Программа по развитию и коррекции познавательной сферы для младших дошкольников (составительская)

Антонина Ганина
Программа по развитию и коррекции познавательной сферы для младших дошкольников (составительская)

Пояснительная записка

В последнее время многих специалистов интересуют вопросы раннего выявления детей с проблемами в развитии и поиска методов дифференциальной работы с младшими дошкольниками, имеющих негрубые нарушения полиморфна. В течение последних тридцати лет в отечественной литературе данные исследования были ориентированы в основном на старших дошкольников. Недостаточность исследований детей младшего и среднего дошкольного возраста со слабо выраженными отклонениями в развитии объясняется тем, что диагностика и коррекция до последнего времени проводились с детьми не младше пятилетнего возраста, когда трудности усвоения образовательной программы становились особенно очевидными.

Дети с негрубыми нарушениями в развитии с традиционных позиций специальной психологии и коррекционной педагогики являются «нормальными», поскольку качественное своеобразие и глубина имеющихся у них нарушений таковы, что им не требуется создание специальных условий обучения и воспитания. Специализированных учреждений для них на сегодняшний день нет, и они оказываются стихийно интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников. Между тем им должна быть организована своевременная коррекционная помощь с целью предотвращения дальнейшего усложнения проблем.

Возраст от 3 до 5 лет для работы по данной программе выбран не случайно, так как дети в три года переходят в дошкольные группы, и если дети этого возраста не имеют выраженных отклонений в поведении, то они остаются в детском саду до поступления в школу. По данным И. С Кривовяз, «среди воспитанников общеобразовательного детского сада детей с проблемами в развитии оказалось 30 из 100». В условиях массового дошкольного учреждения целенаправленной коррекционно-развивающей работы с ними не проводится. Педагоги детских садов к этому не подготовлены, да и не ставят перед собой подобной задачи. Находясь в массовых дошкольных учреждениях и не получая лечебно-коррекционной помощи, эти дети длительное время могут пребывать в ситуации неуспеха. В таких условиях у них формируются заниженная самооценка, низкий уровень притязаний; они начинают избегать общения со сверстниками, и постепенно вторичные нарушения все более усугубляют их социальную дезадаптацию. Фактически это самая обделенная группа детей с отклонениями в развитии, поскольку именно они, своевременно пройдя диагностическое обследование и получив специальную помощь, могли бы значительно продвинуться в плане коррекции своего нарушения еще в младшем дошкольном возрасте.

В системе комплексного психолого-педагогического обследования детей с нарушением интеллекта особый интерес представляют данные о способах ориентировочно-исследовательских действий, складывающихся в младшем и среднем дошкольном возрасте. Именно от того, каким видом ориентировки пользуется ребенок, зависят его познавательные возможности и дальнейшее развитие высших психических функций. Кроме этого, от состояния указанных действий существенным образом зависят общая регуляция деятельности и контроль поведения ребенка в проблемных ситуациях. Поэтому в основу диагностики развития познавательной сферы детей дошкольного возраста целесообразно включить анализ ориентировочно-исследовательских действий.

Диагностика нарушений развития детей младшего и среднего возраста строится с опорой на ряд принципов, описанных в трудах ведущих специалистов специальной психологии и педагогики.

Исходя из выше сказанного, а также учитывая тот факт, что в нашем детском саду имеется часть детей с негрубыми нарушениями интеллектуальной сферы, автор попыталась составить программу развития и коррекции познавательной сферы для младших дошкольников, находящихся среди условно нормально развивающихся сверстников в массовом дошкольном учреждении, чтобы предотвратить вторичные нарушения у них.

Цель программы: привести к условной возрастной норме уровень познавательного развития младших дошкольников.

Задачи программы:

1. Формирование у детей сенсорных эталонов.

2. Стимуляция и совершенствование ориентировочных действий.

3. Развитие мотивационной направленности на целенаправленные действия с предметами.

4. Формирование познавательных мотивов: создание проблемных ситуаций; стимуляция активности ребенка на занятиях.

Направленность программы: дети среднего дошкольного возраста.

Форма проведения занятий: индивидуально.

Динамика: 2 раза в неделю.

Длительность занятий: от 20 до 25 минут.

Объем: 20 занятий.

Структура занятия:

1. Аутотренинг на повышение самооценки, на уверенность.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Игры-упражнения на развитие внимания.

4. Игры-упражнения на развитие представлений о цвете, форме предметов.

5. Игры-упражнения на развитие практической ориентировки на форму и величину предметов.

6. Игры-упражнения на развитие наглядно-образного мышления.

7. Подведение итогов занятия.

Требования к детям, прошедших цикл занятий по данной программе: уровень познавательного развития в соответствии с возрастом.

Учебно – методическое обеспечение:

1. Чашки – вкладыши.

2. Простые варианты досок Сегена.

3. Разрезные картинки (до 4-х равных частей).

4. Мячи разных размеров.

5. Магнитная доска.

6. Разноцветные домики, окошки, вырезанные из картона.

7. Плоскостные формы одного цвета и разного размера.

8. Фигуры разного цвета, но одного размера.

9. Игра «Разноцветные дорожки» (с кружками).

10. Игра «Найди все формы» (на бланке).

11. Игра «Что здесь изображено?» (зашумленные изображения, наложенные, перечеркнутые).

12. Игра «Чего здесь не хватает?».

13. «Дорисуй предмет до целого».

14. Лабиринты (разные варианты).

15. Лестница.

16. Выбор недостающего изображения.

17. Игры на простейшие классификацию и обобщение (игрушки,

посуда, одежда, деревья, цветы и т. п.).

Перспективный план занятий

1 занятие

1. Аутотренинг на успокоение, уверенность.

2. Игра «Цветные дорожки» (представление о цвете).

3. Игра «Назови, не ошибись», «Дорожки» (представление о форме).

4. «Чашки-вкладыши» (практическая ориентировка на величину).

5. Физкультминутка.

6. «Доски Сегена» (практическая ориентировка на форму).

7. Игра «Собери картинку» (наглядно-образное мышление).

8. Подведение итогов.

2 занятие

1. Аутотренинг.

2. «Цветные бабочки».

3. «Назови фигурки». «Дорожка».

4. Игра с пирамидкой (6-ти составная).

5. Физкультминутка.

6. Доска Сегена.

7. Разрезная картинка.

8. Подведение итогов.

3 занятие

1. Аутотренинг.

2. Найди формы.

3. Игра с пирамидкой (ориентировка на величину).

4. Найди отличия.

5. Подбери пару.

6. Назови одним словом.

7. Собери картинку.

8. Подведение итогов.

4 занятие

1. Аутотренинг.

2. Упражнения для пальчиков.

3. Найди отличия.

4. Найди пару (по цвету).

5. Разложи кружки (на величину).

6. Запомни, кто где живет.

7. Собери картинку.

8. Подведение итогов.

5 занятие

1. Аутотренинг.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Найди отличия.

4. Лабиринты.

5. Назови одним словом.

6. Догадайся, чья тень.

7. Разрезная картинка.

8. Подведение итогов.

6 занятие

1. Аутотренинг.

2. Игра с массажными мячиками.

3. Найди отличия.

4. Игра «Заплатки».

5. Игра с матрешкой.

6. Разложи по цвету.

7. Разрезная картинка.

8. Подведение итогов.

7 занятие

1. Аутотренинг.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Найди отличия.

4. Запомни, что нарисовано.

5. Назови все формы.

6. Игра с пирамидкой (выделение цвета).

7. Закрой все «дырки».

8. Подведение итогов.

8 занятие

1. Аутотренинг.

2. Игра для рук (межполушарное взаимодействие).

3. Игра «Чья тень?».

4. Разложи по форме.

5. Назови одним словом.

6. Лабиринт.

7. Собери картинку из частей.

8. Подведение итогов.

9 занятие

1. Аутотренинг.

2. Лабиринт.

3. Игра «Четвертый лишний» (одежда и обувь).

4. Найди место медвежатам.

5. Кому что принадлежит?

6. Найди формы.

7. Скажи наоборот (элементарное).

8. Подведение итогов.

10 занятие

1. Аутотренинг.

2. Найди отличия.

3. Лабиринт.

4. Положи фигуры на место (с доской Сегена на ощупь).

5. Назови одним словом.

6. Разложи фигуры по цвету.

7. Найди место матрешке (на величину).

8. Подведение итогов.

11 занятие

1. Аутотренинг.

2. Упражнение для рук (межполушарное взаимодействие).

3. «Чья тень?».

4. Найди фигуру (на ощупь).

5. Назови одним словом.

6. Скажи наоборот.

7. Собери картинку.

8. Подведение итогов.

12 занятие

1. Аутотренинг.

2. Упражнения для пальчиков.

3. Найди предметы синего цвета (варьировать).

4. Закрой «дырки».

5. Игра «4-й лишний».

6. Скажи, что поймал? (с бирюльками).

7. Разрезная картинка.

8. Подведение итогов.

13 занятие

1. Аутотренинг.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. «Цветные бабочки».

4. Найди все формы (на корточке).

5. Назови одним словом.

6. Чашки – вкладыши.

7. Собери картинку.

8. Подведение итогов.

14 занятие

1. Аутотренинг.

2. Игра с бирюльками (на ощупь).

3. Лабиринт.

4. Найди отличия в картинках.

5. Игра «Заплатки».

6. Разложи по цвету.

7. Собери картинку из частей.

8. Подведение итогов.

15 занятие

1. Аутотренинг.

2. Зачеркни фигуры (в соответствии с образцом).

3. Составь узор (на кубиках).

4. Найди, кто где живет (лабиринт).

5. Построй лестницу.

6. Назови одним словом.

7. Дорожки.

8. Подведение итогов.

16 занятие

1. Аутотренинг.

2. Игра с бирюльками.

3. Спрячь фигурки в свои окошечки.

4. Игра «4-й лишний».

5. Игра «Продолжи» (с мозаикой).

6. Дорисуй предмет.

7. Игра «Назови одним словом».

8. Подведение итогов.

17 занятие

1. Аутотренинг.

2. Упражнения для пальчиков.

3. Продолжи (с цветными фигурками).

4. Игра «Закрой дырки».

5. Игра «Чья тень?».

6. Назови одним словом.

7. Разрезная картинка.

8. Подведение итогов.

18 занятие

1. Аутотренинг.

2. Продолжи рисунок.

3. Лабиринт.

4. Игра «Чего не хватает?».

5. Доска Сегена.

6. Дорисуй.

7. «Что лишнее?».

8. Подведение итогов.

19 занятие

1. Аутотренинг.

2. Упражнение для рук (межполушарное взаимодействие).

3. Найди отличия.

4. Разложи по-разному (по цвету и форме).

5. «Чего здесь не хватает?».

6. Игра с матрешкой (ориентировка на размер).

7. Построй как у меня.

8. Подведение итогов.

20 занятие

1. Аутотренинг.

2. Игра с бирюльками.

3. Лабиринт.

4. Назови одним словом.

5. Найди отличия.

6. Назови все формы.

7. Найди пару.

8. Подведение итогов.

Диагностическое обследование

по определению уровня развития познавательной сферы:

Вводная диагностика – из книги Т. Богдановой и О. Варламовой.

1. Цвет (цветные кубики).

2. Форма (набор геометрических фигур).

3. Величина (набор кружков).

4. Коробка форм.

5. Пирамидка (5 колец).

6. Разрезная картинка (3-4 части).

Контрольная диагностика – из пособия под ред. Е. Стребелевой. Психолого-педагогическая диагностика развития детей.

10 заданий в соответствии с возрастом:

1. Поиграй.

2. Коробка форм.

3. Разбери и сложи матрешку.

4. Дом животного.

5. Сложи разрезную картинку (чашка).

6. Угадай, чего нет.

7. Посчитай (до 4,5 лет в пределах 3; после 4,5 в пределах 5).

8. Построй из палочек (дерево и знак).

9. Нарисуй человека.

10. Расскажи (сюжетная картинка «Зимой»).

Литература:

1. Т. Г. Богданова, О. И. Варламова. Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии.

2. Н. Осипова. Диагностика и коррекция внимания у детей.

3. Школа раннего развития. Тесты для детей 3 лет.

4. С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей.

5. Л. Н. Павлова. Развитие речи и мышления.

6. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Под ред. Е. А. Стребелевой.

7. Н. Я. и М. М. Семаго. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога.

Публикации по теме:

Программа «Развитие мелкой моторики» .

Работа логопеда с младшими воспитателямиРабота логопеда с младшими воспитателями В детском саду в коррекционный процесс по развитию речи дошкольников вовлечены воспитатели, родители, специалисты. Система работы выстраивается.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Тело, организм, эмоции
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Программа по развитию и коррекции познавательной сферы для младших дошкольников (составительская)
Опубликовано: 5 ноября 2012 в 14:14
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...