Галина Волкова
Программа кружка «Эвристика» для детей средней группы
№8 «Ромашка» 2018 год
1. Целевой раздел
Пояснителная записка
Развитие логического мышления с детства имеет огромное значение для общего развития ребенка. Уже в раннем детстве логические процессы выражаются в играх, служат только отголоском того, что ребенок видел и слышал от взрослых.
Цели и задачи реализации программы :
В процессе продуктивной деятельности у детей развивается :
логическое мышление, обобщение, разделение и конструирование;
произвольная, непроизвольная, ассоциативная память (зрительная, обонятельная, моторная, произвольное, непроизвольное внимание;
Публикация «Программа кружка „Эвристика“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
повышенная культура мышления (способность мыслить самостоятельно, проявляя творчесткий подход, умело и легко преодолевать возникшиетрудности, умение анализировать, обобщать, сравнивать);
Развитие творческого воображения: уметь сочинять сказки, фантастические рассказы, загатки, решать противоречия, придумывать фантастические обьекты;
Развитие мелкой мускулатуры пальцев рук и укрепление здоровья.
Занимаясь с детьми развивающими играми, я ставила себе задачи:
создать модель развивающей среды; дать толчок развитию разносторонних природных способностей детей; в игре учить мыслить самостоятельно; с раннего возраста развивать у детей ощущения. Восприятие, воображение, мышление, а также некоторые личностные качества (сосредоточенность, наблюдательность, внимание, умение использовать приобретенный опыт в нестандартных ситуациях).
Эти игры опробованы неоднократно в самых разных по возрасту и уровню подготовки группах обладают следующими отличительными чертами:
- многообразие используемых игр, что позволяет быстро переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, выявить наиболее сильные стороны мышления каждого ребенка и помочь преодолеть его слабые стороны;
- непринужденная обстановка на занятиях, благодаря небольшому количеству детей, и разнообразию вариантов любой из игр, что позволяет индивидуально подбирать задания для каждого ребенка;
- наличие в занятиях обучающих моментов, что позволяет расширять кругозор, совершенствовать знания и навыки детей;
-большое количество игр, требующих исключительно самостоятельной работы, без предварительного разбора или показа; участие в играх всех детей достигается за счет разного уровня сложности заданий, подбираемого также индивидуально;
- задачи, предлагаемые детям. Достаточно сложны, обычно несколько превышают средний для данного возраста уровень; работа над ними увлекает ребенка, и развивает в нем способность сосредотачиваться, справляться с заданиями, которые чуть сложнее, чем он уже умеет выполнять быть внимательным, тренирует память;
- небольшое количество коллективных, также включенных в курс, учит умению совместно работать над общим заданием, прислушиваться к тому, что говорит товарищ, учитывать его возможности, т. е воспитывать качества, необходимые для работы в коллективе.
2. Содержательный раздел
Блоки Дьенеша
Так называется специальное дидактическое пособие для освоения математики, разработанное известным венгерским научным деятелем. Золтан Дьенеш посвятил этой дисциплине всю жизнь. Он стремился сделать ее максимально понятной и интересной для детей. Для этого им специально была разработана авторская система Дьенеша для раннего освоения математики детьми. Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук. Они представлены элементами, среди которых нет повторяющихся. Фигуры делятся по таким признакам: Цвет. Синие, красные, желтые. Размер. Маленькие, большие. Толщина. Толстые, тонкие. Форма. Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
Методика Логические блоки Дьенеша предназначены для обучения математике в игровой форме. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребенка появляются умения классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию. Оптимальный возраст для начала занятий – 3-3 года. Работа с логическими блоками Дьенеша научит кроху: Выявлять свойства объектов, называть их, объяснять, в чем состоят различия и сходства, подкреплять свои рассуждения доводами. Логически мыслить. Лучше разговаривать. Понимать, что такое цвет, толщина, форма и разный размер. Осознавать пространство. Самостоятельно решать задачи учебного и практического плана. Настойчиво идти к достижению цели, справляться с трудностями, проявлять инициативу. Выполнять мыслительные операции. Развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности, фантазию, навыки моделирования и конструирования.
Палочки Кюизенера: учимся играя со знаменитым высказыванием Василия Сухомлинского о том, что ум ребёнка находится на кончиках его пальцев, в наше время не спорит никто.
Применяя палочки заранее заданных цветности и размеров, дети проще доходят до понимания соотношений «насколько большие или меньшие предметы», видят сходства и различия предметов, учатся сравнивать, сопоставлять. Кроме того, они усваивают: Возможность разделить целое на отдельные части, или же измерить объект другим, ему же подобным. Существование набора элементарных арифметических действий, парных и обратных друг другу: сложение — вычитание, возможно, даже умножение — деление. Смысл непростых сравнительных понятий, таких как «левее или правее», «длиннее или короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «предметы одного цвета», «предмет не синего цвета», «объекты равной длины» и др.
1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребёнком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины. Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.
2. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.
3. Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот.
4. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1 до 10 и обратно.
5. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребёнку нужно найти место для недостающих палочек.
6. Можно строить из палочек, как из конструктора, объё мные постройки: колодцы, башенки, избушки и т. п.
7. Раскладываем палочки по цвету, длине. «Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?»
8.«Положи столько же палочек, сколько и у меня».
9.«Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, жёлтая, красная, жёлтая» (в дальнейшем алгоритм усложняется).
10. Выложите несколько счётных палочек Кюизенера, предложите ребёнку их запомнить, а потом, пока малыш не видит, спрячьте одну из палочек. Ребёнку нужно догадаться, какая палочка исчезла.
11. Выложите несколько палочек, предложите ребёнку запомнить их взаиморасположение и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть все на место.
12. Выложите перед ребё нком две палочки: «Какая палочка длиннее? Какая короче?» Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.
13. Выложите перед ребё нком несколько палочек Кюизенера и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?» Задание найти любую палочку, которая короче синей, длиннее красной.
14. Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше. Попросите показать вам красную палочку, синюю, жёлтую.
15. Покажи палочку, чтобы она была не жёлтой.
16. Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки Кюизенера.
17. Спросите: «Какие они по длине? Какого они цвета?»
18. Постройте поезд из вагонов разной длины начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от жёлтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее жёлтого, короче синего.
Развитие ребенка с помощью кубиков Никитина
Для детей и их родителей была разработана уникальная методика Бориса Никитина. Вся их замечательная семья изобрела «Кубики Никитина», которые помогают в развитии их семерым детям и уже многим другим малышам. Это новаторское открытие поразило весь мир. Методика оказалась эффективной. Польза от развивающих игр
1. Тренируется память, что поможет во взрослой жизни ребенка.
2. Малыш научится быстро реагировать, думать, что позволит принимать правильные решения.
3. Развивается настойчивость, и ребенок научится постепенно продвигаться к цели.
4. Расширится познание окружающего мира, развивается пространственное мышление, воображение, чувство симметрии.
5. Ребенок подготавливается заранее к школе с помощью игр, где нужно читать, считать. 6. Кубики Никитина не только хорошо действуют на развитие, моторику детей, но и способствуют укреплению отношений между ними и родителями.
3. Организационный раздел
Условия реализации программы кружка
Условия реализация программы составлены по содержанию нормативных требований по Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"
Программа расчитанна на один день в неделю, в вечернее время.