Программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы из будущего»

Надежда Чиина
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы из будущего»

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области

Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

г. Иркутск

ПРОГРАММА

По гражданско-патриотическому воспитанию

«Мы из будущего»

Иркутск 2012

Авторский коллектив – социальные педагоги отделения восстановительного лечения и реабилитации (г. Шелехов):

Моргач Елена Валерьевна,

Чина Надежда Васильевна,

Хохлова Татьяна Александровна.

Научный редактор – Н. А. Переломова, профессор, доктор педагогических наук, зав. кафедрой управления инновационными процессами и педагогических технологий ИПКРО.

Рецензент – кафедра управления инновационными процессами и педагогических технологий.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Литература

Раздел «Гражданско-патриотическое воспитание»

Раздел «Духовно-нравственное воспитание»

Раздел «Историко-краеведческая деятельность»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проблемы

Основной целью деятельности социального учреждения является оказание ребенку с ограниченными возможностями помощи в социализации и возможно полной интеграции в социуме.

В ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» проходят реабилитацию дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, заболеваниями нервной системы, нарушениями слуха и речи, с психическими расстройствами и расстройствами поведения, с врожденными аномалиями (пороками) развития, многие из которых испытывают социальную депривацию.

Одним из важных направлений решения задачи социальной интеграции является, на наш взгляд, гражданско-патриотическое воспитание, которое реализуется в учреждении через кратковременные социальные проекты и через долгосрочную программу. Одной из таких форм работы с детьми и подростками в отделении восстановительного лечения и реабилитации стала разработка и реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы из будущего».

Сегодня, когда идет становление гражданского общества, важно, чтобы дети росли сыновьями России, а не «Ваньками, родства не помнящими». Именно задача воспитания любви к родине, чувства гордости за ее героическое прошлое, за тот вклад, который вносит Россия в развитие мирового сообщества, в укрепление мира на планете, в развитие науки и техники легла в основу разработки программы «Мы из будущего».

Пребывание ребенка на реабилитации носит временный характер. Поэтому в программе выделены несколько разделов, цели и задачи, которых могут реализовываться автономно, независимо от других направлений, предусмотренных программой. В целом программа направлена на воспитание патриотизма как необходимость вернуться к лучшим традициям нашей страны, края, города, к таким вечным понятиям, как род, родство, родина. Это и привитие любви к родным местам, и гордости за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своего народа и страны.

Патриотическое воспитание - это процесс, который должен пронизывать все этапы становления и развития личности ребёнка. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Конечно, чувство патриотизма многогранно и содержательно. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

Программа по патриотическому воспитанию направлена на работу с детьми, формирование у них чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого. Она определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания детей, её основных компонентов и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания юного поколения, как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Цель программы: в рамках реализации задач комплексной реабилитации создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи программы:

1. Социализация детей и подростков с ограниченными возможностями в общество здоровых сверстников.

2. Изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края.

3. Формирование ведущих интегративных качеств личности.

4. Воспитание и развитие национальных начал и национального образа жизни, в то же время уважения и интереса ко всем нациям.

5. Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.

6. Привлечение детей и подростков к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

7. Обобщить и распространить передовой педагогический опыт работы педагогов по патриотическому воспитанию.

Программа «Мы из будущего» рассчитана на детей и подростков, находящихся на реабилитации в Областном реабилитационном центре в возрасте от 5 до 18 лет. Основными участниками мероприятий Программы являются, дети и их родители, педагогический персонал, члены клуба «Я и мой ребенок».

Для решения поставленных задач используются ресурсы и социально-педагогическое пространство реабилитационного центра, сотрудничество с городским краеведческим музеем, детской библиотекой, досуговым центром «Очаг», домом культуры «Металлург» и другими общественными организациями г. Шелехова.

Тематический план и формы занятий разнообразны и разработаны с учётом особенностей детей, находящихся на реабилитации в центре:

мастер-классы,

музыкально-литературные композиции,

экскурсии,

вечера-встречи,

выставки

посещение концертов,

беседы,

сюжетно – ролевые игры,

праздники и развлечения,

чтение художественной литературы,

трудовая деятельность.

На экскурсии и на все мероприятия приглашаются не только дети, но и их родители. На таких мероприятиях дети не только получают новые знания и впечатления. Это улучшает микроклимат в семье, способствует адаптации ребёнка в обществе. Дети и родители имеют дополнительную возможность пообщаться, поделиться впечатлениями, у них улучшается настроение, что положительно сказывается на всём реабилитационном процессе.

Прогнозируемые результаты:

1. Интеграция детей и подростков с ограниченными возможностями в общество здоровых сверстников.

2. Формирование активной жизненной позиции, чувства гражданственности и патриотизма.

3. Знание символов и эмблем нашего государства, города, области, понимание их значения.

4. Умение делать обобщения и выводы.

5. Развитие творческих способностей.

Программа разработана по трем направлениям воспитания:

1. гражданско-патриотическое;

2. историко-краеведческое;

3. духовно-нравственное.

Содержание деятельности

Направления патриоти-ческого воспитания Задачи Формы патриотической работы, мероприятия

1. Гражданско-патриотическое воспитание Воспитание в детях лучших личностных качеств гражданина и патриота.

Приобщение молодого поколения к трудовому и ратному подвигу народа. 1. Цикл занятий на тему «Что мы Родиной зовем?»

2. Музыкально – литературная композиция «Песни победы»

3. Спортивно – игровая программа «Будем в армии служить»

4. Праздник «Наша Родина - Россия»

5. Развлечение, посвященное 350–летию Иркутска.

2. Духовно-нравственное воспитание Формирование у детей представлений о народной культуре, её богатстве и красоте средствами эстетического воспитания.

Формирование личностных качеств. 1. Развлечение «Жанры фольклора».

2. Музыкальное развлечение, посвященное Дню матери

3. Шоу–программа «Супермама».

4. Посещение концертов, выставок.

5. Участия в городских мероприятиях.

6. Фольклорный праздник «Починки»

7. Концерт «Если добрый ты…»

8. Праздник «Берегите воду».

3. Историко-краеведческое воспитание Воспитание чувства любви к малой и большой Родине.

Формирование у детей чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. 1. Экскурсии в Шелеховский музей.

2. Блок экскурсий «Исторические памятники Шелехова»

3. Беседа «Городок под названием Шелехов»

4. Цикл краеведческих занятий на тему» Мой Байкал»

5. Развлечение «Удивительное путешествие по Байкалу»

6. Поездка в нерпинарий.

7. Занятие на тему «Знакомство с городами Сибири»

Публикации по теме:

Методика проведения утренней гимнастикиМетодика проведения утренней гимнастики Государственное учреждение социального оьслуживания населения Тульской области социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Совместная деятельность родителя и ребёнка как форма реабилитации детей с ограниченными возможностями. Областной круглый столСовместная деятельность родителя и ребёнка как форма реабилитации детей с ограниченными возможностями. Областной круглый стол Моя награда - сертификат участника областного круглого стола. Уважаемые коллеги! В апреле в нашем городе на базе ГБУ Архангельской области.

Автор публикации:
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы из будущего»
Опубликовано: 22 ноября 2013 в 11:33
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...
Дружественный батл между пехотинцами и моряками!
В пятницу в нашей группе проходил спортивный досуг совместный с родителями, посвященный Дню Защитника Отечества! Явка была 100% Праздник получился на...