МААМ-картинки

Программа по лексическим темам для детей с ОНР

Алеся Макаренко
Программа по лексическим темам для детей с ОНР

Речь — могучее средство общения и

взаимодействия людей.

А. А. Люблинская

Пояснительная записка

Развитие речи ребенка является одной из центральных задач МБДОУ. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Возможность человека жить полноценной жизнью и быть успешным в обществе во многом связана с его коммуникативными способностями, с умением говорить и общаться. Язык является главным средством и основным инструментом человеческих отношений. Для человека жизненно важно внятно выражать свои мысли, а для его разностороннего развития и социализации важно еще и умение вступить в беседу и поддержать ее.

Публикация «Программа по лексическим темам для детей с ОНР» размещена в разделах

Целью данной программы является : Воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, путем применения, наряду с общепринятыми, специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого дефекта и развитие активной сознательной деятельности детей в области речевых фактов.

Задачи:

- формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности ребенка на основе общения; - Развитие грамматического строя речи ; - Развитие мелкой и артикуляционной моторики; - Развитие координации движений с речью;

- Учить детей внимательно слушать стихотворения, сказки и рассказы, отвечать на вопросы строчками из данных произведений;

- Развивать связную речь, учить понимать ее выразительность, плавность, красоту;

- привлечение родителей к активному участию в развитии речи ребенка.

Основные принципы :

В основе программы лежат следующие принципы:

• Принцип научного подхода – подкрепление всех форм обучения научно обоснованными и практически адаптированными методиками.

• Принцип гуманизации образования, диктующий необходимость бережного отношения к каждому воспитаннику;

• Принцип индивидуализации и дифференциации обучения, развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.

• Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному). Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений.

• Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.

• Принцип сочетание игровых и учебных видов деятельности. Постепенный переход от игры к учебно-познавательной деятельности.

• Принцип Комплексности. Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, речи) определяет и дополняет развитие других.

Средства для достижения цели

В коррекиионно- развивающей работе используются различные средства:

- ТСО (музыкальный центр, мультимедийный проектор);

— наглядный и дидактический материал по различным тематикам( «Времена года», «Овощи, фрукты», «Одежда», «Посуда», «Обувь», «Мебель», «Животные» и т. д;

— настольно-печатные игры «Звуки на все руки», «Логопедическое лото», «Размышляй - ка», «Найди четвертый лишний» и т. п.

Ожидаемые результаты:

Ребенок должен:

1. Уметь произносить слова с различной громкостью: тихо, умеренно, громко, шепотом.

2. Заучивать и четко воспроизводить загадки, короткие четверостишья.

3. Уметь грамматически правильно закончить фразы, начатые логопедом, то есть правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу.

4. Правильно формулировать собственное высказывание.

5. Уметь составлять небольшие рассказы по описанию, придумывать загадки о предметах, пересказывать короткие тексты.

Законодательное и научно – методическое обеспечение программы.

• Закон РФ «Об образовании»

• Конвенция о правах ребенка.

• Конституция РФ, ст. 38, 41, 43, 48.

• Устав МДОУ№35 «Лесная сказка»

Программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е, Комаровой Т. С., Васильевой М. А.

• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан Пин 2.4.1.1249-03.

Данная программа предназначена для коррекционного обучения детей пятилетнего возраста имеющих отклонения в речевом развитии. Для более эффективного изучения лексического материала был составлен перспективный план по лексическим темам. Каждая тема длится одну неделю. Тема определяется с учетом времени года, календарных дат, логически следуют друг за другом.

2 раза в неделю по 25 минут в группе для детей с нарушением речи проводятся логопедические фронтальные занятия.

Индивидуальная работа с детьми проводится ежедневно. Занятия способствуют обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, фонетического восприятия, общей, артикуляционной и мелкой моторики, памяти и мышления и т. д.

Введение

Данная программа основывается на типовой программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е, Комаровой Т. С., Васильевой М. А. Проанализировав основную программу МБДОУ – «От рождения до года», мы отметили, что при определении содержания работы развитию речи выделены следующие направления работы:

• развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, произносительной стороны речи; связной речи— диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

• практическое овладение воспитанниками нормами речи».

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

- Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

- Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Учить строить высказывания.

Формирование словаря:

- Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

- Упражнять в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел, слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник, с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).

- Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Грамматический строй речи

Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.

Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).

Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья, в том числе глаголов с приставками (забегал — выбежал — перебежал).

Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.

Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь

Развивать умение поддерживать беседу

Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки вызывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Развивать монологическую форму речи.

Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказать небольшие сказки, рассказы.

Формировать умение (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, подумывать свои концовки к сказкам.

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Рекомендации по проведению занятий.

Для того,чтобы занятия были эффективными, следует соблюдать следующие правила:

• продолжительность занятий 25 минут;

• количество занятий по развитию речи 2 раза в неделю.

• не торопите детей при выполнении заданий: каждый способен работать в своем темпе;

• если кто-то из детей отказывается от выполнения задания, не настаивайте, не заставляйте;

• при выполнении графических заданий важно добиться не скорости, а точности, аккуратности;

• каждый раз обращайте внимание на то, как дети сидят, как держат ручку, на правильное положение тетради, листа;

• для закрепления лексических тем необходимо использовать загадки, стихотворения.

• во время занятий необходимо делать динамические паузы-игры для тренировки пальчиков (повторять 3-5 раз);

• паузу нужно сделать, когда дети начинают отвлекаться, что свидетельствует об утомлении.

Проанализировав основную программу МБДОУ – «От рождения до года», отмечено, что при определении содержания работы по развитию речи, выделены следующие направления работы:

- формирование словаря,

- звуковой культуры речи,

- грамматический строй речи,

- связной речи;

Наряду с основной программой для МБДОУ используются программы коррекционного обучения для детей с нарушениями речи, по которым ведё тся работа в нашем детском саду в группе компенсирующей направленности:

«Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОНР и ФФН» Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина

«Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» Н. В. Нищева;

Структура, содержание и форма предлагаемых занятий позволяют предположить, что уровень связной речи значительно повысится, так как многие методы и приемы работы по развитию связной речи были ранее использованы и показывали прекрасные результаты.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Презентация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» …Чтобы научиться говорить, надо говорить. " М. Р. Львов Человек не может жить, трудиться,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по лексическим темам для детей с ОНР
Опубликовано: 30 октября 2014 в 17:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД