Программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы из будущего»

Надежда Чиина
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы из будущего»

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области

Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

г. Иркутск

ПРОГРАММА

По гражданско-патриотическому воспитанию

«Мы из будущего»

Иркутск 2012

Авторский коллектив – социальные педагоги отделения восстановительного лечения и реабилитации (г. Шелехов):

Моргач Елена Валерьевна,

Чина Надежда Васильевна,

Хохлова Татьяна Александровна.

Научный редактор – Н. А. Переломова, профессор, доктор педагогических наук, зав. кафедрой управления инновационными процессами и педагогических технологий ИПКРО.

Рецензент – кафедра управления инновационными процессами и педагогических технологий.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Литература

Раздел «Гражданско-патриотическое воспитание»

Раздел «Духовно-нравственное воспитание»

Раздел «Историко-краеведческая деятельность»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проблемы

Основной целью деятельности социального учреждения является оказание ребенку с ограниченными возможностями помощи в социализации и возможно полной интеграции в социуме.

В ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» проходят реабилитацию дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, заболеваниями нервной системы, нарушениями слуха и речи, с психическими расстройствами и расстройствами поведения, с врожденными аномалиями (пороками) развития, многие из которых испытывают социальную депривацию.

Одним из важных направлений решения задачи социальной интеграции является, на наш взгляд, гражданско-патриотическое воспитание, которое реализуется в учреждении через кратковременные социальные проекты и через долгосрочную программу. Одной из таких форм работы с детьми и подростками в отделении восстановительного лечения и реабилитации стала разработка и реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы из будущего».

Сегодня, когда идет становление гражданского общества, важно, чтобы дети росли сыновьями России, а не «Ваньками, родства не помнящими». Именно задача воспитания любви к родине, чувства гордости за ее героическое прошлое, за тот вклад, который вносит Россия в развитие мирового сообщества, в укрепление мира на планете, в развитие науки и техники легла в основу разработки программы «Мы из будущего».

Пребывание ребенка на реабилитации носит временный характер. Поэтому в программе выделены несколько разделов, цели и задачи, которых могут реализовываться автономно, независимо от других направлений, предусмотренных программой. В целом программа направлена на воспитание патриотизма как необходимость вернуться к лучшим традициям нашей страны, края, города, к таким вечным понятиям, как род, родство, родина. Это и привитие любви к родным местам, и гордости за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своего народа и страны.

Патриотическое воспитание - это процесс, который должен пронизывать все этапы становления и развития личности ребёнка. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Конечно, чувство патриотизма многогранно и содержательно. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

Программа по патриотическому воспитанию направлена на работу с детьми, формирование у них чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого. Она определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания детей, её основных компонентов и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания юного поколения, как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Цель программы: в рамках реализации задач комплексной реабилитации создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи программы:

1. Социализация детей и подростков с ограниченными возможностями в общество здоровых сверстников.

2. Изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края.

3. Формирование ведущих интегративных качеств личности.

4. Воспитание и развитие национальных начал и национального образа жизни, в то же время уважения и интереса ко всем нациям.

5. Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.

6. Привлечение детей и подростков к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

7. Обобщить и распространить передовой педагогический опыт работы педагогов по патриотическому воспитанию.

Программа «Мы из будущего» рассчитана на детей и подростков, находящихся на реабилитации в Областном реабилитационном центре в возрасте от 5 до 18 лет. Основными участниками мероприятий Программы являются, дети и их родители, педагогический персонал, члены клуба «Я и мой ребенок».

Для решения поставленных задач используются ресурсы и социально-педагогическое пространство реабилитационного центра, сотрудничество с городским краеведческим музеем, детской библиотекой, досуговым центром «Очаг», домом культуры «Металлург» и другими общественными организациями г. Шелехова.

Тематический план и формы занятий разнообразны и разработаны с учётом особенностей детей, находящихся на реабилитации в центре:

мастер-классы,

музыкально-литературные композиции,

экскурсии,

вечера-встречи,

выставки

посещение концертов,

беседы,

сюжетно – ролевые игры,

праздники и развлечения,

чтение художественной литературы,

трудовая деятельность.

На экскурсии и на все мероприятия приглашаются не только дети, но и их родители. На таких мероприятиях дети не только получают новые знания и впечатления. Это улучшает микроклимат в семье, способствует адаптации ребёнка в обществе. Дети и родители имеют дополнительную возможность пообщаться, поделиться впечатлениями, у них улучшается настроение, что положительно сказывается на всём реабилитационном процессе.

Прогнозируемые результаты:

1. Интеграция детей и подростков с ограниченными возможностями в общество здоровых сверстников.

2. Формирование активной жизненной позиции, чувства гражданственности и патриотизма.

3. Знание символов и эмблем нашего государства, города, области, понимание их значения.

4. Умение делать обобщения и выводы.

5. Развитие творческих способностей.

Программа разработана по трем направлениям воспитания:

1. гражданско-патриотическое;

2. историко-краеведческое;

3. духовно-нравственное.

Содержание деятельности

Направления патриоти-ческого воспитания Задачи Формы патриотической работы, мероприятия

1. Гражданско-патриотическое воспитание Воспитание в детях лучших личностных качеств гражданина и патриота.

Приобщение молодого поколения к трудовому и ратному подвигу народа. 1. Цикл занятий на тему «Что мы Родиной зовем?»

2. Музыкально – литературная композиция «Песни победы»

3. Спортивно – игровая программа «Будем в армии служить»

4. Праздник «Наша Родина - Россия»

5. Развлечение, посвященное 350–летию Иркутска.

2. Духовно-нравственное воспитание Формирование у детей представлений о народной культуре, её богатстве и красоте средствами эстетического воспитания.

Формирование личностных качеств. 1. Развлечение «Жанры фольклора».

2. Музыкальное развлечение, посвященное Дню матери

3. Шоу–программа «Супермама».

4. Посещение концертов, выставок.

5. Участия в городских мероприятиях.

6. Фольклорный праздник «Починки»

7. Концерт «Если добрый ты…»

8. Праздник «Берегите воду».

3. Историко-краеведческое воспитание Воспитание чувства любви к малой и большой Родине.

Формирование у детей чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. 1. Экскурсии в Шелеховский музей.

2. Блок экскурсий «Исторические памятники Шелехова»

3. Беседа «Городок под названием Шелехов»

4. Цикл краеведческих занятий на тему» Мой Байкал»

5. Развлечение «Удивительное путешествие по Байкалу»

6. Поездка в нерпинарий.

7. Занятие на тему «Знакомство с городами Сибири»

Публикации по теме:

Методика проведения утренней гимнастикиМетодика проведения утренней гимнастики Государственное учреждение социального оьслуживания населения Тульской области социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Совместная деятельность родителя и ребёнка как форма реабилитации детей с ограниченными возможностями. Областной круглый столСовместная деятельность родителя и ребёнка как форма реабилитации детей с ограниченными возможностями. Областной круглый стол Моя награда - сертификат участника областного круглого стола. Уважаемые коллеги! В апреле в нашем городе на базе ГБУ Архангельской области.

Автор публикации:
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы из будущего»
Опубликовано: 22 ноября 2013 в 11:33
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие. Алгоритмы к сюжетно — ролевым играм.
Игрa - этo не только удовoльствие и рaдость для детей. С ее пoмощью мoжно рaзвивать воображение, пaмять, мышление, речь. Игрaя, ребенок может приобретaть...
Конспект открытого занятия в младшей разновозрастной группе «Путешествие в сказку»
Цель: продолжать знакомить детей с литературным жанром-сказка, учить детей слушать сказку в инсценированном варианте, развитие понимание устной речи и...
Конспект занятия «Сувенир для мамы», техника граттаж, для воспитанников 4 группы...
Тема: «Сувенир для мамы» Назначение: подарок, украшение для интерьера. Цель: развитие творческих способностей через создание рисунка в технике...
Смотр-конкурс «Зимняя сказка». Зимнее оформление
Данный смотр - конкурс проводится в нашем ДОУ в соответствии с годовым планом работы в рамках подготовки к празднованию Нового года. Цель...
Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе февраль — март
Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе февраль – март ( В. В. Гербова) Тема недели «Неделя здоровья» Занятие 1 Тема Обучение...