МААМ-картинки

Программа по дополнительному образованию детей 5–6 лет «Волшебные таблицы»

Лариса Малышева
Программа по дополнительному образованию детей 5–6 лет «Волшебные таблицы»

Пояснительная записка

К. Д.  ушинский:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
В настоящее время речевое развитие детей остается одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр.

Публикация «Программа по дополнительному образованию детей 5–6 лет „Волшебные таблицы“» размещена в разделах

Согласно ФГОС дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки от 17.10.2013 №155, на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь использовать ее для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Самым сложным из всех речевых умений, которым ребенок овладевает в дошкольном возрасте, является умение рассказывать.

По результатам исследований, почти у 60% детей, поступающих в первый класс, встречаются определенные нарушения или отставание в речевом развитии, в т. ч. нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, низкий уровень сформированности связной речи. Что может стать в дальнейшем причиной, дисграфии, дислексии, снижения успеваемости.

Именно в дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, грамматической лексической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Развитие диалогической и устной монологической речи закладывает основы успешного обучения в школе.

Поэтому важной задачей развития речи в этот период является формирование речевой компетентности, т. е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения.

Принимая во внимание актуальность данной проблемы, была разработана программа кружка «Волшебные таблицы». Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним проще запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом. Основное место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация.

Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Цель программы: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью приемов мнемотехники.

Задачи:

•учить детей строить самостоятельные высказывания, излагать свои мысли развернуто, связно, логично, обоснованно, со смысловой завершенностью, грамматической оформленностью, выразительностью;

•расширять и активизировать словарный запас;

•расширять с помощью мнемотехники представления детей об окружающем мире;

•развивать воображение и творческое мышление;

•воспитывать у детей устойчивый интерес к заучиванию стихов, сочинению сказок и рассказов.

Программа «Волшебные таблицы» базируется на нескольких принципах развития.

Принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе организации творческой деятельностиозначает свободу ребёнка в данной деятельности, проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребёнка по её ходу и результатам, обращение к индивидуальному опыту.

Принцип педагогической поддержки направлен на оказание помощи ребёнку, испытывающему те или иные затруднения в процессе заучивания или составления рассказа. Благодаря индивидуальной работе с ребёнком, у него появляется удовлетворённость самой деятельностью, снимается эмоциональная напряжённость и некомфортность.

Принцип систематичности, последовательности и взаимодополняемости в организации детской творческой деятельности,предполагает систематическую работу по развитию связной речи дошкольников, постепенное усложнение задач развития, содержания и приёмов работы.

Принцип гуманизации – это ведущий принцип образования, предполагающий учёт личности ребёнка, индивидуальной логики его развития в процессе творческой деятельности.

Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка предполагает использование первичной диагностики общих способностей дошкольников, и учёт новообразований в ходе развивающей работы.

Методический инструментарий программы

Для развития творческих способностей детей дошкольного возраста используются различные методы и приемы:

Наглядный метод (применение наглядных пособий, наблюдение; обследование предметов, игрушек, рассматривание картин и иллюстраций).

Словесный метод (объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова).

Практический метод (показ воспитателя, игровые приемы, упражнения, совместный анализ, работа с книгой, просмотр журналов, книг, фотографий).

Игровой метод (близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный, эмоционально-эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления).

Оценочный метод применяется только через положительные качества.

Срок реализации программы:

Программа кружковой работы составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Образовательный процесс по кружковому направлению осуществляется в соответствии с образовательной программой МБДОУ. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). Занятия проводятся 4 раза в месяц по 25-30 минут, во второй половине дня. Срок реализации программы 1 год. Итогом детской деятельности являются выступления детей на прздничных мероприятиях, участие в конкурсах различного уровня.

Предполагаемый результат

По окончании 1 года обучения у детей:

•увеличился круг знаний об окружающем мире;

•появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

•появился интерес к заучиванию стихов;

•словарный запас вышел на более высокий уровень;

•дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Содержание

1. «Волшебники»

Цель: Обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления.

2. Дид игра «Зашифруем слова»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти.

3. Знакомство (расскажи о себе)

Цель: Учить детей составлять описательный рассказ о себе с помощью приемов мнемотехники.

4. «Моя семья"

Цель:Упражнять детей в умении составлять небольшой описательный рассказ о своей семье по мнемотаблице. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ. Воспитывать уважение ко всем членам своей семьи.

5. Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень»

Цель: Учить детей запоминать стихотворение с помощью приемовмнемотехники. Выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы.

6. «Огород круглый год»

Цель: Учить детей составлять описательный рассказ-загадку на тему «Овощи». Расширять представление об овощах. Учить выделять в овощах определенные свойства, правильно классифицировать их.

7. «Домашние животные»

Цель: Продолжать учить детей составлять описательный рассказ-загадку о домашних животных. Развивать связную речь детей.

8. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».

Цель: Продолжать учить детей пересказывать отдельные эпизоды сказки с опорой на наглядную модель. Развивать связную речь

9. Заучивание стихотворения «Есть у каждого свой дом» А. Барто

Цель: Учить детей запоминать стихотворение с помощью приемов мнемотехники. Развивать интонационную выразительность.

10. Заучивание стихотворения «Первый снег» Е. Трутневой

Цель: Учить детей запоминать стихотворение с помощью приемов мнемотехники. Развивать интонационную выразительность.

11. «Зимушка-зима»

Цель: Продолжать учить детей составлять описательный рассказ о зиме. Развивать связную речь детей.

12. Заучивание стихотворения «Новый год» А. Барто

Цель:Учить запоминать стихотворение с помощью приемов мнемотехники. Развивать интонационную выразительность.

13. «Как я провел зимние каникулы»

Цель:Продолжать учить детей составлять описательный рассказ на заданную тему. Развивать связную речь детей.

14. «Зимующие птицы»

Цель: Продолжать учить детей составлять описательный рассказ о зимующих птицах. Воспитывать доброе отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей - пожалеть, помочь, утешить.

15. Заучивание стихотворения «Берёза» С. Есенина

Цель: Учить запоминать стихотворение с помощью приемов мнемотехники. Развивать умение детей интонационно передавать нежность, любование зимней природой.

16. Пересказ сказки Л. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку….»

Цель: Продолжать учить детей пересказывать отдельные эпизоды сказки с опорой на наглядную модель. Развивать связную речь

17. «Мой папа»

Цель:Упражнять детей в составлении описательного рассказа. Развивать связную речь.

18. Заучивание стихотворения «Наша армия» В. Степанов

Цель: Продолжать учить детей запоминать стихотворение с помощью приемов мнемотехники. Развивать интонационную выразительность.

19. «Мама милая, родная»

Цель: Упражнять детей в составлении описательного рассказа. Развивать связную речь.

20. Заучивание стихотворения «Праздник мам» Б. Берестов

Цель: Продолжать учить детей запоминать стихотворение с помощью приемов мнемотехники. Развивать интонационную выразительность.

21. «Мои любимые игрушки»

Цель: Продолжать учить детей составлять описательный рассказ об игрушках с помощью мнемотаблицы. Развивать связную речь детей

22. «Весна-красна»

Цель: Упражнять детей в составлении описательного рассказа. Развивать связную речь.

23. Заучивание стихотворения «Апрель» С. Маршак

Цель: Продолжать учить детей запоминать стихотворение с помощью приемов мнемотехники.

24. «Магазин одежды»

Цель: Продолжать учить детей составлять описательный рассказ-загадку с помощью мнемотаблицы. Развивать связную речь.

25. Пересказ русской народной сказки «Крошечка хаврошечка»

Цель: Продолжать учить детей пересказывать отдельные эпизоды сказки с опорой на наглядную модель. Развивать связную речь

26. Заучивание стихотворения «Береза» И. Семенова

Цель: Продолжать учить детей запоминать стихотворение с помощью приемов мнемотехники.

Публикации по теме:

Алгоритм использования схем и моделей с целью развития речи детей младшего дошкольного возраста. Презентация на тему: "Алгоритм использования схем и моделей с целью развития речи детей младшего дошкольного возраста". (Из опыта работы.

Презентация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Презентация по теме: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи". «Учите ребёнка, каким – нибудь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по дополнительному образованию детей 5–6 лет «Волшебные таблицы»
Опубликовано: 24 февраля 2015 в 20:03
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД