Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики»

12 Ростов н/ Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008

13 Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.

14 Соколова С. В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.

15 Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.

16 Геронимус Т. М. Работаем с удовольствием (1-4 классы) Уроки труда. – М. : “АСТ - ПРЕСС”, 2000. 140 с.

Публикации по теме:

Фотоотчёт кружковой работы «Умелые ручки»Фотоотчёт кружковой работы «Умелые ручки» .

Фотоотчёт о выставке «Наши умелые ручки»Фотоотчёт о выставке «Наши умелые ручки» Доброго дня, дорогие коллеги! Хочу рассказать Вам о том,какое интересное мероприятие мы устраиваем для родителей и гостей. Я уже рассказывала.

Отчет о работе кружка «Оч. умелые ручки» в средней группеОтчет о работе кружка «Оч. умелые ручки» в средней группе Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную.

Отчёт кружка «Умелые ручки»Отчёт кружка «Умелые ручки» Отчёт кружка «Умелые ручки» с 2021- 2022гг. Кружок «Умелые ручки» в старшей группе, начал свою работу с сентября месяца 2021 г. Посещало.

Поделки детей кружка «Очумелые ручки»Поделки детей кружка «Очумелые ручки» Ручной труд раскрывает секреты самых разнообразных видов мастерства; поможет по новому увидеть и осмыслить многоликий мир вещей и предметов,.

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 летРабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 лет Пояснительная записка «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».

Рабочая программа по дополнительному образованию детей 4–5 лет. Кружок по квиллингу «Умелые ручки» Пояснительная записка Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Умелые ручки» для детей 4–5 лет
Опубликовано: 18 сентября 2023 в 15:05
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД