МААМ-картинки

Программа курсов для родителей «Успешный родитель»

Евгения Лежнива
Программа курсов для родителей «Успешный родитель»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Период произошедших в обществе изменений в последнее время способствовал ослаблению воспитательного потенциала семьи. Это заметно отразилось на качестве ее влияния, привело к деформациям в физическом, духовно-нравственном, эмоциональном развитии детей.

Родителям необходима краткая, емкая информация, которая поможет им справляться с затруднениями в повседневной жизни, в решении их индивидуальных проблем.

Изучение данного вопроса показало:

- отсутствие или недостаточность времени у родителей для очного посещения курсов дополнительного образования;

Публикация «Программа курсов для родителей „Успешный родитель“» размещена в разделах

- неготовность и нежелание к проверочному компоненту курсовой подготовки;

Все эти факты были учтены при составлении учебного плана курсов, выборе форм и методов работы.

Курсы для родителей – это форма дополнительного образования взрослых. Основной целью курсов для родителей является формирование навыков и самокорректировки родительской позиции.

Курсы для родителей ориентируют на:

- выстраивание позитивных детско-родительских отношений;

- разрешение споров и конфликтных ситуаций в семье;

- профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства;

- повышение уровня правовой культуры в области семейного права;

- формирование и повышение экономической грамотности семьи;

- формирование ответственной и позитивной родительской позиции;

- пропаганду семейных традиций и ценностей российской семьи.

Цель: - повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, объединить усилие образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития каждого ребенка;

- создать благоприятный психоэмоциональный климат в семьях путем формирования положительных установок детско-родительских отношений.

Задачи:

- актуализировать потребности родителей в получении специальных знаний, умений, навыков по выстраиванию детско-родительских отношений;

- создать единое образовательное пространство «ДЕТСКИЙ САД – СЕМЬЯ»;

- мотивировать родителей к взаимодействию со специалистами образовательного учреждения;

- информировать родителей о различных вопросах возрастной педагогики и детской психологии;

- приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

- оказать педагогическую поддержку семье в воспитании дошкольника.

Направленность программы

Программа имеет социально-педагогическую направленность.

Занятия для родителей и детско-родительские занятия направлены на развитие эмоционально-волевой и личностной сферы детей, формирование позитивного общения и устойчивых межличностных отношений в семье на основе совместной игровой деятельности. На совместных детско-родительских занятиях детям и взрослым можно развить свои способности и двигательные качества, научиться устанавливать контакт с окружающими, снять внутренние барьеры, мешающие эффективному взаимодействию, понять свои личностные особенности, свойства характера.

Занятия по программе пропагандируют психологическое здоровье семьи, воспитывают чувство семейной общности, являются действенной профилактикой детской и подростковой преступности, профилактикой алкогольной, наркотической и компьютерной зависимости. Занятия служат возрождению традиций семейного воспитания, формированию навыков общения и взаимодействия в семье.

1. Целевой раздел

1.1. Организационные принципы деятельности курсов

1. Правовой основой организации курсов по вопросам детской педагогики и психологии для родителей являются:

• Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

• Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»;

• Перечень поручений Президента РФ от 12.12.2014 г. № ПР-2876 по итогам форума Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны»;

• Указ Президента РФ от 21.12.2014 г. № 808 «Основы государственной культурной политики»;

• Проект «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

• Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

• Письмо Комитета образования и науки Волгоградской области от 24.01.2017г № И-10/724.

2. Ответственным за организацию и проведение курсов является старший воспитатель.

3. К работе курсов привлечены воспитатели групп и специалисты ДОУ: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, которые формируют у родителей определенные представления и практические умения в разных областях развития и воспитания детей.

1.2. Принципы организации учебного процесса

• деятельностный подход к организации учебного процесса;

• индивидуализация учебного процесса;

• технологичность процесса обучения.

Деятельностный подход к организации учебного процесса предусматривает следующую специфику учебного плана:

• увеличение доли самостоятельной работы, совместной деятельности, семинарских и практических занятий в противовес лекционным формам обучения.

Индивидуализация учебного процесса обеспечивается за счет возможности выбора слушателями направления, тем занятий; решение индивидуальных проблем посредством консультирования у специалистов.

Технологичность процесса обучения достигается благодаря модульной организации учебного плана; использованию в учебном процессе образовательных технологий

1.3. Основные направления деятельности курсов для родителей

Глубокая социальная диагностика изучения особенностей внутрисемейного воспитания

Убеждение в том, что эмоциональная нестабильность в семье приводит к повышенной тревожности и неуверенности детей

Осознание возможностей семьи, сотрудничество с педагогами и специалистами ДОУ

Просвещение, информированность родителей по основным вопросам детской психологии и педагогики

Расширение представлений об особенностях развития детей, увеличение психолого-педагогической компетентности, использование методов развивающей работы, повышение роли родителей в формировании благополучного эмоционально-личностного состояния ребенка.

1.4. Этапы реализации работы курсов для родителей

1 этап – организационный: привлечение родителей к участию в курсовой подготовке по основам детской психологии и педагогике.

2 этап – основной: повышение грамотности родителей (законных представителей) воспитанников в сфере возрастной психологии и педагогике, консультации специалистов, выявление запроса родителей, индивидуальная работа, деятельность по повышению уровня педагогической культуры родителей.

3 этап – диагностика результатов работы и подведение итогов.

1.5. Условия реализации работы курсов

Цель: повышение родительской компетентности и гармонизация детско-родительских отношений в условиях ОУ.

Категория слушателей: родители (законные представители) несовершеннолетних.

Курс занятий рассчитан в объеме – 15 часов

Форма обучения: заочная.

Заочная форма:

- дистанционное обучение посредством лекций и рекомендаций на сайте Детского сада;

- рекомендации специалистов;

- информационные буклеты и проспекты.

Программа содержит лекционные материалы.

2. Содержательный раздел

2.1 Тематическое планирование

№ Дата Тема

1. 1ч. 20мин.

Лекция 1. Детская психология. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста

2. 1ч. 20мин.

Лекция 2. Типы темперамента ребёнка

3. 1ч. 20мин.

Лекция 3. Раннее детство от 1-3 лет. Кризис 3 лет

4. 1ч.

Лекция 4. Гендерное развитие ребенка. Особенности воспитания девочек и мальчиков

5. 1ч. 20мин Лекция 5. Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка. Бесконфликтное общение в семье

6. 1ч.

Лекция 6. Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста

7. 1ч. 20мин.

Лекция 7. Этапы речевого развития ребёнка

8. 1ч. 20мин.

Лекция 8. Зачем нужна артикуляционная гимнастика

9. 1ч. 20мин.

Лекция 9. Детские страхи и их причины

10. 1ч. 20мин.

Лекция 10. Детская агрессия: виды, причины и правила помощи

11. 1ч. 20мин Лекция 11. Самооценка ребёнка дошкольного возраста

12. 1ч. 20мин Лекция 12. Кризис 7 лет. Проблемы готовности к школьному обучению

Выдача сертификатов

Итого: 15 часов

2.2 Содержание лекционного материала

Лекция 1. Детская психология. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста

Детская психология – отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Детская психология занимается исследованием деятельности детей, особенностями этого процесса. Этот раздел включает в себя исследование детей с момента рождения до наступления юности, т. е. детей до 14–15 лет. Детская психология изучает формирование и становление ребенка как личности, его развитие в раннем детстве, дошкольном, начальном школьном, подростковом периодах. Она также исследует кризисы развития на разных этапах, занимается изучением социальной ситуации развития, ведущих видов деятельности, новообразований, анатомо-физиологических изменений, особенностей развития психических функций, эмоциональной и мотивационной сфер

личности, а также комплексов и путей их преодоления.

Дети очень тесно связаны крепчайшими узами со своими родителями. На протяжении детства родители пытаются вкладывать в своих любимых детей все самое лучшее, чтобы они выросли достойными людьми.

На пути воспитания своего чада мамы и папы сталкиваются со многими трудностями и проблемами, которые порой кажутся неразрешимыми. Однако, есть специалисты, которые могут помочь наладить отношения между поколениями и справиться со сложностями воспитания. Из-за того, что психика ребенка достаточно пластична, ее нужно начинать корректировать как можно раньше, так как с взрослением это делать сложнее.

Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Психическое развитие детей дошкольного возраста обусловлено противоречиями, которые возникают у них в связи с развитием многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях. От того, как будут развиваться потребности ребенка, зависит развитие и становление его личности. Развитие познавательных психических процессов и основных компонентов психической деятельности на каждом возрастном периоде дошкольного детства.

В каждом возрасте ребенка существуют свои характерные особенности, не учитывать которые нельзя.

Кризис новорожденности (0-2 месяца)

Это первый кризис в жизни ребенка, симптомы кризиса у ребенка – потеря веса в первые дни жизни. В таком возрасте ребенок – максимально социальное существо, он не в состоянии удовлетворить свои потребности и полностью зависим и, в то же время, лишен средств общения, вернее, не умеет общаться. Его жизнь начала становится индивидуальной, отдельной от организма матери. По мере приспособления к окружающим, у ребенка появляется новообразование в виде комплекса оживления, включающего в себя реакции: моторное возбуждение при виде приближающихся знакомых взрослых; использование плача для возрастные кризисы у детей возникают незаметно и очень трудно определить моменты их наступления и окончания. Границы между периодами неотчетливы, в середине кризиса наблюдается резкое обострение; во время кризиса ребенок трудно поддается воспитанию, часто конфликтует с окружающими, внимательные родители чувствуют его переживание, несмотря на то, что он в это время строптив и неуступчив.

Комплекс оживления служит своеобразной границей критического периода новорожденности. Срок его появления служит основным показателем нормальности психического развития ребенка и появляется раньше у тех деток, матери которых не только просто удовлетворяют потребности ребенка, но и общаются с ним, разговаривают, играют.

Младенческий возраст (2 месяца – 1 год)

В этом возрасте ведущим типом деятельности является непосредственное эмоциональное общение с взрослыми.

Развитие детей первого года жизни закладывает основу его дальнейшего формирования как личности.

Зависимость от них носит еще всеобъемлющий характер, все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью.

К первому году жизни ребенок произносит первые слова, т. е. зарождается структура речевого действия. Осваиваются произвольные действия с предметами окружающего мира.

До года речь ребенка – пассивная. Он научился понимать интонацию, часто повторяющиеся обороты, но сам говорить еще не умеет. В детской психологии именно в этот период закладываются все основы речевых навыков, дети сами пытаются установить контакты с взрослыми при помощи плача, воркования, лепета, жестов, первых слов.

После года формируется активная речь. Запас слов малыша к 1 году достигает 30, почти все они имеют характер действий, глаголов: дай, возьми, пить, есть, спать и т. д.

В это время взрослым следует разговаривать с детьми четко и отчетливо, чтобы передать навыки правильной речи. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если родители показывают и называют предметы, рассказывают сказки.

С развитием движений связана предметная деятельность ребенка.

В последовательности развития движений есть общая закономерность:

• движущийся глаз, ребенок учится сосредотачиваться на предмете;

• выразительные движения — комплекс оживления;

• перемещение в пространстве – ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться.

• ползание;

• хватание, к 6 месяцам это движение из случайных захватываний превращается в целенаправленное;

• манипулирование предметом;

• указательный жест, вполне осмысленный способ выразить желание.

Каждое движение открывает ребенку новые границы пространства.

Как только ребенок начинает ходить, стремительно расширяются границы доступного ему мира. Ребенок учится у взрослых и постепенно начинает овладевать человеческими действиями: назначение предмета, способы действий с данным предметом, техника выполнения этих действий. Большое значение в усваивании этих действий имеют игрушки.

В этом возрасте закладывается умственное развитие, формируется чувство привязанности.

Кризис первого года

Кризисы в психологическом развитии детей одного года связаны с противоречием между биологической системой и вербальной ситуацией. Ребенок не умеет управлять своим поведением, начинают проявляться нарушения сна, потеря аппетита, угрюмость, обидчивость, плаксивость, Тем не менее, кризис не считается острым.

Раннее детство (1-3 года)

В этом возрасте разделяются линии психического развития мальчиков и девочек. У детей появляется более полная самоидентификация, понимание принадлежности к полу. Возникает самосознание, развиваются притязания на признание со стороны взрослых, желание заслужить похвалу, положительную оценку.

Происходит дальнейшее развитие речи, к трем годам словарный запас достигает 1000 слов.

Происходит дальнейшее умственное развитие, появляются первые страхи, которые могут усугубляться раздражительностью родителей, гневом и могут способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Не помогает и чрезмерная опека со стороны взрослых. Более эффективным является способ, когда взрослые учат ребенка обращению с предметом, вызывающим страх на наглядных примерах.

В этом возрасте базовой потребностью является тактильный контакт, ребенок осваивает ощущения.

Кризис трех лет

Кризис третьего года жизни — это период, когда ребенок впервые начинает осознавать: он подрос и тоже уже кое-что собой представляет, может влиять на других людей и обстоятельства, сам решать, как ему поступать, что он хочет и не хочет.

Кризис острый, симптомы кризиса у ребенка: негативизм на предложения взрослых, упрямство, безличная строптивость, своеволие, протест-бунт против окружающих, деспотизм. Симптом обесценивания, проявляется в том, что ребенок начинает обзывать родителей, дразнить, ругаться.

Смысл кризиса в том, что ребенок пытается научиться делать выбор, перестает нуждаться в полной опеке родителей. Вяло текущий кризис говорит о задержке в развитии воли.

Следует определить для подрастающего ребенка какую-то сферу деятельности, где бы он мог действовать самостоятельно, например, в игре можно опробовать свою независимость.

Дошкольное детство (3-7лет)

В этом возрасте ребенок в игре переходит от простого манипулирования предметами к сюжетной игре – во врача, продавца, космонавта. Детская психология отмечает, что на данном этапе начинает появляться ролевая идентификация, разделение ролей. Ближе к 6-7 годам появляются игры по правилам. Игры имеют большое значение в психическом и эмоциональном развитии ребенка, помогают справиться со страхами, учат брать на себя ведущую роль, формируют характер ребенка и его отношение к действительности.

Новообразованиями дошкольного возраста являются комплексы готовности к обучению в школе:

• личностная готовность;

• коммуникативная готовность означает, что ребенок умеет взаимодействовать с окружающими по нормам и правилам;

• когнитивная готовность предполагает уровень развития процессов познания: внимания, воображения, мышления;

• технологическая оснащенность – тот минимум знаний, навыков, который позволяет обучаться в школе;

• уровень эмоционального развития, умение управлять ситуативными эмоциями и чувствами.

Кризис семи лет напоминает кризис одного года, ребенок начинает предъявлять требования и претензии на внимание к своей персоне, его поведение может становиться демонстративным, слегка вычурным или даже карикатурным. Он не умеет еще хорошо владеть своими чувствами. Самое главное, что могут показать родители – это уважение к ребенку. Следует поощрять его за самостоятельность, проявление инициативы, и наоборот, не наказывать слишком строго за неудачи, т. к. это может привести к тому, что вырастет безынициативная и безответственная личность.

Лекция 2: Типы темперамента ребёнка

Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Типы темперамента исследуются людьми еще с античных времен. Самым древним и наиболее известным мыслителем тех времен является Гиппократ, он предложил ввести понятие о типологии четырех темпераментов и описал 4 их вида. Гиппократу удалось выделить общие закономерности среди множества индивидуальных вариантов психики.

Люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так часто встречаются, чаще всего наблюдается смешанный темперамент в различных сочетаниях. В психологии выделяют 4 типа темперамента холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Сангвиник (от лат. «сангвис» кровь) – уравновешен, общителен, практичен, выдержан.

Холерик (от греч. «холе» - красно-желтая желчь) - порывист, энергичен, эмоционален, не сдержан.

Флегматик (от греч. «флегма» - слизь) – вдумчив, миролюбив, надежен, старателен, неразговорчив.

Меланхолик (от греч. «мелайн холе» - черная желчь) – тревожен, необщителен, замкнут, угрюм.

Для каждого типа темперамента ребенка применяются свои особые методы воспитания. У каждого типа темперамента имеются как достоинства, так и недостатки. Поэтому в процессе воспитания необходимо развивать и опираться на положительные стороны темперамента, учитывать особенности темперамента у детей.

Публикации по теме:

Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель»Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.

«Югорский трамплин» — программа для детей, родителей и педагогов Внедряя программу «Югорский трамплин» на протяжении трех лет, достигли фундаментальных доверительных взаимоотношений всех субъектов дошкольного.

Программа «Ладошка»Программа «Ладошка» Авторская программа "Ладошка" Пояснительная записка "Ум ребёнка - на кончиках его пальцев" В. И. Сухомлинский. Программа «Ладошка» предназначена.

Игровая программа для детей и родителей «Твори своё здоровье сам!»Игровая программа для детей и родителей «Твори своё здоровье сам!» Цель: формировать привычку к здоровому образу жизни; расширять представления о том, что полезно и что вредно для здоровья; воспитывать.

Взаимодействие с родителями. Изготовление стенгазеты «Я — родитель. Трудовое воспитание ребенка в семье»Взаимодействие с родителями. Изготовление стенгазеты «Я — родитель. Трудовое воспитание ребенка в семье» Стенгазета:"Я-родитель. Трудовое воспитание ребенка в семье". Взаимодействие с родителями. В рамках участия во всероссийской акции "Я-родитель",.

Консультация для педагогов «Трудный родитель» Педагоги часто говорят, что самое трудное в их работе – не подготовка к занятиям, не воспитанники и не ученики, даже не отчетность, а общение.

Программа логопедического клуба для родителей подготовительной группы «Грамотейки» Актуальность Логоклуба для родителей «Грамотейки»Семья для ребенка – одновременно и среда обитания и воспитательная среда. Влияние семьи.

Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СОДЕРЖАНИЕ: ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа курсов для родителей «Успешный родитель»
Опубликовано: 18 сентября 2023 в 01:52
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД