МААМ-картинки

Программа кружковой работы детей старшего дошкольного возраста «Волшебный пластилин» по пластилинографии

Инна Иванова
Программа кружковой работы детей старшего дошкольного возраста «Волшебный пластилин» по пластилинографии

Кемеровская область Юргинский городской округ

Управление образованием Администрации города Юрги

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников № 30 «Веселинка»

Рассмотрено УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете Заведующий МБДОУ «ДСОВ № 30

Протокол №1 «Веселинка»

От ___Гутова Н. В.

Приказ № от

Публикация «Программа кружковой работы детей старшего дошкольного возраста „Волшебный пластилин“ по пластилинографии» размещена в разделах

Программа кружковой работы

детей старшего дошкольного возраста

«Волшебный пластилин»

(пластилинография)

2023г.

Кружок «Волшебный пластилин»

Пояснительная записка

«Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки,

тем тоньше взаимодействие с орудием труда,

чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия,

тем глубже входит взаимодействие руки с природой,

с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка.

В. А. Сухомлинский

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что – то красивое, необычное.

Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать.

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всего всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной технике, как пластилинография.

Актуальность и новизна программы кружка : является то, что игровая ситуация, знакомит детей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности – пластилинографией, в которой учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов: декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, речь, усидчивость, а так же развитию творческих способностей.

Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся формировать умению поэтапного планирования работы и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у детей развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребёнок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Цели кружка.

Всестороннее, интеллектуальное и творчески – эстетическое развитие детей и мелкой моторики рук в процессе овладения приёмами нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии

Принципы и подходы к формированию кружка.

При разработке кружка использовались следующие принципы:

Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме : игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности;

Принцип гуманистичности – индивидуально - ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка;

Принцип деятельности – развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку из пластилина;

Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов;

Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.

Задачи.

Формировать устойчивый интерес к художественной лепке;

Учить основным приемам пластилинографии : раскатывание, скатывание, вытягивание, размазывание, примазывание, надавливание, отщипывание, сглаживание поверхности и др. ;

Учить детей самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др. ;

Учить создавать яркие, выразительные образы действительности посредством соединения двух цветов пластилина в один, работать на заданном пространстве;

Учить инкрустировать работы различными дополнительными материалами (бусинки, паетки, перышки, зерна крупы, семя подсолнуха и проч.); использовать бросовый материал (пробки от фломастеров, колпачки шариковых ручек, стержни, палочки и проч.)

Развивать мелкую моторику, общую умелость рук, координацию и согласованность руки и глаза, укреплять их силу;

Способствовать развитию познавательной активности, речи, развитию творческого мышления, воображения, фантазии, пространственного представления и цветового восприятия;

Осуществлять постепенную подготовку руки к освоению навыка письма;

Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, эстетический вкус, любовь к прекрасному;

Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах, доводить начатое дело до конца;

Прививать чувство прекрасного, расширять представления о сезонных явлениях, праздничных событиях и традициях родного края и страны.

Формы и методы работы.

В процессе игровых занятий использовать различные формы: традиционные, комбинированные занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игр.

Формирование положительной мотивации трудовой деятельности;

Рассматривание образцов, обсуждение;

Выстраивание плана действий («что сначала, что потом»);

Выбор материала;

Пальчиковая гимнастика;

Самостоятельная работа детей;

Физкультурная минутка или игра с поделкой;

Анализ готовой работы;

Рефлексия.

Методы:

Наглядные (показ образца педагога, пример, мультимедиа-слайд шоу, помощь).

Словесные (объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок, беседа, рассказ, сказка).

Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Организационно-методическое обеспечение программы.

Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1раз в 2 недели во второй половине дня.

Продолжительность занятия в подготовительной группе – 30 минут.

Численность детей – 8-10 человек.

В программе предлагаются 18 занятий.

Планируемые результаты как целевые ориентиры

К концу года ребенок:

Дети освоят технику пластилинография;

Проявят интерес к пластилину, как материалу для творческой продуктивной деятельности;

Увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;

Повысится уровень познавательного развития дошкольников;

Развитие моторики пальцев рук, внимание, память, воображение, речь;

Научатся красиво, выразительно эстетически грамотно оформлять поделки;

Овладеют навыками культуры труда.

Программа составлена согласно Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003г. №28-02-484/16)

Перспективное планирование работы кружка

«Волшебный пластилин» (подготовительная группа)

№ ТЕМА ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

СЕНТЯБРЬ

1.

«Дары осени»

Цель: Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых фруктов и овощей, передавать их природные особенности, цвет.

Материал: Картон, засушенный листик, контур листика, пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук.

2.

«Грибы-грибочки

выросли в лесочке»

Цель: Формировать у детей обобщенное понятие о

грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина : мягкий, податливый, способный принимать заданную форму.

Материал: Картон с фоном, размер А4, пластилин, простой карандаш. стеки, доски для лепки, салфетки для рук.

ОКТЯБРЬ

1.

«Дождь-проказник» Цель: Учить рисовать капли дождя путём отщипывания и размазывания маленьких комочков пластилина; отрабатывать приём «скатывания». Развивать чувство ритма, цвета. Воспитывать творческое восприятие окружающего мира.

Материал: Картон с фоном, размер А4, пластилин, простой карандаш. стеки, доски для лепки, салфетки для рук.

2.

«Удивительный подводный мир»

Цель: Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей. Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полу объёме, используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал.

Материал: Картон А4 синего (голубого) цвета набор пластилина, стека, салфетка для рук.

НОЯБРЬ

1.

«Букет для мамы»

(1 занятие)

Цель: Создавать основу композиции – корзинку,

переплетая колбаски коричневого и белого цвета в шахматном порядке. Формировать композиционные навыки. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.

Материал: Картон с фоном, размер А4, пластилин, простой карандаш. стеки, доски для лепки, салфетки для рук.

2.

«Букет для мамы»

(2 занятие)

Цель: Развивать умение любоваться природными

формами и преобразовать их в декоративные. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. Закреплять умение детей выполнять лепную картинку, когда детали

предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы.

Материал: Картон с фоном, размер А4, пластилин, простой карандаш. стеки, доски для лепки, салфетки для рук.

ДЕКАБРЬ

1.

«Зимняя ночь» Цель: Уточнить знания детей о понятии «пейзаж».

Учить создавать лепную картину с выпуклыми изображениями. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом, продолжать учить дополнять работу рисунком с помощью палочки или стеки. Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином. Развивать у детей мелкую моторику, творческие способности, фантазию.

Материал: Картон с фоном, размер А4, пластилин, простой карандаш. стеки, доски для лепки, салфетки для рук.

2.

«Ёлочный шар» Цель: Учить детей изображать елочные игрушки, закреплять известные приемы лепки – раскатывание, сплющивание, размазывание, соединение частей. Учить детей дополнять работу бисером, природным материалом (крупа, манка). Учить детей работать на заданном пространстве. Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином.

Материал: Картон с фоном, размер А4, пластилин, простой карандаш. стеки, доски для лепки, салфетки для рук.

3.

«Здравствуй, ёлочка-зелёные иголочки!» Цель: Формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего вида ели

посредством пластилинографии; Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки; Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа.

Материал: Картон с фоном, размер А4, пластилин, простой карандаш. стеки, доски для лепки, салфетки для рук.

ЯНВАРЬ

1.

«Зима в лесу» Цель: Ознакомить детей с понятием «пейзаж».

Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Воспитывать интерес к природе в разное время

года.

Материал: Картон с фоном, размер А4, пластилин, простой карандаш. стеки, доски для лепки, салфетки для рук.

2.

«Ваза с цветами» Цель: Учить освоению техники рисования пластилином : скатывание шарика, примазывание, нанесение мазка. Вовлекать детей в сотворчество с воспитателем через создание коллективной композиции. Воспитывать любовь к природе, развивать мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

Материал: Картон синего цвета А4, набор пластилина, стека, салфетка для рук.

ФЕВРАЛЬ

1.

Валентинка

«Сердечко» Цель: Познакомить детей почему дарят открытки в виде сердечка (валентинки). Развивать творческое мышление; Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции; Развивать мелкую моторику рук; Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в композиции.

Материал: Картон с фоном, размер А4, пластилин, простой карандаш. стеки, доски для лепки, салфетки для рук.

2.

«Подарок папе»

Цель: Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Формировать у детей навыки самостоятельной деятельности. Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином. Развивать у детей мелкую моторику, воображение, творческие способности

Материал: Картон синего (голубого) цвета, пластилин, доска для лепки, влажная салфетка.

МАРТ

1.

«Подарок маме» Цель: Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Формировать у детей навыки самостоятельной деятельности. Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином. Развивать у детей мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. Продолжать учить детей работать на заданном

пространстве.

Материал: Картон голубого цвета А4, пластилин красного, зеленого и желтого цветов, доска для лепки, влажная салфетка.

2.

«Одуванчики – цветы, словно солнышки желты» Цель: Расширять кругозор и знания детей о природе. Учить детей отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения. Развивать композиционные навыки, творческие способности. Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином. Продолжать учить детей работать на заданном пространстве.

Учить детей создавать коллективную композицию.

Материал: Картон прямоугольной формы (под рамку) зеленого цвета; пластилин; стеки; салфетки.

3.

«У солнышка в гостях» Цель: Учить создавать образ солнышка путём размазывания небольших шариков прямым движением в направлении вперёд к себе. Развивать пространственное мышление, восприятие, интерес к рисованию пластилином, мелкую моторику.

Материал: Картон с фоном, размер А4, пластилин, простой карандаш. стеки, доски для лепки, салфетки для рук.

АПРЕЛЬ

1.

«Верба» Цель: Уточнить знания детей о натюрморте. Учить детей изображать объемную веточку вербы в вазе. Совершенствовать у детей приемы рисование пластилином – размазывание, катание, вдавливание, развивать у детей творческие способности, мелкую моторику.

Материал: Картон синего цвета А4, набор пластилина, стека, салфетка для рук, иллюстрации с изображением вербы

.

2.

«Пасхальное яйцо» Цель: Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Совершенствовать умения в работе с пластилином. Учить детей самостоятельно продумывать замысел и подбирать необходимый материал. Развивать у детей творческие способности, воображение, мелкую моторику. Воспитывать у детей аккуратность при работе с пластилином.

Материал: Силуэт разделочной доски из желтого картона, размер А4, набор пластилина, стека, салфетка для рук, иллюстрации с изображением пасхальных яиц.

МАЙ

1.

«Салют» Цель: Побуждать детей передавать в пластилинографии впечатления от окружающего;

Развивать мелкую моторику рук; Развивать креативное мышление детей, творческое воображение, фантазию; Развивать цветовосприятие; Развивать интерес к работе, поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника «День Победы»

Материал: Картон с фоном, размер А4, пластилин, простой карандаш. стеки, доски для лепки, салфетки для рук

2.

«Звездное небо»

Цель: Побуждать интерес детей к созданию картины со звёздами, кометами. Развивать у детей чувство формы и композиции. Поощрять самостоятельную деятельность. Учить детей самостоятельно подбирать приёмы воплощения замысла, совершенствовать навыки лепки «колбаски» и округлых форм. Продолжать воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином. Развивать у детей мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Материал: Плотный картон фиолетового (черного) цвета, размер 15 20 см; набор пластилина; стека; доска для лепки; влажная салфетка для рук.

Литература:

1. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.» - М. : ТЦ Сфера,2022.

2. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн. Пластилинография». – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2022.

3. Давыдова Г. Н. «Пластилинография. Анималистическая живопись». - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2022.

4. Давыдова Г. Н. «Пластилинография. Цветочные мотивы». - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2022.

5. Давыдова Г. Н. «Пластилинография для малышей». - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2022.

6. Давыдова Г. Н. «Пластилинография - 2». - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2022г. – 51с.

7. Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 6-7 лет» - М. : «Мозаика – синтез», 2021г.

8. Новинская О. А. «Ум на кончиках пальцев». – М. : АСТСПб: Сова, 2020г.

9. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2020г.

10. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» ФОП ДО. ФОП

11. Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.

12. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Фотоотчет кружковой работы по пластилинографииФотоотчет кружковой работы по пластилинографии После аттестации долго думала над новой творческой темой, просмотрела немало блогов на Маам, проштудировала методическую литературу. Наконец,.

Фотоотчет кружковой работы по пластилинографии (продолжение)Фотоотчет кружковой работы по пластилинографии (продолжение) Как быстротечно время! Не успели оглянуться: до конца учебного года осталось почти два месяца! Думаю, что ребятам было интересно заниматься.

Конспект занятия «Казачий перепляс» в рамках кружковой работы для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия «Казачий перепляс» в рамках кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста Кружковая работа Детский казачий кружок «Лазорик» МБДОУ детский сад №27 Составила: Музыкальный руководитель высшей категории: Галактионова.

Организация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Время не стоит на месте, а стремительно бежит вперёд, внося свои изменения в нашу жизнь, и жизнь общества в целом. К большому сожалению,.

Пасхальная композиция «Гнездышко в цветочках» в рамках кружковой работы «Мой любимый пластилин» (вторая младшая группа)Пасхальная композиция «Гнездышко в цветочках» в рамках кружковой работы «Мой любимый пластилин» (вторая младшая группа) Как чудесно, посмотрите, трудятся ребятки! И ромашки расцвели, где живут цыплятки. Бабочки яркие в небе порхают, Божья коровка в траве.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружковой работы детей старшего дошкольного возраста «Волшебный пластилин» по пластилинографии
Опубликовано: 6 января 2024 в 19:10
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД