Лучший педагог года

Программа тренинга по профилактике психоэмоционального напряжения педагогов

Евгения Дашкина
Программа тренинга по профилактике психоэмоционального напряжения педагогов

«Способы регуляции эмоционального напряжения в стрессовых ситуациях"

Современные условия жизни, плохая экология, изменчивость требований, внедрение новых Федеральных государственных стандартов, темп и ритм профессиональной педагогической деятельности, огромное количество информации выражается в усталости как физической, так и эмоциональной, что не лучшим образом складывается на здоровье педагога. Все чаще приходится сталкиваться с проявлением психологического дискомфорта, последствия которого крайне негативно сказываются на здоровье. Это различные фобии, страхи, тревожность, повышенная агрессивность, переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда человек, получивший психологический стресс, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения). Находясь в состоянии психологического дискомфорта, педагоги испытывают эмоциональное напряжение, что в свою очередь, приводит к развитию стресса. В связи с этим полезно научить педагогов снимать повышенное психоэмоциональное напряжение, т. е. научить регулировать (восстанавливать) нормальное эмоциональное состояние. Итак, тренинг направлен на сохранение и укрепление психического здоровья педагогов. Если стресса не избежать, то можно избежать его деструктивных последствий и сберечь свое здоровье.

Публикация «Программа тренинга по профилактике психоэмоционального напряжения педагогов» размещена в разделах

Цель тренинга – снижение эмоционального напряжения, обучение способам релаксации.

Для достижения данной цели, в ходе тренинга должны быть решены следующие задачи:

• Сформировать представление о теоретических основах стресса и стрессового состояния;

• Научить определять (осознавать) состояние эмоционального напряжения (стресса);

• Освоить элементы техники релаксации, саморегуляции и способы восстановления работоспособности.

В тренинге участники :

проясняют свои личные особенности восприятия, эмоционального реагирования и оценки событий в ситуациях различной интенсивности раздражающего фактора;

получают необходимую теоретическую информацию (стресс, стрессовые ситуации, этапы стресса, виды стресса, влияние стресса на здоровье);

знакомятся с техниками работы с телом в условиях стресса (техники релаксации) и дыхательными техниками;

учатся выстраивать свое личное пространство в общении с людьми.

Структура программы тренинга.

1. Организационный блок. Приветствие. Знакомство с целями и задачами тренинга, определение ожиданий каждого педагога. Самооценка - самодиагностика своего стрессового состояния. Позволяет понять свой собственный уровень стресса на сегодняшний день или момент времени. Осознать что для него стресс, прочувствовать на себе и понять что для него отсутствие стресса (0 градусов, то есть полное отсутствие напряжения и какие ощущения или ситуация возникают на 100 градусах по шкале стресса характеризующее максимальное напряжение. Т. е. что бы понять, где ты сейчас нужно (окунуться) побывать на разных полюсах. Цель: проанализировать эффект упражнения.

1. Информационный блок. Позволяет рассмотреть основные теории стресса и стрессовых ситуаций, факторах возникновения психологического и профессионального стресса механизмах регуляции, путей и способов профилактики развития стресса и о способах снижения эмоционального напряжения. Цель: сформировать представление о теоретических основах стресса.

2. Практическая блок. Предполагает отработку навыков регуляции при помощи здоровьесберегающих технологий, а именно дыхательное упражнение «Шивасана» которое помогает нормализовать дыхательную функцию работы организма, расслабляющее упражнение «Белое облако» способствует расслаблению и освобождению от негативных мыслей, следом идет упражнение «Звуковая гимнастика» с целью укрепления духа и тела и в заключение, видео аффермация «Позитивный настрой» которая помогает настроиться на положительные перемены в жизни. Цель: проанализировать влияние на самочувствие дыхательных упражнений и расслабляющих техник.

Заключительный блок. Рефлексия.

Проанализировать эффект тренинга в целом.

Конспект тренинга «Способы регуляции эмоционального напряжения в стрессовых ситуациях».

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Я рада приветствовать вас на сегодняшней встрече посвящен- ной празднованию Всемирного дня психического здоровья. Мы собрались с вами, чтобы познакомиться более подробно с темой стресса, о влияние стрессовых факторов на работу организма, о его отрицательных последствиях, а так же о положительном влиянии стрессовых ситуаций на эффективность и качество профессиональной жизнедеятельности.

Итак, предлагаю каждому по кругу высказать свое отношение в обсуждаемом вопросе, о том что для вас стресс, по каким признакам вы понимаете что эта ситуация является стрессовой, как вы для себя определяете в каком состоянии вы сейчас, а так же поделитесь своими ожиданиями от сегодняшней встречи. Спасибо!

А теперь предлагаю всем принять участие в упражнении «Шкала стресса».

Цель: данное упражнение позволяет понять свой собственный уровень стресса на сегодняшний день или момент времени. Осознать что для вас стресс. Т. е. прочувствовать на себе и понять что для вас 0 градусах, то есть полное отсутствие напряжения и какие ощущения возникают на 100 градусах максимальное напряжение. Т. е. что бы понять, где вы сейчас нужно (окунуться) побывать и там и там.

Инструкция. Представьте себе, что вы стоите на шкале СТРЕССА от 0 градусов да 100 градусов (определяем и обозначаем границы шкалы, попробуйте, походив по ней определить для себя здесь и сейчас основываясь на своих внутренних ощущениях, на каком проценте из 100 находитесь вы. Побродите по шкале, делая остановки на 0 и на 100 градусах. Запомните свои ощущения как на 0 градусах, так и на 100. И еще раз проверьте себя, какой градус ваш на сегодняшний момент времени и встаньте на него.

После упражнения каждый участник высказывается о том, как ему было находиться на шкале стресса, на каком градусе он себя определил, с чем связан данный выбор и вообще в целом о своих впечатлениях.

Конспект лекции. "Теоретические основы стресса"

Стресс (от англ. stress – «давление», «напряжение») – это эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия, сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.

Различают два вида стресса:

Эустресс – служащий целям сохранения и поддержания жизни.

Дистресс – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах.

Стресс влияет на физиологическую систему организма. Прежде всего, на дыхание, работу мышц, следовательно, и на весь организм в целом.

Эмоциональный стресс - эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к благоприятным воздействиям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается быстрее других, активизируя вегетативную нервную систему и ее эндокринное обеспечение. При длительном или многократном стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма - разлаживается.

Психологический стресс - это стресс, обусловленный социальными факторами.

Существуют стадии стресса:

Стадия ТРЕВОГИ. В этот момент происходит мобилизация защитных сил организма. У человека учащается дыхание и пульс, поднимается кровяное давление. В психическом плане увеличивается напряжение. Человек начинает терять самоконтроль. Утрачивается способность сознательно и разумно контролировать свое поведение. Включаются защитные механизмы от стресса. Если человеку удалось справиться со стрессом на этой стадии то постепенно тревога утихает, а если не удалось то наступает следующая стадия стресса. Стадия СОПРОТИВЛЕНИЯ. На этой стадии организм включает свой резервный запас сил. Так вот если человек становиться чрезмерно активным у него повышается эффективность деятельности, происходит резкое снижение деятельности, теряется ее эффективность, появляется пассивность и общее торможение. Стадия ИСТОЩЕНИЯ. Наступает при условии очень длительного воздействия фактора стресса. На этой стадии напряжения резервные силы организма исчерпываются, истощаются. Такая ситуация может привести к болезни или к ухудшению общего состояния организма.

А теперь давайте по рассуждаем, каковы же симптомы стрессового состояния: - рассеянность, - повышенная возбудимость, -постоянная усталость, -потеря чувства юмора, -ухудшение аппетита, -возможны психосоматические симптомы боли в области головы, спины, желудка и т. п.

Практическая часть программы тренинга.

"Отработка способов регуляции эмоционального напряжения"

Представляю вам принять участие в отработке навыков регуляции эмоционального напряжения.

1. Упражнение «Шивасана».

2. Упражнение на расслабление «Белое облако» (звучит тихая музыка.)

3. Упражнение «Звуковая гимнастика»

4. Просмотр видео-аффермации «Позитивный настрой».

Рефлексивная часть программы тренинга.

Уважаемые коллеги, прошу вас поделиться своими впечатлениями о тренинге, ответив на вопросы рефлексии.

1. Что понравилось?

2. Было наиболее эффективным для меня сегодня. ?

3. Что осталось не понятным?

4. Мне не понравилось?

5. Ваши пожелания___

Список литературы.

1. Ф. Е. Василюк, Психология переживания : анализ преодоления критических ситуаций. - М. : Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.

2. Л. А. Китаев-Смык, Психология стресса / Ин-т психологии АН СССР. - М. : Наука, 1983. - 368 с

3. В. Л. Марищук, Евдокимов В. И., Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб., 2001.

4. Б. Д. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия – СПб., 1998.

5. Е. С. Жариков, Психологические средства стрессоустойчивости. – М., 1990.

Публикации по теме:

Консультация с элементами тренинга для родителей «Профилактика психоэмоционального напряжения дошкольников» Консультация с элементами тренинга «Профилактика и коррекция психоэмоционального напряжения дошкольников» Цель: формирование психолого.

Обучающее занятие с элементами тренинга с педагогами для снятия психоэмоционального напряжения Цель: обучение практическим приемам снятия психоэмоционального напряжения в периоды интенсивной трудовой деятельности. Введение. О необходимости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа тренинга по профилактике психоэмоционального напряжения педагогов
Опубликовано: 22 мая 2015 в 20:13
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД