Получи документы

Программа занятий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с живой природой «Жизнь вокруг нас»

Евгения Сокологорская
Программа занятий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с живой природой «Жизнь вокруг нас»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 134 г. Томска

ул. Иркутский тр. 51/1

Утверждено:

на педагогическом совете

протокол № 5 от 30.05.2013г.

Заведующий МАДОУ № 134

___/ Н. А. Баровская/

«Жизнь вокруг нас»

Программа модифицированная

по формированию чувственного опыта

при ознакомлении дошкольников

с живой природой

(возраст детей : от 4 до 7 лет).

Срок реализации программы : 3 года.

Публикация «Программа занятий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с живой природой „Жизнь вокруг нас“» размещена в разделах

Составитель:

Сокологорская Евгения Юрьевна,

Воспитатель.

г. Томск 2013г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Не то, что мните вы, природа :

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…»

Ф. Тютчев

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством, и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистичных знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с ней положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику, мысли, четкость и красоту речи. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Умение видеть и понимать состояние другого живого существа – тонкое уважение души ребенка, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое.

Однако, далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Отсутствие у детей знаний о природе приводит к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения к животным, их уничтожению. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их.

Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном детстве получили правильные и важные сведения о природе. Этот процесс невозможен без систематической и целенаправленной работы с детьми с использованием самых различных форм и методов.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность

Живая природа – это удивительно сложный и многогранный мир. Животные и растения окружают ребенка с самого рождения. Воздействуя на его чувства и сознание, они являются важным условием накопления представлений, формирования обобщенных понятий и различных систем знаний.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, опыты, специальные наблюдения развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие объектов природы, замечать большие маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослых дошкольники обогащают свои знания, чувства, у них формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Программа «Жизнь вокруг нас» направлена на поиск более интересных познавательных и увлекательных для ребенка способов и методов усвоения, понимания и использования знаний о природе в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать.

Программа ориентирована на систематичный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения, она призвана помочь ребенку наиболее углубленно изучить природу родного края.

Программа «Жизнь вокруг нас» имеет теоретическое и практическое обоснование, ориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Программа рассчитана на три года обучения, реализуется с детьми от 4 до 7 лет. Занятия проводятся два раза в месяц. Мальчики и девочки занимаются вместе. Средняя группа – 20 мин., старшая – 25 мин., подготовительная – 30 мин.

Цель программы :

Воспитание начальных форм экологической культуры, понимание ими элементарных взаимосвязей в природе, выработка первоначальных навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействий с природными объектами ближнего окружения.

В связи с этим выдвигаются следующие задачи:

- дать детям представление о взаимозависимости живых организмов в природе;

- учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса, знакомить с особенностями жизни животных, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и средой обитания;

- формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность – обязанность человека;

- формировать основы экологической культуры в процессе ознакомления детей с природой через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;

- вызывать у детей эмоциональный отклик на различные объекты природы при непосредственном общении с ними;

- побуждать каждого ребенка отражать свое отношение к наблюдаемым объектам (нравится ли? Почему? За что? и пр.) высказываниями, рассказами, рисунками, поделками и др. ;

- воспитывать любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1.«В мире животных»

1.1 «Таинственное лесное царство» ("Дикие животные наших лесов")

1.«Кто как зимует?»

2. «Экологические цепочки»

3 «Кто где живет и почему?»

4. «Рассказы о животных» В. Бианки

1.2 «Обитатели скотного двора» («Домашние животные – наши помощники»)

1.«Знакомые незнакомцы»

2. «Профессии» домашних животных»

3. «Мой любимый маленький друг»

4. «Мир животных. Рассказы о домашних животных» И. Акимушкин

1.3 «О тех, кто умеет летать» (Птицы в городе и в лесу»)

1.«Обитатели птичника»

2. Птичий базар»

3. «Перелетные и зимующие птицы»

4. «Птенцы Чарушин

1.4 «В речном царстве» («Есть ли жизнь в воде)

1.«Что в речной глубине на самом дне?»

2. «Рыбы – обитатели водоёмов»

3. «Жизнь в воде»

2. «Этот загадочный мир насекомых»

2.1 «Путешествие в гости к насекомым» («Непоседы – насекомые»)

1.«Маленькие размеры»

2. Самые сильные на земле»

3. «Куающие, жалящие» (опасные насекомые)

4. «Где зимуют насекомые?»

2.2 «Обитатели почвы» («Путешествие в подземное царство»)

1.«Подземные жители – дождевые черви»

2. «Чем нюхает червяк?»

3. «Царство растений»

3.1 «Смешанный лес» ("Деревья наших лесов")

1.«Хвойное дерево – ель: кто дружит с ней?»

2. «Разноцветная природа»

3. «Русские красавицы»

4. «Разговор деревьев» М. Пришвин

3.2 «Собираем осенью урожай плодов» («Овощи и фрукты – полезные продукты»)

1.«Витамины на грядке»

2. «Дары осени»

3. «В лес за грибами и ягодами»

4. «Огород круглый год»

3.3»Весеннее цветение» («Цветы – краса земли»)

1.«Почему их так назвали?»

2 «Хороши весной в саду цветочки»

3. «Путешествие в страну цветов»

4. «Лекарственные растения»

3.4 «Комнатные растения» («Зелёный островок»)

1. «Какие бывают цветы

2. ?» «Условия жизни растений»

3. «Уход за комнатными растениями»

4. «Человек и природа»

4.1 «Дом под крышей голубой» («Природа – наш общий дом»)

1. «Все нужны друг другу»

2. «Мы – друзья природы

4.2 «Они не должны погибнуть» («Красная книга Томской области»)

1. «Почему они исчезают?»

2. «Экскурсия в зоопарк»

3. «Заказники. Заповедники»

4.3 «Правила вежливости» («Правила поведения в природе»)

1.«Что было бы, если…»

2. «Дикарь в лесу»

3. Создание брошюры «Войди в природу другом»

Публикации по теме:

«Елка, елочка, лесной аромат»«Елка, елочка, лесной аромат» \"Елка, елочка лесной аромат Автор Распопова Ульяна Возраст 5 лет. Описание работы: Группа "Звездочка" Муниципальное бюджетное дошкольное.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа занятий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с живой природой «Жизнь вокруг нас»
Опубликовано: 8 февраля 2014 в 17:09
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД