Папки-передвижки

Программа кружковой работы по формированию здорового образа жизни «Неболей-ка»

Ирина Мартыновская
Программа кружковой работы по формированию здорового образа жизни «Неболей-ка»

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Центр диагностики и консультирования»

ПРИНЯТО

на Педагогическом совете

Протокол № 1 от 29.08.2019г. УТВЕРЖДАЮ:

И. о директора

___ Н. Н. Лазарева

"29". 08. 2019г

Рабочая программа кружка

социально-педагогической направленности

по формированию здорового образа жизни

у дошкольников «Неболей-ка»

Разработчик :

Публикация «Программа кружковой работы по формированию здорового образа жизни „Неболей-ка“» размещена в разделах

Мартыновская Ирина Анатольевна

воспитатель

г. Смоленск

Содержание

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка 3

1.2. Цели и задачи реализации Программы 4

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы 4

1.4. Планируемые результаты 4

2. Содержательный раздел

2.1. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы 5

2.2. Критерии диагностики 5

2.3. Работа с родителями 6

2.4. Перспективное планирование. 7

3. Организационный раздел

3.1. Организационно – методическое обеспечение программы. 10

3.2. Особенности организации предметно-пространственной среды 11

4. Перечень литературы 12

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Человек, его культура и деятельность в той мере, в какой они имеют

ценность для человечества, полностью зависит от его здоровья. Согласно

исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложено в детстве.

По статистике, в последние годы численность практически здоровых

дошкольников резко падает.

Здоровье человека зависит не только от его физических особенностей и

развития здравоохранения. По мнению медиков, большинство заболеваний –

следствие варварского отношения человека к своему организму: вредных

привычек, неправильного питания, несоблюдения режима дня,

малоподвижности, подверженности стрессам, неразумного поведения – всего

того, к чему большинство людей в той или иной мере привыкают с самого

детства. Избежать всего этого, а также противостоять неблагоприятной

социально-экономической и экологической ситуации в стране может

достаточно высокий уровень образования, санитарной грамотности,

физической и гигиенической культуры человека, его осознание ценностей

здорового образа жизнедеятельности, практические навыки безопасного

поведения в окружающем мире. Воспитание человека, сознательно

заботящегося о своем здоровье в течение всей жизни – важная задача детского сада, требующая включения в ее реализацию всех участников

воспитательно-образовательного процесса, включая самих детей.

Актуальность проблемы здорового образа жизни требует от

педагогов комплексного подхода к оздоровительно-воспитательному

процессу, который предполагает не только нормативный подход к

физическому совершенствованию детей и укреплению их здоровья, но и

создание условий для становления физкультурной, валеологической,

гигиенической образованности дошкольников, обусловленной

формированием у них мотивации здоровья.

Эффективным средством расширения образовательного поля ребенка

за счет решения проблемы формирования здорового образа жизни в нашем учреждении служит кружок «Неболей-ка», для которого и была разработана Программа формирования основ здорового образа жизни у детей 6-7 лет.

Данная программа составлена с учетом современных методологических

подходов к отбору содержания и технологии образовательного процесса в

учреждении, индивидуальных особенностей детей, посещающих учреждение (дети с ОВЗ) и отвечает объективным потребностям практики.

Согласно (ФГОС) образовательная область "Здоровье" направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья путем решения следующих задач:

1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

2. Воспитание культурно-гигиенических навыков

3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

В связи с этим в нашем учреждении уделяется большое внимание физкультурно-оздоровительной работе с детьми.

1.2. Цели и задачи реализации программы

Цель программы : формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к собственному здоровью.

Задачи:

1. Воспитывать валеологическое сознание детей.

2. Учить детей использовать валеологические знания для своего здоровья.

3. Сформировать представления у детей о своем теле, способах сохранения своего здоровья, соблюдении личной гигиены, о культуре питания.

4. Воспитывать оценочные суждения о факторах, ухудшающих или улучшающих здоровье.

5. Способствовать пониманию детьми сущности здорового образа жизни.

6. Повысить эффективность форм взаимодействия с родителями – субъектами образовательного процесса, способствующих их ориентации на здоровье как основы полноценной жизнедеятельности ребенка в будущем; педагогическую компетентность родителей в вопросах здоровьесбережения.

Основные направления:

- Строение человека.

- Значение здоровой пищи.

- Как поддержать свое здоровье.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

1. Доступность (соответствие учебного материала возрасту детей)

2. Наглядность (использование методических пособий и атрибутов)

3. Развивающая и воспитательная направленность содержания

4. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с детьми

5. Учет психологических особенностей детей

6. Сознательность обучения

7. Организация предметно-развивающей среды

1.4. Планируемые результаты.

-знают и понимают первоначальные основы здорового образа жизни;

- имеют представление о полезных продуктах питания, способах профилактики болезни, о правилах здорового образа жизни.

- знают и называют основные системы организма человека.

- имеют представления о том, что полезно и вредно для здоровья.

- осознанно относятся к своему здоровью.

- делают оценочные суждения о факторах, ухудшающих и улучшающих здоровье.

- используют полученные знания в повседневной жизни.

2. Содержательный раздел

2.1. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы.

Методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (беседа, рассказ, сказка)

• наглядный (рассматривание иллюстраций, наблюдение, экспериментирование)

• игровой

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

1. Игровой метод (развивающая, дидактическая, сюжетно-ролевая, ситуативная, театрализованная режиссерская игра).

2. Объяснительно – иллюстративный метод (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала и способов действий)

3. Метод проблемного изложения (воспитатель ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения)

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

2.2. Критерии диагностики.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.

Диагностическое обследование детей.

Высокий уровень Средний уровень Ниже среднего уровеня

• Знает основные части тела, органы и их функции.

• Понимает значение занятий физкультурой для здоровья человека.

• Может назвать основные виды закаливания. • Знает основные части тела, но имеет слабые знания о функциях основных органов человека.

• Затрудняется в определении способов укрепления здоровья. • Называет основные органы человека после наводящих вопросов.

• Затрудняется назвать способы закаливания.

• Не понимает значения физкультуры и закаливания для здоровья.

2.3. Работа с родителями.

Также проводилось анкетирование: «Здоровый образ жизни – что это (автор В. Г. Алямовская). Цель – определить отношение родителей к здоровому образу жизни. Основанием для оценки служил ключ к анкете, который позволил выявить уровень родительских отношений к здоровому образу жизни.

79 – 40 баллов – семья ведет здоровый образ жизни.

40 – 33 балла – в семье тяготеют к здоровому образу жизни.

32 – 19 баллов – здоровый образ жизни в семье не сложился.

Ниже 19 баллов – анкету игнорируют.

Создание «команды единомышленников» педагог – дети – родители по реализации системы работы – главное условие. Работа строилась на основе интеграции, координации деятельности администрации, педагогов, родителей. «Детско-родительское сообщество» является одной из составных частей работы нашего учреждения. Только опираясь на поддержку семьи, совместными усилиями можно решить задачу – воспитание человека грамотного, который будет беречь своё здоровье.

Задача этой работы – показать родителям необходимость формирования у детей здорового образа жизни.

В работе с родителями использовались как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры и тренинги с прослушиванием бесед родителей с детьми, разбором проблемных ситуаций, буклеты, памятки, круглый стол, сундучок «Мамины рецепты», совместные проекты родителей и детей, оформление альбома «Что мы делаем, чтобы наши дети не болели», «Мы и наше здоровье», открытые просмотры занятий, мини-библиотека, материалы родительского уголка «советы Неболей-ки» и др.)

2.4. Перспективный план подготовительная к школе группа.

Сентябрь

1. Тема: «Здоровый образ жизни»

Цели: Дать понятие «здоровье», формировать у детей представление о здоровом человеке и развивать умение использовать имеющиеся знания о здоровьесберегающих условиях.

2. Тема: «Знакомимся со своим телом»

Цели: Учить детей понимать значение отдельных частей своего тела: руки, ноги, головы, туловища.

3. Тема: «Что такое болезнь»

Цели: Дать детям представление «что такое болезнь» и почему человек болеет. Формировать представление о правилах ухода за больным. Формировать умение характеризовать свое самочувствие.

4. Тема: «Что помогает мне быть здоровым»

Цели: Раскрыть значение оздоровительных мероприятий и помощников» здоровья.

Октябрь

1. Тема: «Витамины и их роль в жизни человека. Каталог витаминов для детей»

Цели: Закрепить знания детей о витаминах.

Сделать каталог витаминов для детей с помощью родителей.

2. Тема: «Закаливание»

Цели: Закреплять представления детей о признаках здоровья и болезни; формировать представления о причинах простудных заболеваний, о роли закаливающих мероприятий в профилактике этих заболеваний.

3. Тема: «Ухаживай за своими руками»

Цели: Формировать привычку следить за чистотой рук, ногтей.

4. Тема: «Врачи- наши помощники»

Цели: Расширять представления детей о профессии врача; учить осознанно воспринимать врачебные предписания и строго их выполнять.

Ноябрь

1. Тема: «Мои защитники: кожа, ногти, волосы»

Цели: Дать общее представление о том, что кожа, ногти и волосы являются защитниками организма человека.

2. Тема: «Кожа, её строение и значение»

Цели: Познакомить со строением кожи, её значением.

Формировать представление о коже, как защите организма от инфекции.

3. Тема: «Гигиена кожи»

Цели: Учить детей любить себя и свое тело, прививать гигиенические навыки.

4. Тема: «Как возникают болезни»

Цели: Дать детям понять, что болезни не возникают из ничего, а ими заражаются. Сформулировать правила, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься от инфекции.

Декабрь

1. Тема: «Опора и двигатели нашего организма»

Цели: Дать представление о различных частях тела человека и их назначении. Познакомить с опорно-двигательной системой человека (скелет – опора, мышцы – двигатели). Учить самостоятельно выполнять упражнения для различных групп мышц.

2. Тема: «Мышцы»

Цели: Познакомить детей с анатомо-физиологическими понятиями о функциональном значении мышц и важности упражнений для их укрепления.

3. Тема: «Полезная и вкусная еда»

Цели: Закрепить представления детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.

4. Тема: «Очень нужен людям сон»

Цели: Закреплять знания детей о том, что сон необходим человеку. Запомнить правила поведения перед сном.

Январь

1. Тема: «Носик, уши и глаза помогают нам всегда»

Цели: Формировать представления об органах слуха, зрения, обоняния. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

2. Тема: «Наши глаза»

Цели: Дать детям знания, какие бывают глаза, зачем они нужны; о чём могут они рассказать; рассказать о мерах охраны зрения.

3. «Органы слуха»

Цели: Активизировать знания детей о роли слуха для ориентировки в окружающей действительности.

Февраль

1. Тема: «Функции позвоночника, скелета»

Цели: Дать элементарные представления о скелете и мышцах.

Развивать у детей понимание о функции позвоночника, скелета.

2. Тема: «Красивая осанка»

Цели: Познакомить детей с понятием «осанка» и ее важностью для сохранения здоровья. Убедить в необходимости следить за своей осанкой.

3. Тема: «Здоровые зубы»

Цели: Формировать представления детей о значении здоровых зубов для здоровья организма, закреплять представления о необходимости ухода за зубами и полостью рта.

4. Тема: «Зубная паста, мыло и вода – наши лучшие друзья» Цели: Формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков. Закрепить практические умения мытья рук.

Март

1. Тема: «Головной мозг»

Цели: Сформировать элементарное представление о головном мозге.

Прививать навыки здорового образа жизни.

2. Тема: «Опасно ли быть неряхой?»

Цели: Продолжать учить детей соблюдать правила личной гигиены; учить детей содержать в чистоте и порядке свою одежду; убирать и мыть после еды посуду; помогать родителям содержать в чистоте дом.

3. Тема: «Органы пищеварения»

Цели: Дать представление о строении органов пищеварения. Научить детей определять полезные для здоровья продукты.

4. Тема: «Физкультура от всех болезней»

Цели: Формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений, точечного массажа, гимнастики для глаз.

Апрель

1. Тема: «Органы чувств»

Цели: Дать детям общие представления об органах чувств человека.

2. Тема: «Сердце – наш мотор»

Цели: Познакомить детей с сердцем и его функцией в организме человека. Обучить правилам поведения, при соблюдении которых сердце сохраняется здоровым.

3Тема: «Наше зрение»

Цели: Сформировать понятие о зрении.

Закрепить правила ухода за глазами.

4Тема: «Зачем мы дышим: органы дыхания»

Цели: Познакомить детей с дыхательной системой.

Убедить в необходимости соблюдения правил гигиены лёгких.

Май

1. Тема: «О правильном приеме пищи»

Цели: Развить у детей представление о работе главного органа пищеварения – желудка. Дать представление о вредных и полезных продуктах.

2. Тема: «Что нужно делать, чтобы быть здоровым»

Цели: Рассказать о том, что здоровье зависит от человека, за ним можно и нужно следить, его надо беречь, сохранять и поддерживать, соблюдать режим дня.

3. Тема: «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья»

Цели: Закрепить знания детей о естественных факторах природы и правилах закаливания организма этими факторами.

4. Тема: КВН «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу

Цели: Обобщить знания детей, полученные в течении учебного года. Развивать умения применять полученные знания на практике. Воспитывать устойчивый интерес к своему здоровью.

3. Организационный раздел

3.1. Организационно – методическое обеспечение программы.

Программа рассчитана на 1 год.

Перспективное планирование описывает курс овладения детьми элементарных знаний о строении организма человека, воспитание осознанного отношения к своему здоровью с детьми старшего дошкольного возраста. (6-7 лет)

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Общее количество учебных занятий в год – 35.

Время проведения занятий 25 минут

Программа «Неболей-ка» разработана в соответствии с Законом «Об образовании Р. Ф.». Реализация программы происходит в процессе расширенного, более углубленного знакомства детей с человеком, его здоровьем, умениями и навыками здорового образа жизни. Программа рассчитана для детей 6-7 лет.

В результате реализации программы социально-педагогической направленности «Неболей-ка» по формированию культуры здоровья у детей развиваются такие качества как: любознательность, интерес к здоровью, самостоятельность, познавательная активность.

3.2. Особенности организации предметно-пространственной среды.

Для реализации намеченных задач программа предполагает создание

развивающей предметно-пространственной среды:

• уголки «Больница», «Неболей-ка», «Наше настроение», «Маршрут здоровья»;

• атрибуты и шапочки к подвижным и сюжетно-ролевым играм;

• настольные игры «Светофор», «Азбука движений», «Спортивное лото»;

• детская художественная и научная литература.

• лаборатория Айболита.

• стенгазета «Витамины наши помощники»

• использование нестандартного оборудования и пособий, ИКТ, (тематические презентации)

Формы реализации итогов программы :

• КВН «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу

4. Перечень литературы.

1. Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка». – М. : «Линка – Пресс». 1993. -112с.

2. «Дети – наше будущее. Здоровые дети – здоровое будущее!» Пособие. – Курган. ИМЦ: 2006. – 55с.

3. Зайцев Г. «Уроки Мойдодыра». – С-Пб. : «Детство-Пресс». 2003. -252с. 4. Здоровье и гармония личности ребенка». – Курган. ИМЦ: 2002. – 72с. 5. Власова Л. С. Пособие «Я и мое здоровье» - Челябинск. 1997. – 69с.

6.«Это Я!» Серия «Веселые уроки» - М. : ООО «Издательский дом ОНИКС 21 век».2001. – 31с. Шишкина С. Е.

7. «Я и мое тело». Пособие. – М. : «Школьная пресса». 2004. – 48с.

8. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

9. М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. Разговор о правильном питании. – М. : Олма-Пресс, 2000.

10. Сигимова М. Н. «Кто я? Какой я? Методическое пособие для воспитателей», Новосибирск, 1995.

11. Интернет – ресурсы.

Публикации по теме:

Образовательная среда по формированию здорового образа жизниОбразовательная среда по формированию здорового образа жизни В этом учебном году наш педагогический коллектив поставил перед собой ряд задач. Одна из них : "Формировать навыки здорового образа жизни.

Фотоотчет о реализации проекта по формированию у детей здорового образа жизни «Быть здоровыми хотим»Фотоотчет о реализации проекта по формированию у детей здорового образа жизни «Быть здоровыми хотим» Воспитатель: Назарова Т. А. ТИП ПРОЕКТА: информационно-познавательный ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: октябрь -май УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатели.

Конспект оздоровительного занятия по формированию здорового образа жизни во второй младшей группе «Маша — Растеряша» Цели:Формировать представление детей о глазах человека,о том,как за ними ухаживать и беречь. Формировать у детей живой интерес к театрализованной.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 1 часть Для детей. • Формировать предпосылки здорового образа жизни. • Продолжать развивать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки. •.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 2 частьПерспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 2 часть Полезные продукты. Задачи. Уточнить знания детей о полезных продуктах, рассказать о пользе фруктов и овощей для здоровья человека. Закрепить.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 3 часть Чтобы зубки не болели. Задачи. Дать элементарные знания о строении зубов и о профилактике их заболеваний. Научить детей заботиться о своих.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 4 часть Вот, Я какой. Задачи. Различать и называть части тела. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу. Дидактические.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во 2 младшей группе. 5 часть Здоровье в движении. Задачи. Расширять представление детей о том, что здоровье человека зависит от его движений. Поддерживать интерес к.

План тематической недели «Энциклопедия Здоровья» по формированию основ здорового образа жизни в старшей возрастной группе Пояснительная записка: «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте». В. А. Сухомлинский.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Автор публикации:
Программа кружковой работы по формированию здорового образа жизни «Неболей-ка»
Опубликовано: 27 апреля 2020 в 15:30
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД