МААМ-картинки

Программа по художественно-эстетическому развитию «Город мастеров» для детей среднего возраста 4–5 лет

Пахомова Анна Игоревна
Программа по художественно-эстетическому развитию «Город мастеров» для детей среднего возраста 4–5 лет

Программа по художественно-эстетическому развитию для детей среднего возраста 4–5 лет

Цель:

Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

-Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

-Познакомить с техникой декупаж, вызвать интерес и желание работать в этой технике.

Задачи:

- Формирование эстетического восприятия окружающего мира.

Публикация «Программа по художественно-эстетическому развитию „Город мастеров“ для детей среднего возраста 4–5 лет» размещена в разделах

- прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, праздниками, традициями, искусством.

-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных

техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

- приобщение к миру искусства.

-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству

выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

- развитие умений слышать, видеть, чувствовать и переживать различные эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства.

- вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание работать с ними.

- познакомит с техникой декупаж.

- развивать мелкую моторику рук, с помощью пластелинографии, декорирование и дополнение мелкими деталями, работа с нетрадиционными материалами.

- реализовать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой родины.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными

умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования

рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

использовать техники

- «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами)

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

- оттиск печатями из овощей и фруктов.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона, пробки или картофель.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

- тычок (жесткой кистью, ватной палочкой)Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть (ватная палочка, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть (ватную палочку) и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть (ватная палочка) в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

- рисование мыльными пузырями.

Для этого в стакан с водой надо добавить мыльный раствор и краску. С помощью трубочки на булькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.

Материалы: 1. Стакан с водой 2. Краска 3. Мыльный раствор 4. Трубочка 5. Бумага

- рисование мятой бумагой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

- кляксография с трубочкой.

Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть… до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.

Материалы: 1. Акварель 2. Трубочка 3. Кисть 4. Бумага 5. Баночка для воды

- печать по трафарету.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета,

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

- кляксография обычная.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам,). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

- пластилинография

Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.

Материалы: 1. Пластилин 2. Основа 3. Бусины/Бисер 4. Стеки

- декупаж

Данный вид декоративно-прикладного творчества представляет из себя способ украшения предметов с помощью красок, салфеток, бисера, перьев. Декупаж для детей может включать в себя множество различных техник. Их выбор зависит от способностей и интересов ребенка.

- ниткография

Техники рисования при помощи «волшебной ниточки». Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается. Необычная картинка готова.

Материалы: 1. Нить 2. Краска 3. Бумага 4. Баночка для воды

- Фроттаж

Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат - оттиск, имитирующий основную фактуру.

Материалы: 1. Плоский рельефный предмет 2. Карандаш 3. Бумага

- Рисование воздушно-пузырчатой пленкой.

При помощи этого чудесного материала можно очень просто нарисовать падающий снег. На пленку наносим белую или бледно-голубую краску и прикладываем ее к листу бумаги с рисунком. При помощи этой техники можно сделать необыкновенный фон для зимней аппликации.

-Свеча + акварель

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.

Методы и приемы:

- игра как основной вид деятельности детей.

- реализация детских творческих работ (выставки, участия в конкурсах и т. д)

- наглядность как ведущий педагогический метод (рассматривание картин известных художников, иллюстраций и работы старших детей)

-традиционные методы: диалог, беседы по картинам, отгадывание загадок, чтение художественной литературы.

- музыкотерапия

- решение проблемной ситуации

Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной

образовательной программы:

-Проведение выставок детских работ (еженедельно)

-Проведение открытого мероприятия (январь или май)

-Проведение мастер-класса среди педагогов (презентация в конце учебного года)

Программа предназначена для детей в возрасте 4 – 5 лет.

При проведении занятий используется групповая форма работы 10- 12 человек.

Сроки реализации программы

Программа ориентирована на детей дошкольного возраста 4-5 лет.

Срок реализации программы – один учебный год.

Объем образовательной нагрузки: 1 занятие в неделю, 36 занятий в год, длительностью не более 20 мин.

Оптимальная наполняемость группы – 10 человек, допустимая – 12 человек. Форма занятий - групповая.

Планируемые результаты

1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.

2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.

3. Овладение простейшими приемами рисования.

4. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности, усидчивости, целеустремлённости.

5. Проявление творческой активности и развитие уверенности в себе.

6. Овладение техникой декупаж

2. Учебно-тематический план

1 «Ёжик» (Лепка)

2 «Золотая осень» (отпечаток листьями)

3 «Знакомство с техникой Декупаж»

4 «Компот из яблок с клюквой» (отпечаток + тычок)

5 «Котенок» (тычок)

6 «Зимнее дерево» (пальчиками)

7 «Ёлочка» (лепка)

8 «Подарок маме» (декупаж) новогодний шар

9 «Снежинки» (свеча + краски)

10 «Снеговик» (лепка)

11 «Северное сияние» (ниткография)

12 «Сошью Дуне сарафан» (декорирование + изо)

13 «Спрячь зайку за сугроб» (изо + пена)

14 «Вот как мамочку люблю» (лепка) сердечко на палочке

15 «Кораблик папочке» (трафарет)

16 «Озорные прыгучие шарик» (воздушными шариками)

17 «Цветок для мамы» (лепка с декорированием)

18 «Подводный мир» (изо+ пена + кляксография)

19 «Золотая рыбка» (лепка + декор)

20 «Подводный мир» (декупаж)

21 «Подснежники» (лепка)

22 «Пасхальное яйцо» (декупаж)

23 «весеннее цветение» (отпечаток +тычок)

24 «Цыплёнок» (мятая бумага)

25 «Цветочная поляна» (отпечаток)

26 «День победы» (салют) тычок+ отпечаток

27 «Русский народный костюм и головной убор» (изо + декорирование)

28 «Жёлтый одуванчик» (тычок жесткой кистью)

29 «Цветет сирень в саду» (мятая бумага)

30 «Веселые человечки»

1 «Ёжик» Лепка + макароны

Продолжать знакомить детей с дикими животными живущими в лесу, «ёжик», продолжать учить детей скатывать шарик и придавать форму ежика, дополнять изделия для полного сходства с животным

Материал -пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки, фигурки животных, картинки с изображением ежика дид. игра «Угадай, кто это?».

2 «Золотая осень» рисование Отпечатки листьями (гербарий (свежие листья растений)

Закрепление знаний о сезонных изменениях в природе, закреплять умения держать кисть правильно, окунать в краску весь ворс кисти.

Наносить краску на поверхность листочка равномерно и сочетать несколько цветов на одном листочке, не смешивая их.

материал- Бумаг, краска гуашь, кисти салфетки, клеенка, картина «Золотая осень»

Листочки свежие или гербарий)

3 знакомство с техникой «декупаж»

Познакомить и заинтересовать с новой техникой.

Материал- Картон, клей ПВА, салфетки, готовые работы в технике декпаж.

4 «Компот из яблок и клюквы» Отпечаток + тычок (ватная палочка)

Учить оставлять отпечаток, равномерно распределять изображение. Окунать печатки полностью в краску и оставлять отпечатки путем прикладывания.

Материал- Бумага, краски гуашь, салфетки, скатерть, яблоки, ватные палочки.

5 «Котенок» (тычок) сухой кистью

Продолжать учить детей передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок полусухой, жёсткой кисти. Закреплять умение подбирать нужный цвет, доводить предмет до нужного образа с помощью мягкой кисти и декорирования.

материал- Бумага, краски гуашь, жесткие кисти, скатерть, салфетки, изображение котят.

6 «Зимнее дерево» Изо + пальчики

Развивать чувство ритма, размещать рисунок по всему листу. Учить передавать изображение пальчиками, дополнять готовую работу декором.

материал- Бумага, краски гуашь, кисти, стразы

7 «Ёлочка» (лепка) Лепка + декорирование

Продолжать учить детей лепить из пластилина конус, стекой или ножницами надрезать на веточки. декорировать стразами, блестками

материал- Пластилин, стеки, стразы, ножницы, клеенка, стразы, блестки.

8 «Подарок маме» (декупаж) новогодний шар

Продолжать учить работать в технике декупаж.

материал- СД диски, салфетки, клей ПВА, стразы, блестки, стразы, глитеры.

9 «Снежинки» (свеча + краски)

Учить детей рисовать снежинки по замыслу свечой, учить закрашивать лист полностью краской

материал-Картон, свеча, краска гуашь, бусины жемчужины.

10 «Снеговик» (лепка)+ декорирования

Продолжать учить лепить круги маленькие, средние и большие. Соединять между собой и дополнять образ лопатки, ведра, глазки и т. д

материал- Пластилин, стеки, салфетки,веточки

11 «Северное сияние» (ниткография)+неоновые краски.

Познакомить с новой техникой рисования ниткой. Вызвать эмоциональный отклик

материал-Тонированные листы бумаги черные или темно синие, толстые нитки, неоновые краски.

12 «Сошью Дуне сарафан» (декорирование + изо)

Познакомить с русским народным костюмом. Научить рисовать узор чередуя его на изображении.

материал- Листы с силуэтом сарафана, кисти краска, бусины клей. изображения русского народного костюма (сарафана)

13 «Спрячь зайку за сугроб» (изо + пена)+ апликация

Познакомить с новой техникой рисования пеной.

материал-Листы бумаги синего цвета, кисти, клей, краска, заготовки зайчика, пена.

14 «Вот как мамочку люблю» (лепка) сердечко на палочке

Продолжать учить катать «колбаски» 2-ух цветов и скручивать их между собой, предавать форму сердечка

материал- Пластилин, палочки, салфетки, стразы

15 «Кораблик папочке» (трафарет)

Учить детей использовать трафарет и губку.

Набирать краски на губку и приемом примакивания наносить на трафарет учить дорисовывать и доводить роботу до конца.

материал- Тонированные листы бумаги, трафареты кораблик, губки, краска,

16 «Озорные прыгучие шарик» Изо (воздушными шариками)

Учить детей изображать узор воздушными шарами

материал- Листы бумаги, шары, краски,

17 «Подводный мир» (ниткография+ пена + кляксография)

Учить детей совмещать несколько видов техник рисования, познакомить с техникой кляксография, дополнять изображения дополнительными деталями.

материал-Тонированные листы бумаги, кисти, трубочки, мыльная пена, рыбки.

18 «Золотая рыбка» (лепка + декор) Лепка + декорирование

Продолжать учить детей скатывать шарик и придавать форму рыбки декорировать блестками создавая чешую.

материал-Доски, стеки, пластелин, блестки, картинки с изображением золотой рыбки

19 «Подводный мир» (декупаж) декупаж

Продолжать учить детей работать в технике декупаж, разглаживать аккуратно изображение кистью с клеем. Декорировать работу объемными контурами

материал- Салфетки, клей ПВА, кисти, изображение аквариум, акриловые контуры, контуры с блестками.

20 «Подснежники» (лепка) Лепка+ декор тыквенные семечки

Продолжать учить детей лепить из пластилина цветы, используя тыквенные семечки создавать бутон цветка, декорировать основания ватой.

материал-Пластилин, тыквенные семечки, вата, стеки, декоративные тычинки, доски, скатерть, салфетки.

21 «Пасхальное яйцо» (декупаж)

Продолжение освоения техники декупаж, вырезать основу в форме яйца, создать барельеф яичной скорлупой, и закрепить готовым рисунком.

материал-Листы с контуром яйца, яичная скорлупа, клей ПВА, салфетки по тематике, дополнительный декор по желанию детей.

22 «весеннее цветение» (отпечаток +тычок) Рисование воздушно-пузырчатой пленкой Познакомить детей с новой техникой рисования, вызвать эмоциональный отклик детей, научить оставлять, отпечатки пузырчатой пленкой дополняя отпечаток, тычками ватной палочкой.

материал- Воздушно-пузырчатая пленка, тонированные листы бумаги, ватные палочки, краска гуашь, кисти.

23 «Цыплёнок» (мятая бумага) Мятая бумага + декор

Продолжать учить детей рисовать способом мятая бумага. Учить передавать особенности изображаемого предмета, используя мятую бумага доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки.

материал- Листы бумаги, краски, кисти, декоративные глазки, перышки

24 «Цветочная поляна» Мятая бумага

Продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом рисования оттиск смятой бумагой. Учить доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

материал-Листы бумаги, краски, кисти.

25 «День победы» (салют) Тычок картонной тубой+ отпечаток + набрызг

Учить детей рисовать салют, учить наносить на печатки несколько оттенков краски, познакомить со смешиванием красок, учить совмещать несколько техник рисование в одном рисунке

материал- Тонированные листы бумаги, картонные тубы, краски гуашь+ неоновая краска, акриловые контуры

26 «Русский народный костюм и головной убор» (изо + декорирование)

Продолжать знакомить с народным бытом, культурой, традициями и обычаями, учить украшать народный костюм и головной убор, развивать творческие способности, воспитывать любовь и уважение к прошлому родной страны

материал- Листы картона контура головного убора, краски, стразы, изображение русского народного головного убора

27 «Жёлтый одуванчик» (тычок жесткой кистью+ воздушно-пузырчатая пленка) Продолжать учить детей рисовать способом тычка, закреплять умение правильно держать кисточку. Учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жёсткой полусухой кисти, доводить предмет до нужного образца с помощью кисточки.

материал-Тонированные листы бумаги, краски, пузырчатая пленка, жесткие кисти.

28 «Цветет сирень в саду» (мятая бумага)

Создать положительный эмоциональный настрой, закрепить навыки рисования смятой бумагой развивать мелкую моторику рук.

материал- Листы бумаги, краски, кисти, изображение ветка сирени.

29 «Веселые человечки» Лепка+ декорирование

Учить лепить фигуру человека рациональным способом из удлиненного (валика) путем надрезания стекой и дополнения деталями, учить понимать относительность величины частей фигуры, располагать подделку вертикально, придавая ей устойчивость.

материал- Пластилин, стеки, для прически- (цветные макароны, семечки, спагетти, нитки)

Список использованной литературы

1. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. : КАРО, 2014.

2. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2005.

3. А. А. Фатеева. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2007.

4. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М., Слепцова В. Ю., Смагина Т. В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой – М., ТЦ Сфера, 2009.

5. Обобщение педагогического опыта по теме: «Нетрадиционное рисование для детей младшего дошкольного возраста» воспитателя МАДОУ «ЦРР-детский сад №14» О. С. Ивлевой

6. Обобщение педагогического опыта по теме: «Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования» старшего воспитателя МБДОУ №5 г. Енисейска Т. С. Акуненок.

7. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2. - М. : Издательство Скрипторий 2003, 2008.

8. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2011.

9. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт. -сост. В. Н. Косарева. – Изд. 2-е, перераб. - Волгоград: Учитель

1.1. Методы и приёмы диагностики

Для достижения основной цели было проведено обследование детей, оно проходило в форме диагностики и строилось на основе коммуникативного подхода к развитию художественной деятельности через нетрадиционные техники.

Использовала разнообразные, в том числе, игровые приемы.

При общении с детьми использовала демократичный стиль общения, который позволял мне создать оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата в группе.

Применяла мягкие формы руководства: совет, предложение, просьба, опосредованное требование.

Во время выполнения работы детьми, наблюдала за их настроением, активностью, умением пользовать материалами и инструментами, умением применять полученные ранее знания и навыки работы в нетрадиционных техниках рисования.

Цель проведения диагностики:

1. Выявить уровень художественного развития детей.

2. Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения.

Характер диагностики: естественный педагогический.

1.2. Методика проведения:

1. Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми

2. На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми

3. Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.

4. По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

п/п

Имя ребенка Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник

Начало года Конец года

1

Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для

удобства фиксации наблюдений.

Система показателей:

1. Ребенок выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний.

2. Активно использует цвета в рисунке.

3. Владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования.

4. Знает нетрадиционные техники изображения, применяет их в работе.

5. Быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках.

6. Обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках.

7. Проявляет самостоятельность.

8. Правильно пользуется материалами и инструментами.

9. Может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками.

Оценка уровня развития умений и навыков:

0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее проявление носит случайный характер.

1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление.

2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной.

Публикации по теме:

Фотоотчёт НОД по художественно-эстетическому развитию с детьми старшего возраста «Путешествие по сёлам народных мастеров»Фотоотчёт НОД по художественно-эстетическому развитию с детьми старшего возраста «Путешествие по сёлам народных мастеров» .

Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию «Совушка-сова» Программное содержание Цель: продолжать учить использовать имеющиеся умения и навыки работы с ножницами для создания креативной композиции,.

Конспект ОД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию «Ярмарка в городе народных мастеров» Программные задачи: 1. Закреплять у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, городецком, хохломском. 2. Совершенствовать.

Конспект по образовательной области по художественно-эстетическому развитию «Секреты городецких мастеров» в старшей группеКонспект по образовательной области по художественно-эстетическому развитию «Секреты городецких мастеров» в старшей группе Основной вид деятельности: изобразительная (декоративный рисунок по мотивам народной росписи) Продукт деятельности (результат):детская.

Образовательная программа кружка по художественно-эстетическому развитию детей 5–7 лет «Весёлая бумага» Пояснительная записка Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается.

План-конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей 6–7 лет «Мы украсим город наш!» План-конспект образовательной ситуации по художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование) на тему: «Мы украсим город наш!»(для.

Программа для развития одаренных детей по художественно-эстетическому направлению «Радуга» для дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» ПРОГРАММА для развития одаренных детей.

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Радуга» Программа дополнительного образовательного кружка «РАДУГА» по художественному конструированию и дизайну ориентирована на достижение психологического.

Программа по художественно-эстетическому развитию «Волшебные пальчики» для детей раннего возраста (2–3 года) Цель программы: Создать условия для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям.

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию «Сам себе мастер!» Часть 1 муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №100 «Капитошка» Образовательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по художественно-эстетическому развитию «Город мастеров» для детей среднего возраста 4–5 лет
Опубликовано: 16 ноября 2019 в 17:35
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД