Папки-передвижки

Программа постинтернатного сопровождения выпускников «Шаг за шагом»

Лариса Малахова
Программа постинтернатного сопровождения выпускников «Шаг за шагом»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ (ОБЛАСТНОЕ) СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА № 3

Утверждена на заседании

Попечительского совета

Протокол № 1 от 21.01.2011

Программа постинтернатного

сопровождения выпускников

«ШАГ ЗА ШАГОМ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основанием для разработки программы «Шаг за шагом» послужила следующая нормативная база:

Публикация «Программа постинтернатного сопровождения выпускников „Шаг за шагом“» размещена в разделах

Послание Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному собранию РФ от 30 .11.2010 г.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 года № 223-ФЗ Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 года № 51-ФЗ

Федеральный закон от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Федеральный закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Федеральный закон от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Федеральный закон от 24.04.2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

Федеральный закон от 10.12.1995 г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход. Детям - сиротам и выпускникам школы-интерната приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Причем наибольшие трудности в адаптации к новым условиям жизни испытывают молодые люди с ограниченными возможностями здоровья. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг.

Покидая школу-интернат, эти юноши и девушки, по сути, совсем ещё дети, оказываются неготовыми к жизни и у них начинаются проблемы:

• ведут иждивенческий образ жизни;

• страдают от алкогольной зависимости;

• совершают правонарушения, оказываются вовлеченными в преступную деятельность.

Это происходит из-за того, что большинство выпускников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, коррекционных школ-интернатов VIII вида оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Поэтому необходимо, хотя бы, первое время после выхода из школы-интерната оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.

Программа рассчитана на 3 года, на весь адаптационный период выпускников детского дома. К программе «Шаг за шагом» прилагаются индивидуальные программы адаптации выпускников, на основе которых составляется индивидуальный план сопровождения выпускника.

Программа постинтернатной адаптации выпускников детского дома строится на основе пяти разделов:

• Социально-педагогическая диагностика

• Социально-психологическое консультирование

• Социально-профилактическая работа

• Социальное воспитание

• Защита прав и интересов выпускников

Цель программы

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и сопровождение выпускников в постинтернатный период.

Задачи программы :

Создание у детей определенного запаса жизненных умений и навыков, а также правовых знаний.

Формирование умений, позволяющих самостоятельно реализовать свои планы.

Установление с выпускниками эмоционально – смысловых связей, направленных на повышение уровня самостоятельности.

Формирование адекватного понимания своих перспектив профессионального и личностного роста.

Анализ жизнедеятельности выпускника, оказание практической помощи в его социализации.

Программа «Шаг за шагом» направлена на обучающихся, воспитанников 10-11 классов и выпускников школы-интерната VIII вида. Количественный состав – 15 человек. Из них человек относятся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Работа по данной программе осуществляется в два этапа:

1 этап - подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в стенах школы-интерната. Работа начинается не менее чем за 2 года до выпуска.

2 этап - непосредственное сопровождение выпускника в постинтернатный период.

Основные мероприятия на этапах сопровождения выпускника

1. Социально-педагогическая диагностика.

Содержание деятельности:

• диагностика у выпускника потребностей в дальнейшем уходе и попечении, возникших в связи с нарушением его социализации;

• диагностика социальной ситуации (наличие условий, способствующих адаптации, - образования, работы, возможности проведения досуга и пр., необходимых для адаптации в новых условиях самостоятельного проживания);

• изучение уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил);

• диагностика отклонений в социальном поведении и причин, их вызывающих;

• изучение особенностей социальной адаптации воспитанников для определения, требующих развития и специального формирования социально необходимых навыков, в том числе навыков межличностного взаимодействия;

• диагностика развитости "социальной сети" выпускника.

2. Социально-педагогическое консультирование.

Индивидуальное консультирование - оказание помощи в затруднительных ситуациях, работа по планированию и организации жизнедеятельности, по развитию необходимых знаний, умений, навыков, связанных с интеграцией в общество.

Содержание деятельности:

• оказание помощи в затруднительных ситуациях;

• совместно с выпускником составление индивидуальных программ сопровождения;

• оказание помощи в профессиональном определении, трудоустройстве.

3. Социально-профилактическая работа.

Содержание деятельности:

• консультации с другими специалистами по вопросам создания условий, благоприятно влияющих на развитие способности выпускника к адаптации;

• работа совместно с выпускником и его окружением (с привлечением других специалистов) над созданием новой "социальной сети", если таковая отсутствует;

• оптимизация взаимодействия выпускников с окружением;

• социально-правовое просвещение выпускников;

• профилактика возникновения вредных привычек (алкоголизм, наркомания и т. д.);

• профилактика межличностных конфликтов.

4. Социальное воспитание

Содержание деятельности:

• работа по коррекции и развитию социальной компетентности, житейских умений и навыков (групповая и индивидуальная формы);

• коррекция различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия и т. д.);

• коррекция проблем, связанных с вредными привычками (алкоголизм, наркомания и т. д.);

• коррекция проблем, связанных с межличностными конфликтами;

5. Защита прав и интересов выпускников

Содержание деятельности:

• решение вопросов, связанных с наличием документов, необходимых для жизнеустройства;

• помощь в вопросах, связанных с защитой прав и интересов;

• представительство в правозащитных и административных органах;

• оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве;

• оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве.

Мероприятия на этапах постинтернатного сопровождения

Этапы Содержание работы, мероприятия Ответственный специалист, должность

1. Подготовительный Сбор информации о выпускнике, ведение базы данных.

Ответственный специалист за ведение базы данных о выпускниках, социальный педагог

Составление индивидуального плана выпускника Социальный педагог, психолог

Составление индивидуальной программы сопровождения выпускника Психолог,

социальный педагог,

классный руководитель

Определение места жительства выпускника Социальный педагог

Решение трудоустройства выпускника Социальный педагог

Оказание помощи в получении паспорта выпускникам, не имеющим прописки (жилплощади) Социальный педагог, классный руководитель

2. Адаптация Решение жилищного вопроса:

1 Первоочерёдное предоставление жилплощади в общежитии.

2. Обеспечение бронирования койко-мест в муниципальных общежитиях (социальной гостинице)

3 Получение жилья.

4. Оформление сертификатов на приобретение жилья.

5. Оказание помощи в оплате жилья и коммунальных услуг. Органы опеки и попечительства,

Главы администраций

Социальный педагог

Трудоустройство:

1. Работа по квотированию рабочих мест для выпускников.

2. Профессиональное консультирование и обучение выпускников.

3. Предоставление льгот выпускникам, впервые ищущим работу.

4. Изучение возможностей и создание условий для продолжения образования (получение второго начального профессионального).

5. Реализация мероприятий по профориентации и трудовой занятости выпускников. Социальный педагог, специалист центра занятости населения, специалист органа опеки и попечительства, администрация образовательных учреждений,

педагог-психолог

3. Постинтернатное сопровождение Медико-социальная и психологическая помощь:

1. Оказание индивидуальной и групповой психологической помощи выпускникам.

2. Взаимодействие с медико-социальной комиссией по вопросам подтверждения (снятия) с отдельных выпускников диагнозов.

3. Выявление молодых семей и матерей одиночек из числа выпускников, находящихся в социально опасном положении или попавшим в трудную жизненную ситуацию.

4. Оказание помощи выпускникам, находящимся в социально опасном положении или попавшим в трудную жизненную ситуацию.

5. Оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи выпускникам, молодым семьям, матерям одиночкам из числа выпускников.

6. Участие в социальных мероприятиях, направленных на проблемы постинтернатной адаптации выпускников. Специалисты учреждений здравоохранения,

социальный педагог,

педагог-психолог.

Юридическая помощь выпускникам Социальный педагог, юрист

Помощь в организации досуга и отдыха:

1. Привлечение выпускников в молодежные клубы, общественные организации.

2. Организация молодежных активов.

3. Организация и проведение досуга с привлечение выпускников. Социальный педагог,

педагог дополнительного образования

Мероприятия программы «Шаг за шагом» не предполагают целевого дополнительного финансирования и реализуются в рамках финансирования образовательного учреждения на текущий год.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

1. Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе:

• сформированное представление о смысле жизни,

• стремление к благополучию, созданию семьи,

• самостоятельность,

• комфортность жилья,

• правильная самооценка,

• умение общаться и брать на себя ответственность.

2. Профессиональная самореализация выпускников школы-интерната.

3. Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования.

4. Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.

Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации программы

Для оценки эффективности программы «Шаг за шагом» и проведения мониторинга по трудоустройству и адаптации выпускников разработан ряд критериев.

Успешность выпускника интернатных учреждений можно разделить на три уровня:

- успешный,

- недостаточно успешный,

- неуспешный.

Эти уровни определяются исходя из внешних и внутренних критериев адаптации выпускников интернатного учреждения.

Внешние критерии Показатели Результаты

1. Работа Устроился самостоятельно; Работает

Устроился с помощью

Устроился через биржу

Стоит на бирже

Не хочет работать

2. Проживание Живет сам Жилье в норме

Живет на закрепленной площади Жилье не в норме

Живет у друзей Жилье сдает

Живет, где придется Не платит

Живет в общежитии Жилье в норме (временно)

3. Свободное время Культурно проводит;

Проводит в клубе Развивает себя

Проводит с друзьями Неформальная группа

Проводит с родственниками Сохранение и поддержание связей

У себя или друга На квартире

Гуляет сам Случайные знакомые

У телевизора, компьютера

Занимается в соответствии со своими интересами

4. Семейная жизнь Женился (замужем) офиц. Семья нормальная

Гражданский брак Семья нормальная; Проблемы в семье

Есть ребенок Нормальный образ жизни

Не женился (не замужем) Нормальный образ жизни;

Частая смена партнеров;

Есть ребенок

5. Экономическое состояние Содержит себя сам Умеет распределять доходы,

Не умеет распределять доходы

Денег не хватает Умеет распределять доходы,

Не умеет распределять доходы

Нуждается в деньгах, подрабатывает Ищет возможности заработать;

просит денег;

ворует;

одалживает,

берет в долг

6. Адаптация в обществе Адаптировался

Не адаптировался

Самостоятелен и рассчитывает только на себя Не поддерживает связи с бывшим учреждением (не обращается регулярно за помощью)

Сам не может жить, но справляется с ситуацией Помогает другим;

Живет с друзьями;

Есть значимые лица; заботится о родственниках;

Служит в обществе

Попал в тюрьму; бродяжничает;

Сомнительная компания

Внутренние критерии Показатели Результаты

1. Личностные Чувствует себя таким как все Уверен в себе и своих силах

Чувствует отличия Постоянно ищет помощи

Комплекс жертвы Ходит по инстанциям

Комплекс неполноценности Социальный патронат

Не чувствует себя таким как все Неуверенность в себе; Страх перед будущим; Одиночество; Отчужденность; Желание находиться среди людей постоянно; Ищет для себя учреждение; Ищет клуб; Ищет возможности развития

2. Активность Активен в обществе Принимает участие в выборах;

Помогает другим детям;

Помогает другим людям;

Помогает детскому дому, приюту, интернату

Пассивен

Активен асоциально Неформальные группы; хулиганство; драки

3. Повышение образования и карьера Получает вторую профессию Постоянная работа

Начальное образование Тратит деньги на образование

Повышает квалификацию Постоянно учится

4. Смысл жизни и ценности Имеет мечту, может ее сформулировать и понимает, что надо делать Стремится реализоваться

Только мечтает Ничего не делает

Есть цель жизни Стремиться достигать

Есть положительные ценности Стремиться создать для него все, что может

Отсутствует мечта, долгосрочные жизненные планы Не знает к чему стремиться, ищет занятия; постоянный поиск друзей; ищет помощи в обществе; ищет помощь у родственников; ищет помощь в организациях

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста своими руками «Шаг за шагом»Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста своими руками «Шаг за шагом» В жизни старшего дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игры для него – основной вид деятельности, форма организации жизни.

Индивидуальная программа «Программа сопровождения ребенка-инвалида с ОВЗ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Детский сад комбинированного вида №83 «Звездочка».

Программа дистанционного обучения детей с ОВЗ «Шаг навстречу» МУНИЦИПАТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ___«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙРАБОТЫ»___ 155800 Ивановская.

Программа индивидуального сопровождения ребенка инвалида по зрению Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Детский сад» Согласовано: Председатель ПМПк БДОУ г. Омска «Детский сад.

Программа индивидуального сопровождения ребёнка с ОВЗ Пояснительная записка Коррекционное–развивающая работа воспитателя направлена на устранение недостатков психического развития детей с ограниченными.

Программа индивидуального сопровождения учителя-логопеда как часть АОП для ребёнка с ОНР Срок реализации программы - 2016 -17 учебный год. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Принятие новых федеральных образовательных стандартов дошкольного.

Рабочая программа психологического сопровождения личности дошкольника ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Создание рабочей программы психологического сопровождения личности дошкольника разработана в соответствии с ООП ДО.

Программа методического сопровождения молодых (начинающих) специалистов Содержание Целевой раздел Пояснительная записка Актуальность темы Цели и задачи программы.

Рабочая программа сопровождения по коррекции поведения гиперактивного ребёнка в подготовительной группе В группе имеется ребёнок с гирерактивностью (медицинское подтверждение). Психологическая характеристика ребенка Мальчик требует к себе повышенного.

Развлечение по ПДД «Шаг за шагом идем к новым знаниям!»Развлечение по ПДД «Шаг за шагом идем к новым знаниям!» С 2015 года я являюсь руководителем кружка по правилам дорожного движения"Светофорик".11 ноября в музыкальном зале нашего детского сада".

Автор публикации:
Программа постинтернатного сопровождения выпускников «Шаг за шагом»
Опубликовано: 26 февраля 2018 в 12:59
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД