Получи документы

Программа «Юный краевед»

Елена Дракина
Программа «Юный краевед»

Проект

«Юный краевед»

«Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…»

Разработала:

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад Дружинский»

Дракина Елена Анатольевна

Пояснительная записка

Для каждого человека понятие Отечество неразрывно связано с родной природой, культурой, историей. Речка, хлебные поля и березовая роща, песни своей бабушки – все эти с детства знакомые картины сливаются в единый большой образ Родины. Беречь все это - значит беречь свою Отчизну. Воспитывать у подрастающего поколения гражданскую ответственность за судьбу родной природы, культуры, сохранение истории – одна из важных задач сегодняшнего дня. Поэтому в настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории, культуры, природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать.

Публикация «Программа „Юный краевед“» размещена в разделах

Необходимость развития интересов у детей в области краеведения связана и с социальным запросом общества: чем полнее, глубже и содержательнее будут знания воспитанников о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании уважения к традициям своего народа, любви к родной природе и земле.

Академик Д. С. Лихачев говорил «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

В. А Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия, через красоту родного края.

Современные педагоги считают, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Считается, что краеведческий подход в образовании дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для детей не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, с его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщатся к богатствам национальной и мировой культуры.

Краеведение – одно из важных средств патриотического воспитания. Воспитание дошкольников средствами краеведения – это целенаправленный, особым образом организованный процесс передачи общественно-ценного патриотического опыта старшего поколения младшему и формированию последнего собственного патриотического опыта.

Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста, необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли на которой родился и рос.

Поскольку у детей 5-6 лет еще нет достаточно сложившихся исторических представлений, не сформировалось логическое мышление, познание своей Родины необходимо начинать с родины малой, т. е. семьи, рода, родного города, села. Далее с возрастом будет расширяться круг представлений за счет новых знаний, а также пойдет углубление прежних представлений.

Цель программы – содействовать развитию интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе родного края, воспитанию патриотических чувств и любви к малой родине.

Задачи:

1. Воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и его истории; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц) ;

2. Приобщать к культуре традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие;

3. Культивировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам.

В основу программы положены следующие принципы:

- учет возрастных особенностей детей при отборе содержания и обучения;

- обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;

- уважение к личности каждого ребенка.

Формы краеведческих занятий с детьми – это заочные путешествия по родному краю, игры, беседы, праздники и т. д.

Методы краеведческой работы творческие, словесные, наглядные практические. Их разнообразие, правильный выбор, использование делает краеведческую работу более эффективной.

Средства краеведения необычайно богаты, так как включают в себя все виды знаний и деятельности человека. Это документы семей, альбомы, газеты, архивные и музейные документы и экспонаты, книги о природе, истории и культуре родного края. Это все объекты природы и социума, которые окружают ребенка, а, прежде всего – его семья, род, детский сад, школа, замечательные люди, общаясь с которыми можно чрезвычайно обогатить свою личность.

Ожидаемые результаты.

Знать:

• свою родословную, о профессиях своих родителей.

• правила поведения в природе;

• о культуре своего края.

• некоторые сведения из истории своего села, края;

• о достопримечательностях своего села, края.

• о традиционных праздниках русского народа;

• помнить о ветеранах Великой Отечественной войны, об инвалидах; оказывать им практическую помощь.

Уметь:

• приводить примеры полезных ископаемых Омского края,

• называть некоторые растения и животные Омского, занесенные в Красную книгу,

• уметь рассказывать о назначении объектов села, о достопримечательностях края,

• изготавливать народные куклы, составлять генеалогическое древо семьи

• уметь ориентироваться по карте.

Понимать:

• что надо выполнять правила экологически грамотного поведения в быту, в природе,

• что необходимо личное участие каждого в общем, деле охраны природы,

• что надо внимательно и доброжелательно относиться к сверстникам, уважать старших, любить свою Родину. Село Седельниково - часть Омского края, Омский край - часть России, Россия - одно из крупнейших государств мира. Это многонациональная страна, где все народы равны между собой.

• что надо уважительно относиться к культуре, обычаям русского народа. Седельниково - это наша малая Родина, которую надо беречь и любить.

• что надо поддерживать чистоту в доме, на улице, в крае в целом и беречь зеленые насаждения.

Содержание программы

Сентябрь

Тема «Мой дом моя крепость»

1. Кто Я? Что обозначают наши имена.

2. Моя семья. Родословная семьи.

3. Осенины

Беседа с детьми о происхождении имен. Заполнение ромашки «Кто Я?»

Рассматривание семейных фотографий. Составление генеалогического древа своей семьи.

Итоговое мероприятие

Праздник «Осенние посиделки»

Оформление альбома «Моя семья»

Октябрь

Тема «Моя малая родина»

1. С чего начинается Родина?

2. Путешествие в прошлое села.

3. Улицы моего села.

4. Покров – первое зазимье- (14 октября)

1. Беседа с детьми «Мы – русские

2. Рассказ о происхождении и названии села.

3. Развивающая игра «Пройди до указанного места». Творческие рассказы детей об улицах села.

4. Знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня.

Итоговое мероприятие

Оформление альбома «Омск»

Ноябрь

«Дружино – село трудовой славы»

1. Виртуальная экскурсия по организациям в нашем селе.

2. Беседа с детьми «Профессии наших предков»

3.«Кем я хочу быть, когда вырасту»

4. Спиридон – солнцеворот

1. Беседа с детьми о предприятиях, где работают их родители

2. Беседы, рассматривание альбома «Дело мастера боится»

3. Отражение впечатлений в деятельности детей.

4. Знакомство с обычаями проведения этого дня

Итоговое мероприятие

Оформление альбома «Дружино»

Декабрь

«Путешествие по карте»

1Дидактическая игра «Географическая матрешка».

2. Полезные ископаемые Омского края

3. Новый год на Руси. Русский Никола и Санта-Клаус.

1. Знакомство с географическими понятиями

2. Знакомство с природными ресурсами Омского края. Рассматривание физической карты.

3. Рассказ о праздновании Нового года на Руси.

Итоговое мероприятие

Новогодний утренник «Проказы Бабы – Яги»

Январь

«История вещей»

1. Деревенская утварь, орудия труда

2. Одежда наших бабушек.

3. Рождественский сочельник.

1. Рассматривание экспонатов музея народного быта

2. Знакомство с историей народного костюма, с его элементами.

3. Знакомство с традициями Рождественских праздников. Изготовление элементов к маскарадным костюмам.

Итоговое мероприятие

Сбор деревенской утвари.

Февраль

«Богатыри земли Дружинской»

1. Защитники Отечества.

2. Стретенье, готовимся к Масленице

1. Рассказ о мужественной борьбе русского народа в ВОВ, о ветеранах, тружениках тыла.

(пение и слушание песен военных лет, рассматривание фотографий родных, которые были на войне или служили в «горячих точках»).

2. Рассказ о Масленице, о том, как она празднуется на Руси. Разучивание закличек солнца на Сретение (15 февраля, масленичных приговоров, игр. Знакомство с приметами Сретенья. Чтение русской народной сказки «Как весна зиму поборола».

Итоговое мероприятие

«Наши папы – защитники»

Март

«Детский фольклор»

1 «Все цветы для Вас»

2. Сказка ложь, да в ней намек…

3. «Сороки» (Прилетите жаворонки, к нам)

1. Беседа об истории праздника

2. Викторина по сказкам

3. Знакомство с обычаями проведения этого дня

Итоговое мероприятие

Праздник «Все мамы хороши»

Апрель

«Игры наших предков»

1. Игрушки наших бабушек и дедушек.

2. Мастер-класс «Куклы своими руками»

1. Знакомство с народными игрушками

2. Изготовление тряпичных кукол. 3. Мероприятие с элементами игры

Итоговое мероприятие

Развлечение «Весёлые посиделки»

Май

«ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА»

1. Чтение стихов, рассказов о ВОВ

2. Музыкально – литературная композиция «Детство, опалённое войной»

1. чтение стихов, рассазов рассматривание иллюстраций в книгах, фотографий

2. Беседа об истории праздника

Итоговое мероприятие

Оформление альбома «Стихи военных лет»

Публикации по теме:

Программа по краеведению «Юный арзамасец» Программа «Юный арзамасец» в подготовительной группе. С детьми подготовительной группы в прошлом году мы работали по программе «Юный арзамасец».

Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию «Юный эколог» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно.

Фотоотчет «Юный армеец.»Фотоотчет «Юный армеец.» Каждый год перед праздником Днем защитника Отечества в нашем любимом городе Томске проходят спортивные соревнования среди дошкольных учреждений.

Книга Юный пожарный Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 6 «Юный пожарный» Воспитатель: Раупова Д. И. Городской округ.

Мастер-класс-изготовление объемного рисунка «Юный краевед»Мастер-класс-изготовление объемного рисунка «Юный краевед» Предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему: "Юный краевед", тему я выбрала исходя из того, что я веду кружок "Туризм и краеведение".

Проект «Юный метеоролог»Проект «Юный метеоролог» Тема проекта: «Юный метеоролог» Вид проекта: информационно – исследовательский. Продолжительность проекта: долгосрочный. Участники проекта:.

Проект «Юный олимпиец» Паспорт проекта «Юный олимпиец» МБДОУ ЦРР-д/с № 15 «Светлячок» Полное наименование проекта. «Юный олимпиец» Авторы проекта Примак Н. А,.

Программа дополнительного образования «Юный патриот земли макарьевской» (срок реализации: 3 года) Пояснительная записка. Одним из приоритетных направлений воспитательной системы современных образовательных организаций.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Юный Петербуржец Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Юный краевед»
Опубликовано: 12 апреля 2016 в 06:41
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД