Программа по внеурочной деятельности «Волшебные краски» для 1–4 классов

Вера Лебедева
Программа по внеурочной деятельности «Волшебные краски» для 1–4 классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Прозоровская средняя общеобразовательная школа

Согласовано Утверждено

Заместитель директора по УВР Директор МОУ Прозоровской СОШ

___/ Беляева О. А/ ___/Карпушина И. А/

Протокол № __от ___20__ г. Приказ № __ от ___20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)

«ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»

ДЛЯ 1- 4 КЛАССОВ

НА 2016-2018 УЧ. ГОД

Программу составила :

Лебедева В. А., воспитатель дошкольной группы МОУ Прозоровской СОШ

С. ПРОЗОРОВО

2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Программа по внеурочной деятельности основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности и тесной связи с жизнью. Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению.

Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема предметов.

Занятия построены в виде игры – знакомство с необычными способами создания рисунков, которые выводят ребенка за привычные рамки рисования. Ребёнку предлагаются различные виды рисования: точками, пальчиками, брызгами, с использованием ниток, трафаретов, воска. На каждом занятии даётся подробное объяснение техники рисования и образец выполняемой работы.

При этом у ребёнка есть возможность не просто скопировать, повторить образец, но и внести свои элементы, выразить своё видение данного предмета, исходя из собственных наблюдений и воображения.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

- занятия проводятся в свободное время;

- обучение организовано на добровольных началах.

Тип программы:

образовательная программа по художественному творчеству для младших школьников.

Формы занятий.

Одно из главных условий успеха обучения и развития творческих способностей ребёнка – это индивидуальный подход. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные и групповые задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Программа внеурочной деятельности учащихся составлена для 1-4 классов школы на 2 года обучения (68 часов). Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 45 минут.

Актуальность.

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности входит в обязанности школы и учителей.

Наш микрорайон удалён от центра. Поэтому не все дети имеют возможность посещать учреждения дополнительного образования, в частности, художественную школу. А данная программа позволяет удовлетворить потребность детей 7 – 10 лет в реализации своих художественных желаний и возможностей.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

• мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

• пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

• внимания и усидчивости;

• наблюдательности, эмоциональной отзывчивости;

• в процессе этой деятельности у школьника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для младших школьников, разнообразно по видам деятельности. При использовании нетрадиционных техник рисования хорошие результаты получаются у всех детей. Данное пособие предлагается как помощь в работе учителю начальных классов во внеурочной деятельности. Краткое описание используемых техник рисования позволит любому преподавателю проводить занятия внеурочной деятельности по изобразительному искусству.

Цели программы:

• формирование художественной культуры школьников, развитие природных задатков, творческого потенциала,

• расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения;

• воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.

Задачи:

ознакомить детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;

создать условия для развития творческих способностей детей;

способствовать воспитанию у детей интереса к изобразительной деятельности; усидчивости, аккуратности и терпения при выполнении работы; культуры деятельности;

создать условия для формирования навыков сотрудничества; оценки и самооценки

Планируемые результаты:

Личностные.

1. Личностные универсальные учебные действия

У учащихся будут сформированы:

- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

- способность к оценке своей работы;

- чувство прекрасного и эстетические чувства

Метапредметные:

1. Регулятивные универсальные учебные действия

Ученики научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно оценивать свою работу;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и других членов кружка

2. Познавательные универсальные учебные действия

Ученики научатся:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- произвольно и осознанно владеть общими приёмами рисования

3. Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученики научатся:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Предметные

Ученики научатся:

- создавать простые композиции на заданную тему;

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

- изображать предметы различной формы;

Ученики получат возможность научиться:

- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, предметов.

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование пуантилизмом, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками.

Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования учащихся происходит в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);

- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

- Принцип сотрудничества (совместная работа родителями);

Методы и приёмы работы с детьми

На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.

Выход программы.

Участие в выставках и конкурсах рисунков, украшение интерьера школы к праздникам, родительским собраниям, др. Кроме того, внеурочная деятельность по изобразительному искусству позволяет учащимся развивать практические изо-навыки, что способствует усвоению программного материала по изобразительному искусству.

Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

Выбранное данное направление в работе с детьми, считаю актуальным, потому что нетрадиционные техники рисования открывают возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.

Методическое обеспечение, необходимое для работы:

1. Бумага разного формата и цвета.

2. Акварельные краски.

3. Тушь разноцветная

4. Гуашь.

5. Восковые мелки.

6. Трубочки для коктейля.

8. Ванночки с поролоном.

9. Баночки для воды.

10. Кисти круглые и плоские разного размера.

11. Салфетки.

12. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.

13. Клей ПВА.

14. Восковые свечи, восковые мелки

15. Ватные палочки, ватные диски и т. д.

16. Компьютер

17. Мультимедийный проектор

18. Электронные приложения

19. Колонки

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (34 ч)

№ п/п Тема занятия Количество часов

1. Пальцевая живопись 2

2. Печатание. 3

3. Рисование мазками 1

4. Рисование свечой 6

5. Монотипия 3

6. Рисование «набрызгом» 2

7. Рисование по мокрой бумаге 5

8. Совмещение техник 1

9. Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой 2

10. Мраморные краски 1

11. Аппликация с дорисовыванием 2

12. Рисование мелом 2

13. Граттаж 2

14. Ниткография 1

15. Обобщающее занятие 1

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА( 1 год обучения)

Пальцевая живопись.

Знакомство с новым приёмом рисования. Введение понятия «композиция». Рисование на темы: «Осенний букет», «Лилия», «Осенний пейзаж», «Веселый человечек».

Печатание.

Знакомство с новым приёмом рисования. Создание композиции на тему «Наше село». Коллективная работа «Лес дружбы».Отпечаток «Изображение цветов»

Рисование точками.

Рассматривание репродукций русских художников- пуантилистов. Рисование на тему «Ваза с ягодами», Рисование на тему «Утро». Рисование на тему «веселые зверята»

Техника «пуантилизм». Рисование на тему «Пингвины на льдине», «Подарок для папы». Рисование на тему «На поляне весной».

Монотипия.

Введение понятия «симметрия». Знакомство с новым приёмом рисования. Рисунок бабочки. Рисунок, созданный на основе кляксы («На что похоже?»).

Рисование «набрызгом».

Знакомство с новым приёмом рисования. Рисование с помощью шаблонов на темы: «Моё имя», «Звездное небо».

Рисование свечой.

Знакомство с новым приёмом рисования. Закрепление понятия «симметрия». Создание композиции «Цветы для любимой мамы». Рисование на тему «Зима».

Рисование «кляксами».

Знакомство с новым приёмом рисования. Кляксография трубочкой. Рисование на тему «Морозные узоры», «Зимний пейзаж», Рисование на тему «Подводный мир».

«В гостях у сказки»(образы любимых героев из клякс)

Рисование по мокрой бумаге.

Знакомство с новым приёмом рисования. Рисование на темы «Мой любимый пейзаж», «Новогодняя ёлка» (групповая работа).

Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой.

Рисование на темы:» Деревья на опушке».

Многослойная живопись

Знакомство с техникой многослойной живописи. Рисование на тему «В космосе»

Рисование восковыми мелками и акварелью

Рисование на тему «Петушок»,рисование на тему «Русский национальный костюм».

Совмещение техник.

Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования. Изображение подводного мира (техника по –сырому, кляксография).

Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой.

Рисование на темы:» Деревья на опушке».

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (2 год обучения)

Мраморные краски.

Знакомство с новым приёмом рисования. Рисование на темы по выбору: «Красивые узоры», «Волшебный цветок».

Аппликация с дорисовыванием.

Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования. Рисунки с использованием геометрических фигур.

Рисование мелом.

Знакомство с новым приёмом рисования. Закрепление понятия «композиция». Рисование на темы «Зимняя ночь» (на чёрном фоне, «Стрекозы» (на синем фоне).

Граттаж.

Знакомство с новым приёмом рисования. Введение понятия «натюрморт». Рисование на темы «Лесной натюрморт», «Космос».

Ниткография.

Знакомство с новым приёмом рисования. «Загадки»

Печатание.

Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования. Групповая работа «Улица»

Рисование по мокрой бумаге.

Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования. Рисование на темы: «Закат на море», «Одуванчики», «Ирисы».

Рисование свечой.

Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования. Рисование на темы: «Тюльпаны», «Букет роз».

Обобщающее занятие.

Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования. Коллективная работа «Дорисуй»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (68 часов)

1 год обучения

Дата № п/п Тема занятия Количество часов

1. Пальцевая живопись. Рисование на тему «Букет» 1

2. Пальцевая живопись. Лилия. 1

3. Рисование ладошкой «Осенний пейзаж» 1

4. Рисование отпечатками пальцев «Веселый человечек» 1

5. Печатание. Оттиск поролоном «Домик. Наше село» 1

6. Оттиск губкой и поролоном «Осенний лес» 1

7. Рисование точками. «Ваза с ягодами» 1

8. Рисование точками «Утро» 1

9. Монотипия. Симметричный рисунок 1

10. Набрызг. «Звездное небо» 1

11. Смешанное рисование восковыми мелками и акварелью «Петушок» 1

12. Смешанное рисование восковыми мелками и акварелью. Рисование русского народного костюма. 1

13. Освоение смешанной техники

«Процарапывания» и работы с воском 1

14. Граттаж. Зима 1

15. Кляксография 1

16. Кляксография трубочкой. Пейзаж 1

17. Кляксография трубочкой. Подводный мир 1

18. Кляксография трубочкой. Морозные узоры 1

19. Рисование ладошкой «Веселые гномики» 1

20. Техника рисования «пуантилизм».Рисование на тему «Пингвины на льдине» 1

21. Техника рисования «пуантилизм».Рисование на тему «Подарок для папы» 1

22. Техника рисования «свеча + акварель»Рисование на тему» Цветы для любимой мамы» 1

23-24 В гостях у сказки. Образы любимых героев. 2

25. Рисование «по – сырому».Пейзаж 1

26. Многослойная живопись. Рисование на тему

«В космосе»

27-28 Техника «рваная бумага».Рисование цветов 2

29. Техника «рваная бумага».Рисование на тему

«Деревья в лесу» 1

30. Отпечаток. Рисование цветов 1

31. Рисование ватными палочками. «На поляне весной» 1

32. Рисование ватными палочками. «Веселые зверята» 1

33. Смешанные техники (техника «по –сырому».,кляксография) 1

34. Рисование ладошкой и пальцами. Рисование на тему «Скоро лето» 1

2 год обучения

1. Мраморные краски. Волшебный цветок. 1

2. Аппликация с дорисовыванием На что похоже? (многоугольники) 1

3 Аппликация с дорисовыванием На что похоже? (круги) 1

4. Рисование пастельными мелками. Зимняя ночь. 1

5. Рисование пастельными мелками. Котик 1

6. Граттаж Лесной натюрморт (грибы и ягоды). 1

7. Граттаж Космос. 1

9. Ниткография. Загадки. 1

10. Ниткография. Натюрморт 1

11. Ниткография. Медвежонок 1

12. Печатание. Улица (групповая работа) 1

13. Печатание. Наша школа 1

14. Рисование по мокрой бумаге. Закат на море 1

15. Рисование по мокрой бумаге. Одуванчики 1

16. Рисование по мокрой бумаге. Ирисы 1

17. Рисование свечой Тюльпаны. 1

18. Рисование свечой. Букет роз 1

19. Рисование тычком. Животные нашего края. 1

20. Рисование с помощью соли. Рисование леса 1

21. Техника «по- сырому» Рисование берез 1

22. Рисование восковыми мелками. Краски весны 1

23. Рисование ниточками. «Чудо из чудес» 1

24. Декоративное рисование. Прорезная аппликация. Пасхальный сувенир 1

25. Поролоновые рисунки. Рисование поролоном. 1

26. Пластилиновые картинки. Этюд «Мухомор» 1

27. Пластилиновые картинки. Алые паруса 1

28. Техника «Рисование ребром картона»

«Аквариум» 1

29. Знакомство с портретным жанром. Смешанные техники. Портрет друга. 1

30. Знакомство с портретным жанром. Смешанные техники. Портрет друга 1

31. Техника «рисование мыльной пеной».

» Салют» 1

32. Жанр портрета. «Моя семья» 1

33-34 Обобщающее занятие. Творческая работа по замыслу детей (смешанные техники) 2

Контроль и оценка планируемых результатов.

В конце каждого занятия организуется выставка рисунков. Это дает возможность удовлетворить потребность каждого ребенка в признании успешных результатов, что, в свою очередь, способствует возникновению положительной мотивации к творчеству. Такая работа позволяет каждому ребенку осмыслить результат своей деятельности, сравнить с работами других, задуматься над тем, что у него получилось и что не получилось. Таким образом, создаются условия для выработки оценки и самооценки ребёнка.

Результаты работы по внеурочной деятельности будут представлены в слайдовой презентации.

По мере прохождения программы материал презентации будет пополняться. И в конце учебного года дети будут иметь возможность полностью просмотреть результаты своей деятельности.

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

- названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;

- применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;

- основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);

- название материалов и инструментов и их назначение;

- правила безопасности и личной гигиены.

Обучающиеся должны уметь:

- правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);

- определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;

получать простые оттенки (от основного к более светлому);

- рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);

- рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);

- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

Литература, использованная учителем:

1. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», М. 2007 г.

2. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество», М. Мозаика-Синтез, 2005 г.

3. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Каро, 2007 г.

4. Ресурсы сети Интернет.

Публикации по теме:

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром «Волшебные краски» по сказке В. Г. Сутеева «Петух и краски» Государственное автономное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа с углубленным изучением отдельных предметов «ШИК 16». Дошкольное.

Программа по формированию мотивации к ЗОЖ у младших школьников во внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров» Программа внеурочной деятельности по формированию мотивации к ЗОЖ у младших школьников во внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров»[/b].

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 6–7 класса «Математический калейдоскоп» Содержание I. Пояснительная записка….2-3 II. Общая характеристика курса внеурочной деятельности…3 III. Описание места.

Программа внеурочной деятельности кружка «Природа и фантазия» Рабочая программа кружка»Природа и фантазия» Пояснительная записка Программа «Природа и фантазия» направлена на развитие творческих навыков,.

Программа внеурочной деятельности по курсу «Формирование здорового образа жизни у детей» «Школа докторов здоровья» Пояснительная записка Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура добрососедства» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-лицей №17» муниципального образования городской округ Симферополь Республики.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Планета Психологии» для 5 класса 1. Введение Рабочая программа внеурочной работы психологического развития школьников «Планета психологии» для 5 класса, составлена на основе.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука пешехода» в 1 классе Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления «Азбука пешехода» для 1 класса.

Библиотека изображений:
  • Рисование
  • Сюжетные картинки
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Программа по внеурочной деятельности «Волшебные краски» для 1–4 классов
Опубликовано: 12 января 2018 в 09:59
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Где же синий-синий цвет? Как же нам найти ответ?» Фотоотчет о «синей» неделе
Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья. Мы с малышами продолжаем знакомиться с летним разноцветием. Где же можно найти синий цвет в окружающей...
Методический материал для работы с одарёнными детьми по речевому развитию в...
Методический материал для работы с одарёнными детьми по речевому развитию в подготовительной к школе группе Разработала: Мл. воспитатель, студентка...
Занятие «Помогаем Каю» (для детей старшего дошкольного возраста)
Занятие «Помогаем Каю» ( для детей старшего дошкольного возраста) Задачи: - активизировать социально-эмоциональный опыт детей путем расширения их...
Картотека «Расскажи стихи руками»
Картотека речевых упражнений без музыкального сопровождения. Составитель Баландина Н. М. КОТЕНОК ШАЛУН. Котенок мамочку зовет: — Мяу-мяу, мяу-мяу. Он...
Краткосрочный проект «Нет женщины прекраснее на свете, чем женщина с ребенком на...
Краткосрочный проект «Нет женщины прекраснее на свете, чем женщина с ребенком на руках» ко «Дню Семьи, любви и верности» с детьми второй младшей группы...