Программа по дополнительному образованию — кружка «Красочный калейдоскоп»

зоя надымова
Программа по дополнительному образованию — кружка «Красочный калейдоскоп»

Рабочая программа кружка «Красочный калейдоскоп»

Пояснительная записка

Одним из актуальных вопросов дошкольного образования является создание наиболее благоприятных условий развития детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями. Наиболее приоритетными направлениями работы дошкольной организации являются развитие творческого потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста, как субъекта отношений с миром, взрослыми, со сверстниками и самим собой.

Исследователи данного возрастного периода считают дошкольный возраст фундаментом общего развития ребенка, стартовым периодом жизни. Дошкольное детство благоприятный период для заложения основ гармонического и всестороннего развития ребенка.

Специфической детской активностью, которая направлена на эстетическое освоение мира по праву считается изобразительное искусство.

Художественное творчество оказывает непосредственное влияние на эстетическое развитие детей. Развивая способность к творчеству, мы способствуем желанию жить в единстве с природой, закладываем фундамент для дальнейшей его жизни, самоопределения.

Психологи и педагоги единогласно утверждают, что желание творить – это внутренняя потребность детей дошкольного возраста, возникающая у него самостоятельно и являющаяся особенно искренней. Наша задача состоит в оказании помощи для полного раскрытия ребенка как художника, становления его как личности.

Поэтому для развития творческой личности мы выбрали рисование, как одного из средств творческого познания и эстетического развития. Помимо этого, занимаясь рисованием. Ребенок развивает в себе такие качества как наблюдательность, эстетическое восприятие, творческие способности, художественный вкус. Совершенствует определенные способности: чувство цвета, ориентирование в пространстве, зрительную оценку формы, координация глаза, владение кистью рук.

Ученые доказали, что рисование обладает терапевтическими способностями: отвлекает от грустных мыслей, печальных событий, обид, снижает страх и нервное напряжение. Усиливает положительное эмоциональное состояние ребенка.

Изучив множество авторских разработок, передовой опыт своих коллег, опыт, накопленный отечественными и зарубежными педагогами-практиками, мы решили в своей деятельности применить нетрадиционные приемы изодеятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Данный прием способствует развитию воображения, творческого мышления и творческой активности.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания инструментов и материалов. Конечно же, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Поэтому техники и методики, которые мы будем использовать на своих занятиях очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Методы способствуют:

– развитию специальных умений и навыков, которые подготавливают руку к письму;

–чувствованию многоцветного изображения предметов;

– формированию эмоционально – положительного отношения к процессу рисования;

– эффективному развитию познавательных способностей.

Кружковая работа проводится с старшей группы в форме совместной деятельности в рамках учебно-тематического планирования. Программа составлена в соответствии с ФГОС, с учетом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и приоритетного художественно- эстетического направления ДОУ.

Новизна. Практика работы с детьми подтолкнули нас к мысли, что для гармоничного развития личности необходимо развитие не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития. Развитию изобразительных навыков, речи и интеллекта способствуют традиционные и нетрадиционные техники рисования.

Актуальность. Занятия построены таким образом, что позволяют развивать не только художественные навыки, но и навыки общения.

Цель: развивать художественные, языковые, коммуникативные, и интеллектуальные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.

Программа способствует решению следующих задач:

Обучающая: учить детей старшего дошкольного возраста осваивать художественные, языковые, коммуникативные и интеллектуальные способности в процессе рисования.

Развивающая: развивать творческую активность.

Воспитательная: воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству, формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.

Задачи:

1. Способствовать снятию детских страхов, формированию самооценки.

2. Развивать уверенность, пространственное мышление, мелкую моторику рук.

3. Учить детей выражать свой замысел, побуждать к творческому поиску, способствовать развитию формы, содержания, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков, цветовосприятия, колорита, чувства композиции.

4. Развитие описательной, комментирующей функции речи.

5. Обучение совместной работе с родителями, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы.

Методическое обеспечение.

Нетрадиционные техники:

тычок кистью;

оттиск печатками из овощей;

оттиск поролоном;

оттиск печатками из ластика;

свеча и акварель;

восковые мелки и акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошек;

кляксография;

печать по трафарету;

волшебные веревочки;

монотопия.

Занятия построены не в форме «изучения и обучения». Освоение художественных приемов, привлечение внимания к окружающей природе происходит через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Каждый из использованных методов, это своеобразная игра, использование которых дает детям чувство раскованности, смелости, непосредственности, Эти методы помогают развитию внимания, памяти, воображения, фантазии, усидчивости. Детям дошкольного возраста представляется возможность самовыражения, они неограниченны в возможностях выразить в своих работах чувства, мысли, переживания, настроение.

Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника творчества, самостоятельности, фантазии.

Дети могут самостоятельно выбрать изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования способствует развитию у детей оригинальных идей, речи, фантазии и воображения, вызывает желание придумывать новые композиции. Дети учатся использовать в своем творчестве различные материалы: камни, песок, веревочки, восковые мелки, свечи и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

Организация деятельности кружка.

Кружок посещают дети старшей группы. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 20 – 25 минут.

Материал:

ватные палочки;

восковые и масляные мелки, свеча;

подставки под кисти; кисти.

поролоновые печатки;

палочки или старые стержни для процарапывания;

коктельные трубочки;

матерчатые салфетки;

акварельные краски, гуашь;

стаканы для воды;

Приемы и методы:

Использование музыкальных произведений.

Применений упражнений, игр.

Использование рассказов, бесед, художественного слова.

Наглядные методы и приемы.

Формы проведения итогов реализации программы:

Организация выставок детских работ.

Тематические выставки.

Участие в городских и выставках и конкурсах.

Творческий отчет руководителя кружка.

Оформление в группе.

Показатели прохождения программы:

Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.

Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).

Учатся рисовать различными материалами.

Дети учатся цветоведенью.

Развивать навыки по составлению сюжетов.

Развивается связная речь.

Учатся умению объективно оценивать свою работу.

Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

Календарно - тематический план

Месяц Тема занятия Программное содержание, цель занятия. Оборудование

октябрь Кляксография.

Вводное занятие. Учить детей делать кляксы. Не простые кляксы, а художественные. Развивать глазомер.

Бумага, краски.

Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги. Рисование на полосе бумаги. Работа с родителями в паре. Умение работать в паре. Полоса бумаги. Карандаши, краски.

ноябрь Рисование пальчиком. Учить рисовать пятно, короткую линию.

Развивать чувство цвета, аккуратность. Гуашь, плотная бумага, салфетки.

Рисование по сырому. Учить рисовать пальцами. Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Краска, бумага, кисти

декабрь Рисование

ладошкой. Учить составлять узор внутри геометрической фигуры. Закрепить приемы печатания, добиваясь четкого оттиска. Бумага, краски.

Рисование с натуры любимых игрушек. Развивать наблюдательность, умение изображать по правилам. Учить длительно наблюдать, сопоставляя части предметов. Зеркало, игрушки, листы бумаги, краски, кисточки.

январь Прием: скатывание. Развивать средства выразительности: объем, фактура. Учить скатывать бумагу, приклеивать на основу. Клей, бумага, цветная основа.

Акварель + восковые мелки Развивать средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Рисование на картоне мелками, затем раскрашивание. Восковые мелки, белый картон, краски акварельные.

февраль Оттиск смятой бумаги. Развивать средства выразительности: цвет, пятно, фактура. Учить пользоваться штампельной подушкой, смятой бумагой. Пластиковая коробочка, картон белый, смятая бумага.

Акварель + свеча. Развивать средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Свеча, картон, кисти, акварель.

март Монотопия Закрепить приемы печатания целого изображения на вторую часть листа. Развивать творческое воображение. Краски. Бумага. Поролон.

Точечный рисунок. Развивать творческое мышление, воображение. Карандаш, бумага, ватные палочки.

апрель Набрызг. Развивать средства выразительности: цвет, фактура. Учить набирать краску на кисть. Учить ударять аккуратно кисточку о бумагу. Гуашь, бумага, жесткая кисть.

Комментированное рисование Развивать зрительно – двигательную координацию. Формировать умение рисовать лицо человека. Рисунок мамы на 8 марта. Изображение с натуры. Свеча, бумага, краски

май Поролоновые рисунки. Формировать умение соблюдать симметрию. Учить детей методу штампования. Кусочки поролона, карандаши

Рисование мелками. Совершенствовать умение использовать способ рисования для повышения выразительности рисунка. Мелки, сангина, уголь.

май Звездное небо Воспитывать эстетическое восприятие природы, развивать цветовосприятие. Бумага, гаушь, кисти, свеча.

Итоговая выставка.

Список литературы

1. Бакланова Л. В. Поделки из природных материалов. Тула. Родничок, Москва, Астрель, 2008 г.

2. Ветрова Т. Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с

3. Вдовиченко С. Дети светлой краской красят мир. Мини – хрестоматия методов и приёмов работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью. Москва. Чистые пруды, 2009 г.

4. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

5. Гончарова Д. Рисуем отпечатками пальчиков. «Хатбер – пресс»,2011г.

6. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Ч. 1,2, Москва,2007 г.

7. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

8. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – С. -Пб.: «Детство Пресс», 2004 – 128с.

9. Искусство – детям. Альбом. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно – прикладного искусства. Москва, Мозаика-Синтез, 2008г.

10. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.

11. Колдина Д. Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.

12. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий. /Под ред. Грибовской А. А. – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

13. Копцева Т. А. Природа и художник. Москва, 2001 г.

14. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.

15. Микляева Н. В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

16. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.

17. Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

18. Туфкрео Р., М. Кудейко. Коллекция идей. Театральная и художественная деяельность в детском саду. Москва, 2004 г.

19. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.

20. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

21. ФионаУотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

22. Штейнле Н. Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.

Публикации по теме:

Конспект НОД по дополнительному образованию «Русская народная игрушка. Украшение матрешки» Конспект НОД по дополнительному образованию в старшей логопедической группе «Радуга» (кружок «В горнице») воспитатель: Л. А. Бажкова ноябрь.

Конспект викторины по дополнительному образованию кружка «Читай-ка» Конспект викторины по дополнительному образованию (речевое развитие) на тему: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Образовательная.

НОД по дополнительному образованию в подготовительной группе «Математика — царица наук» Задачи: обучающие: расширять представления детей о космосе, о звёздах, познакомить с названиями звёзд; продолжать.

Положение о фестивале по дополнительному образованию дошкольников Положение о фестивале по бесплатному дополнительному образованию дошкольников среди участников педагогического процесса 1. Общее положение.

Программа кружка «Калейдоскоп здоровья». .

Программа кружка «Калейдоскоп здоровья» .

Программа по дополнительному образованию для младших дошкольников «Подарочная мастерская» Пояснительная записка «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Подарочная мастерская».

Рабочая программа по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности «Согласовано» «Утверждаю» Заместитель директора по ДО Директор ГБОУ школа №1373 ___Е. А. Мартынова ___И. М. Углава.

Рабочая программа по дополнительному образованию кружка «Умники и умницы» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 243 «Апельсин» администрации Волжского района.

Рабочая программа дополнительной платной услуги кружка ручного труда «Самоделкин» По дополнительному образованию (художественно-эстетической направленности) для детей 4-7 лет Срок реализации программы: Долгосрочный 3.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Птицы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Программа по дополнительному образованию — кружка «Красочный калейдоскоп»
Опубликовано: 27 марта 2016 в 16:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фоторепортаж «День города Светлый — День рыбака»
В День города — День рыбака жители округа и его гости собрались на набережной морского канала. И даже дождь не помешал всем хорошо провести время! С утра...
Фотоотчет с веселого развлечения «Джунгли зовут!!!»
Фотоотчет с веселого развлечения «Джунгли зовут! » Спортивная игра «Зов Джунглей» всегда пользовалась большой популярностью среди детей. Она создает...
Здравствуй лето игра «Веселый дождик»
Цикл игровых ситуаций для дошкольников, "веселый дождик" в летний период времени с целью создания радостного настроения для детей. Задачей являются...
Развлечение для детей старшей группы «Быть здоровыми хотим»
Цель: формирование у детей основ здорового образа жизни. Задачи: 1. Развивать координацию движений, ловкость, быстроту. 2. Развивать коммуникативные...
Конспект физкультурно-оздоровительного мероприятия «Веселые старты»
Физкультурно - оздоровительное мероприятие "Весёлые старты" в младшей группе №1 Провела: воспитатель Андреева М. А. Цель: • Оздоровление детского...