Консультация с элементами тренинга для родителей «Профилактика психоэмоционального напряжения дошкольников»

Татьяна Брюханова
Консультация с элементами тренинга для родителей «Профилактика психоэмоционального напряжения дошкольников»

Консультация с элементами тренинга

«Профилактика и коррекция психоэмоционального напряжения дошкольников»

Цель: формирование психолого - педагогических знаний родителей по проблеме психоэмоционального напряжения дошкольников

Уважаемые родители, сегодняшняя встреча поможет вам узнать, что такое психоэмоциональное напряжение, его признаки и причины. Безусловно, каждый родитель мечтает видеть своего ребенка здоровым и счастливым. Информация, которая сегодня будет вами получена, поможет вам выяснить, здоров ли ваш ребенок психически, благополучно ли развивается, как не допустить между вами недопонимания, злости, болезни. Давайте разберем понятие психоэмоционального напряжения

Напряжение- психическое состояние ожидания неблагоприятных событий, которое сопровождается страхом, тревогой.

Напряжение бывает как позитивным, так и негативным. Давайте подумаем, когда оно может быть «во благо?» (мобилизация сил перед соревнованиями, выступлениями). Негативное напряжение - ожидание неблагоприятных событий, которое вызывает состояние постоянного, полного дискомфорта. Если напряжение негативно, постоянно, то возникает стресс- это ответ организма на экстремальную нагрузку, которую испытывает организм.

Каким же бывает стресс?

• Физиологическим – это ожоги, травмы, болезни.

Психологическим, которое подразделяется на 2 вида:

-Эмоциональный

-Информационный (при информационных перегрузках)

Мы с вами будем говорить об эмоциональном стрессе. Это процесс постепенной утраты эмоциональной, умственной и физической энергии, который проявляется в…Уважаемые мамы и папы, давайте попробуем определить симптомы психоэмоционального стресса. Как мы поймем, что ребенок нездоров?

Плохой сон (с трудом засыпает и беспокойно спит)

Усталость ребенка от той нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.

Беспричинная обидчивость и/или агрессивность

Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе. Ребенок в таком состоянии ищет одобрения и поддержки взрослых, часто жмется к ним.

Кривляние, упрямство, трудности в соблюдении дисциплины

Стремление к одиночеству

Стойкая потеря аппетита

Постоянное жевание, сосание, которое раньше не наблюдалось

Дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, ночное и/или дневное недержание мочи, игра с половыми органами

Причинами психоэмоционального стресса являются следующие:

Необходимость разлучаться с близкими людьми

Перемены в привычном образе жизни (переезд, новый график в работе родителей.)

Посещение врача

Телевизионные программы

Развод родителей

Это одна из самых распространенных причин. Мир малыша состоит из двух половинок – маминой и папиной, и, когда целое раскалывается, ребенок начинает испытывать самые настоящие физические страдания. У него наблюдаются головные боли, страшные сны.

Речевое насилие.

На доске вы видите ватман: «Словарь отрицательных оценок». Наша с вами задача – привести примеры отрицательных высказываний в адрес ребенка, которые вы когда либо слышали из уст ваших родителей, педагогов, знакомых. С помощью клеящего карандаша прикрепим листы к ватману (каждый родитель подходит к «Словарю»).

Упражнение «Детская обида». Давайте вспомним детство. У нас были разные педагоги: воспитатели в детском саду, учителя в школе, родители. По статистике, каждый ребенок так или иначе подвергался речевому насилию. Выполняем упражнение «Детская обида». Предлагаем вспомнить ваши случаи детских обид, ситуации, в которых они возникли. На листах вы видите три графы: «детская обида», «мои чувства в тот момент», «последствия». Заполните их по желанию. Также, если кто-то захочет, может зачитать.

Комментарий: Исследования показывают, что у людей, подвергшихся речевому насилию, в 1,5 раза наблюдаются симптомы депрессии, тревожности, в течение жизни эти люди в 2 раза чаще страдают от аффективных расстройств. Со временем дети, часто слышащие негативные высказывания со стороны родителей, начинают верить в них и впоследствии используют их как объяснения своим неудачам. Выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. Но хуже всего то, что жестокость воспроизводит жестокость. Об этом говорит увеличение числа подростковых преступлений.

Отрицательные эмоции накапливаются и начинают призывать к действиям. Если действий не происходит, то химические вещества накапливаются в мышцах и вызывают зажимы. Они затрудняют прохождение сигналов от мозга к органам тела и обратно. Страдает процесс обучения, у ребенка могут возникать соматические заболевания. Кроме того, вырабатывается избыточное количество кортизола – вещества, которое затрудняет восприятие информации и запоминание.

Что делать? Психолог Юлия Гиппенрейтер описала в своей замечательной книге «Общаться с ребенком. Как?» интересный способ общения.

Упражнение «Я-сообщение».

Вы видите таблицу на своих рабочих листах:

«Я-сообщение и ты-сообщение»

Ты-сообщение:

Ну что у тебя за вид! Чучело!

Я-сообщение: Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей.

Ты-сообщение:

Перестань тут ползать, ты мне мешаешь!

Я-сообщение:Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто то ползает, и я все время спотыкаюсь.

Ты-сообщение:

Что ты за дикарь, сколько раз повторять, нельзя так носится по дому!

Я - сообщение: ?

Таким образом, мы сообщаем ребенку о своих чувствах с помощью «Я-сообщения», не оскорбляя его личность. Попробуйте сформулировать «Я- сообщение» в последней графе справа.

Формулировать такие сообщения не всегда просто. Непросто отказаться от усвоенных ранее приемов воспитания, которые вошли в нас с молоком. Негативное поведение детей порой раздражает и иногда вызывает гнев. Мы высказываем угрозы. В этом мы схожи с детьми, которые, получая психоэмоциональный стресс, начинают избавляться от него либо с помощью зажимов, либо при помощи агрессии. Получается замкнутый круг. Негативные чувства «живут на загривке». Поэтому важно расслаблять плечи и все тело. Мы избавляемся от негативных эмоций и стимулируем мышечную активность. Выполним одно из упражнений.

Упражнение «Холодно-жарко»: представим, что мы играем на солнечной полянке. Расправим плечи: вам жарко. Вдруг подул холодный северный ветер. Вы замерзли, сильно напрягли плечи, обхватили себя руками: греетесь. Ветер прекратился. Вот вам вновь жарко. Расслабьте плечи.

Обратная связь:

Упражнение «Письмо для взрослых» от ребенка, испытывающего психоэмоциональный стресс. Выполняется в парах, лучшее письмо выбирается для стенда.

Публикации по теме:

Игра «Солнечный лучик». Дети садятся на корточки и закрывают глаза. Воспитатель; - Мы играли, играли и немного устали. Присели отдохнуть и задремали. Но вот солнечный.

Психологические игры-тренинги для детей По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: - оптимальный двигательный режим; - рациональное.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Наша армия
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Консультация с элементами тренинга для родителей «Профилактика психоэмоционального напряжения дошкольников»
Опубликовано: 8 февраля 2013 в 15:14
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...