Папки-передвижки

Программа «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Ирина Аюпова
Программа «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Пояснительная записка

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Чувство – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.

Публикация «Программа „Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Ребенок в дошкольном возрасте постигает значение этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослым или другим ребенком. Этические эталоны выступают в качестве взаимосвязанных полярных категорий добра и зла.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувства патриотизма. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.

База патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки нравственно- патриотических чувств. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. С воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование- чувство любви к своему Отечеству.

Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания, с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.

Предполагаемая программа предназначена для реализации работы по нравственно – патриотическому воспитанию в условиях ФГОС ДО и может использована как парциальная программа. Освоение данной программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта : воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско – патриотическими чувствами, уважающими культурные, историческое прошлое России.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей, усвоению определенных знаний на каждом уровне развития.

В программе соблюдается последовательное усложнение и расширения изучаемых понятий по мере взросления ребенка, охватывает период от 4до 8 лет.

Цель:

Воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи:

1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям, своим близким.

2. Формирование у детей представлений о России как о родной стране, о Москве как столице России.

3. Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания : музыка, изодеятельности, художественное слово.

4. Воспитание гражданско – патриотических чувств через изучение государственной символики России.

5. Обеспечение необходимых материально – технических условий для реализации программы : наличие методической литературы, пособий, художественная литература для детей, организация экскурсий, создание развивающей среды в группе.

Принципы реализации программы.

1. Принцып личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека.

2. Принцип тематического планирования материала.

3. Принцип наглядности – широкое представление соответствующей наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательности.

4. Принцип последовательности предполагает планирование изучение познавательного материала от простого к сложному, дети усваивают знания постепенно, в определенной системе.

5. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей.

Реализация программы

1. Взаимоотношение педагога и детей основывается на гуманном сотрудничестве и поддержки.

2. Организация занятий строится с учетом возрастных особенностей детей.

3. Подача материала от простого к сложному, с учетом реальных жизненных событий, обеспечивающих их практическую направленность.

4. Дифференцированный подход обеспечивается подбором вариативных заданий по одной теме, то есть разнообразием при общей цели.

5. Занятия направлены на реализацию тематических блоков.

6. Каждое занятие реализует основные психологические потребности ребенка и обеспечивает успешную деятельность всех детей.

7. Ведущие формы и методы:

-беседы, игра, наблюдения, игровые приемы, игровые ситуации, труд

-занятия – экскурсии, занятия – сказка, занятия – практикум

-сюжетно – ролевая игра

-проблемно – деловые ситуации

-конкурсы – соревнования

В программе отражены вопросы способствующие эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями.

День Знаний.

Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, формировать дружеские отношения между друзьями.

Труд взрослых.

Сформировать у детей представления о современных профессиях в городе, селе, какую пользу приносят те или иные профессии; где обучаются профессиям; чем занимаются люди каждой профессии.

Моя страна.

Формировать начальное представления о родном крае, его истории и культуре, воспитывать любовь к родному краю. Расширять представление о родной стране, государственных праздниках, вызвать интерес к истории своей страны.

Моя мама.

Формировать чувство заботы о родном человеке, побуждать детей восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Воспитывать духовно – нравственные чувства.

Моя дружная семья.

Расширять представления детей о своей семье, ее истории. Формировать первичные представления о родственных отношениях в семье, уважительного, заботливого отношения к пожилым родственникам.

Народные праздники.

Привлекать к активному разнообразному участию детей к празднику и его проведению. Сформировать представления детей о народных традициях и обычаях, расширять представления о декоративно – прикладном искусстве.

Мое село – моя Родина.

Формировать представление детей о родном крае, его истории и культуре, воспитывать любовь к родному краю.

Наша Армия родная.

Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства, осуществлять гендерное воспитание.

Наша мама – золотая прямо.

Формировать уважительное отношение к взрослым, расширять гендерное представление, привлекать детей к изготовлению подарков к своим близким. Воспитывать чувство любви, уважения и заботы о женщинах.

Покорители космоса.

Вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления детей о профессии летчика- космонавта, воспитывать уважения к профессии, развивать воображение, фантазию.

День Победы.

Формировать патриотическое воспитание, представление о празднике, воспитывать уважение к ветеранам войны и любви к Родине.

ВОСПИТАТЕЛЬНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

старшая группа

№ Тема Месяц

1. «День знаний» Сентябрь

2. «Труд взрослых» Октябрь

3. «Моя страна» Ноябрь

4. «Моя мама» Ноябрь

5. «Моя дружная семья» Декабрь

6. «Народные праздники» Январь

7. «Мое село – моя Родина» Февраль

8. «Наша армия родная» Февраль

9. «Наша мама, золотая прямо» Март

10. «Покорители космоса» Апрель

12. «День Победы» Май

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО

НРАВСТВЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Месяц Тема Задачи Форма

Сентябрь День знаний Формировать первичные представления о школе; развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, к книге. Беседа: «Что мы знаем о школе», рассматривание картинок, иллюстраций о школе, чтение.

Рисование и пение, экскурсия в школу.

Октябрь Труд взрослых Познакомить детей с трудом взрослых, сформировать представление о разных профессиях. Экскурсии в библиотеку, на почту.

Беседы о профессиях, рассматривание картин.

Рисование, чтение.

Дидактические игры: «Угадай профессию», «Назови профессию».

Ноябрь Моя страна Формировать представление о нашей Родине.

Познакомить с Государственным флагом РФ, назначении, символике цветов и их взаиморасположении.

познакомить с государственным гимном России и правилами его использования.

Воспитывать чувства любви, уважения, гордости за свою страну. Занятие «Государственный флаг РФ».

Конкурс стихов: «Моя Родина».

Беседа «Природа России», «Я люблю тебя Россия», «Государственная символика России».

Рассматривание альбома «Москва – столица нашей Родины».

Рисование на тему «Моя Родина».

Развлечение: «Праздник народных игр».

Ноябрь Моя мама Формировать чувство заботы и любви к маме, стремление помогать и не огорчать.

Закрепить знания о труде мамы дома и на работе, воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах; расширять представления о профессиях.

Занятие «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны».

Работа с родителями:

Тематический вечер:

«Тепло материнского сердца».

Беседы: «Как мама заботится обо всех».

Чтение стихотворений и рассказов о маме.

Рассматривание картинок.

Рисование: «Портрет моей мамы».

Декабрь Моя дружная семья Формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать».

Рисование на тему «Моя семья»

Рассматривание семейных фотографий.

С/ р игра: «Моя семья».

Январь Народные праздники Знакомить детей с традицией празднования православного праздника Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям.

Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.

Занятие «Народные праздники на Руси. Рождество».

Беседы: «Народные традиции», «Моя многонациональная Россия».

Рассматривание картинок и иллюстраций о народных традициях.

Развлечение «В гости коляда пришла».

Выставка поделок народного творчества.

Февраль Мое село- моя Родина. Расширять знания детей о родном крае, прививать любовь к нашей малой Родине, гордость за не.

Беседы «Дом, улица, адрес», «Наши добрые дела».

Рисование: «Там, где я живу, красиво».

Экскурсия в библиотеку.

Февраль Наша Армия родная. Расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том как, люди чтят их память. Занятие «Кто сторожит тишину?».

Беседы: «Наша Армия родная бережет наш мирный труд», «Что такое героизм?».

Рассматривание картинок.

Экскурсия в зал «Боевой славы».

Изготовление подарков для пап и дедушек.

Тематический досуг «День защитника Отечества».

Март Наша мама – золотая прямо. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.

Занятие «О мамах родных и очень важных».

Сюжетно - ролевая игра «Дочки – матери».

Беседы: «Наши мамы», «Как мы помогаем бабушке и маме».

Рассматривание картинок о семье.

Чтение стихов и рассказов о маме.

Изготовление подарка мамам, бабушкам. (выставка)

Праздник «Мамочка моя»

Апрель Покорители космоса. Дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать. Беседы: «Наши космонавты», «Что вы знаете о космосе?», «Первый человек в космосе».

Рассматривание картинок и иллюстраций. Чтение стихов и рассказов.

Рисование «Покорение космоса».

Сюжетно ролевая игра «Космическое путешествие»

Май День Победы. Формировать элементарное представление об истории Отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен.

Познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России. Беседы: «Знамя Победы», «Мой город Саратов».

Рассказ воспитателя о ветеранах ВОВ.

Рассматривание картинок и иллюстраций.

Чтение художественной литературы.

Разучивание стихов.

Занятие «Этот день Победы».

Тематический вечер «День Победы».

Продуктивная деятельность «Чем мы гордимся в нашем селе».

Экскурсия к памятнику Боевой Славы.

Список использованной литературы:

1. Ветохина А. Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.

2. Маханева М. Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М: Мозаика – Синтез, 2004.

3. Мосалова Л. Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.

4. Программа "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой– М. : Мозаика – Синтез, 2010.

5. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России»- М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007 – 112 с.

6. А. Н. Зимина «Государственные праздники для дошкольников» 2007.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ «Патриотическое воспитание с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ» В силу ряда объективных и субъективных обстоятельств воспитание.

Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаГражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста В старшем дошкольном возрасте дети готовы получать новую интересную информацию и одним из таких примеров «новизны» является знакомство.

Материалы самообразовательной работы «Нравственно-патриотическое воспитание» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность. «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм и требований в знание, навыки, привычки, поведение.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста – одна из актуальных задач дошкольного образовательного учреждения.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста "Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Зубко Барно Умаровна, педагог-психолог МБДОУ детский сад № 33 «Золотая рыбка» педагог дополнительного образованияМО «Майкопский район».

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Одним из приоритетных направлений современного образования является воспитание патриотических.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Любовь к родному краю, родной куль- туре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС» МДОУ «ДЕТСКИЙ САД №8 «КАРАМЕЛЬКА» «План по самообразованию» Лабик Татьяна Сергеевна Стаж работы – 6 лет ТЕМА: «Нравственно – патриотическое.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Проект «Хлеб» Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Проект «Хлеб». Актуальность. Актуальность этой темы состоит в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 22 января 2019 в 13:52
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД