МААМ-картинки

Программа «занимательная математика для детей от 3 до 4 лет»

Мария Зайцева
Программа «занимательная математика для детей от 3 до 4 лет»

Пояснительная записка

Научная теория:

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

Под математическим развитием дошкольников, как правило, понимают качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Анализ научных исследований (А. М. Леушина, Н. И. Непомнящая, А. А. Столяр и др., педагогического опыта убеждает в том, что рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей. (Рационально организованное — это своевременное, соответствующее возрасту и интересам детей обучение.)

Публикация «Программа „занимательная математика для детей от 3 до 4 лет“» размещена в разделах

Актуальность программы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляютспонтанный интерес к математическим категориям : количество, форма, время,пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах иситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуютформированию понятий. Изучение математики уже в дошкольном возрасте ведет к развитию логического мышления, ориентирует детей на понимание связей и отношенийФормирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста даёт не только непосредственный практический результат (навыки счёта, выполнение элементарных математических операций, но и широкий развивающий аспект. Рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей. Дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величине и форме предметов, учатся ориентироваться во времени и пространстве. Они овладевают счётом и измерениями линейных и объёмных объектов, с помощью условных и общепринятых мер, устанавливают количественные отношения между величинами, целым и частями.

Основная цель программы - формирование элементарных математических представлений у детей 3-6 лет, привить интерес к математике, развить математические способности ребёнка. Выявление особенностей математического развития детей 3-4 летв свете современных требований.

Исходя из основной цели, вытекают следующие задачи:

Развивающие: развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания, памяти.

Образовательные: приобретение детьми дошкольного возраста знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, как основы математического развития. Формирование навыков и умений в счёте, вычислениях, измерениях, моделировании.

Воспитательные: умение проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач, воспитание аккуратности и самостоятельности. Эти задачи решаются комплексно, на каждом занятии. Длительность занятия 15 - 20 минут. Все занятия проводятся в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических категорий. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Программный материал даётся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактический принцип развивающего обучения. Занятия проводятся фронтально, по группам и индивидуально. Развивающие задачи решаются с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Математическое развитие детей осуществляется по следующим разделам:

1. Ознакомление с числом и обучение счёту. 2. Величина. 3. Геометрические фигуры. 4. Ориентировка в пространстве. 5. Ориентировка во времени. 6. Логические задачи.

На занятиях используются словесный, наглядный, проблемно-поисковый методы обучения, а так же метод практических заданий.

В занятия включены физкультминутки, представляющие собой игровые упражнения, направленные на развитие мелкой и крупной моторики, зрительно-моторной координации, а также на закрепление математических понятий.

Основные задачи в работе с детьми 3-4 лет:

1. Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.

2. Активизировать словарный запас детей, закреплять навыки речевого общения.

3. Познакомить с основными геометрическими фигурами как эталонами.

4. Познакомить с числами от 1 до 5.

5. Учить различать предметы разных размеров по величине.

6. Учить различать понятия: слева и справа.

Программа рассчитана на возраст от 3 до 4 лет.

Тематический учебный план:

Название Количество занятий

Занятие 1,2, 3:Учить детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов; устанавливать отношения между понятиями «один» и «много»; употреблять слова много, один, по одному, ни одного, согласовывать числительное один с существительными в роде и числе. 3

Занятие 4:Упражнять детей в раскладывании, указанного количества предметов (один и много) на 2 полосках разного цвета, расположенных слева и справа одна от другой; учить ставить предметы на полоски правой рукой в направлении слева направо; учить называть цвет полосок и количество игрушек, расположенных на них. 1

Занятие 1:Учить детей находить много предметов и 1 предмет в специально подготовленной обстановке; называть эти количества предметов; упражнять в выделении отдельных предметов из группы и в объединении предметов в группу, в употреблении слов много, один, по одному, ни одного. 1

Занятие 2: Упражнять детей в раскладывании указанного количества предметов (1 и много) на 2 полосках разного цвета, расположенных вверху и внизу, одна под другой; учить называть цвет полосок, количество игрушек и место их расположения (вверху или внизу). 1

Занятие 3, 4:Закрепление занятия 1 и 2. 2

Занятие 1:Дать детям представление о круге, показать, что круги могут быть разных размеров; учить обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцем; продолжать учить детей находить" много предметов и один предмет в специально подготовленной обстановке. 1

Занятие 2:Учить детей различать и правильно называть круг и квадрат; упражнять в обследовании моделей фигур путем обведения их контуров пальцем и прослеживания взглядом за движением руки; продолжать учить детей находить много предметов и 1 предмет в специально подготовленной обстановке 1

Занятие 3:Учить детей различать и правильно называть квадрат и треугольник, учить называть фигуры (треугольник, квадрат). 1

Занятие 4: Закрепление 3 – х занятий 1

Занятие 1:Познакомить детей со способом сравнения 2 предметов по длине путем приложения, приучать пользоваться словами длиннее, короче; продолжать закреплять представления детей о пространственном положении предметов: вверху, внизу, упражнять в различении правой и левой руки. 2

Занятие 3:Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине» и находить одинаковые (равные) по длине; приучать употреблять слова длиннее, короче, одинаковые по длине; упражнять детей в различении круга, квадрата и треугольника. 2

Занятие 1:Упражнять детей в сравнении предметов по ширине, учить их пользоваться словами шире, уже, широкий, узкий; продолжать закреплять умение определять местоположение предметов: вверху, внизу, слева, справа. 1

Занятие 2:Учить детей сравнивать 2 предмета, контрастные по высоте, пользуясь приемом приложения; обозначать результаты сравнения словами: выше, ниже, высокий, низкий 1

Занятие 3:Упражнять детей в сравнении контрастных и одинаковых предметов по ширине и высоте. 1

Занятие 4:Закрепить умение сравнивать два предмета по длине, по ширине и по высоте, использовать слова: длиннее, короче, шире, уже, выше, ниже 1

Занятие 1:"Что у ежика в мешочке?» обучение количественному счету. Развитие восприятия и образной памяти. Обучение решению конструктивных задач. 2

Занятие 3: развитие внимания, восприятия, образной памяти. Формирование умения сохранять в памяти количественную характеристику группы предметов. 1

Занятие 4:«сложи елочку из палочек»выполнение классификации по заданному признаку 1

Занятие 1: "Найди цифру" Знакомство с цифрами. Решение конструктивных задач; знакомство с графическим образом цифр. Обучение соотносить цифру и обозначаемое ею кол-во предметов. "Что написано?"знакомство с графич. образом цифр.

закрепление образа цифры в представлении. "Гости пришли" обучение соотносить слово-числительное и соответствующее кол-во предметов. 2

Занятие 3: "Найди цифру". Научить детей узнавать цифры 1, 2 и 3. Решение конструктивных задач. Упр. 2 и 3. обучение решению конструктивных задач; развитие конструктивной деятельности. Обучение количественному анализу конструкции. 2

Занятие 1: Упр. №1обучение детей сравнению предметов по размеру. Конструирование сюжета. Упр. №2решение конструктивной задачи на соотнесение размеров элементов конструкции. Упр. №3развитие пространственного мышления, внимания и воображения. 2

Занятие 3: закрепление и обобщение пройденных занятий. 2

В течение недели проводится 1 занятие, в любой день недели. Всего 36 занятий проводимых за год.

Учебный план:

Количество занятий в год Количество занятий в месяц

36 4

Этапы:

- развивающие игровые упражнения;

- свободное творческое использование полученных знаний, навыков и умений.

Структура занятия:

1. Сюрпризный момент;

2. Основная часть;

3. Выполнение работ детьми;

4. Итог работы.

Предполагаемый результат: к концу второй младшей группы дети должны знать и уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке; владеть понятиями: один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. т; знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный); знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов. Ребенок должен уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком. Через систему увлекательных игр и упражнений дети познакомятся с числами от 1 до 5, с названиями частей суток и временами года, узнают названия пяти геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и трёх тел (шар, куб, цилиндр, научатся различать предметы разных размеров по величине, различать понятия слева и справа.

Дидактический материал :

1. Наборы игрушек.

2. Фланелеграф.

3. Геометрические фигуры.

4. Ленточки, полоски разной длины.

5. Палочки.

Дидактическая игра:

1. Чудесный мешочек.

2. Возьми «мячик».

Пальчиковая гимнастика:

1. игра с «пальчиками».

2. упражнение «Прятки».

Перспективный план занятий

Месяц №занятий Название упражнений Цель и задачи занятия

Октябрь 1; 2; 3 Учить детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов; устанавливать отношения между понятиями «один» и «много»; употреблять слова много, один, по одному, ни одного, согласовывать числительное один с существительными в роде и числе.

4 Упражнять детей в раскладывании, указанного количества предметов (один и много) на 2 полосках разного цвета, расположенных слева и справа одна от другой; учить ставить предметы на полоски правой рукой в направлении слева направо; учить называть цвет полосок и количество игрушек, расположенных на них.

Ноябрь 1 Учить детей находить много предметов и 1 предмет в специально подготовленной обстановке; называть эти количества предметов; упражнять в выделении отдельных предметов из группы и в объединении предметов в группу, в употреблении слов много, один, по одному, ни одного.

2 Упражнять детей в раскладывании указанного количества предметов (1 и много) на 2 полосках разного цвета, расположенных вверху и внизу, одна под другой; учить называть цвет полосок, количество игрушек и место их расположения (вверху или внизу).

3;4 Закрепление занятия 1 и 2.

Декабрь 1 Дать детям представление о круге, показать, что круги могут быть разных размеров; учить обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцем; продолжать учить детей находить" много предметов и один предмет в специально подготовленной обстановке.

2 Учить детей различать и правильно называть круг и квадрат; упражнять в обследовании моделей фигур путем обведения их контуров пальцем и прослеживания взглядом за движением руки; продолжать учить детей находить много предметов и 1 предмет в специально подготовленной обстановке.

3 Учить детей различать и правильно называть квадрат и треугольник, учить называть фигуры (треугольник, квадрат).

4 Закрепление 3 – х занятий

Январь 1 Познакомить детей со способом сравнения 2 предметов по длине путем приложения, приучать пользоваться словами длиннее, короче; продолжать закреплять представления детей о пространственном положении предметов: вверху, внизу, упражнять в различении правой и левой руки.

2 Закрепление 1 занятия (повторение)

3 Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине» и находить одинаковые (равные) по длине; приучать употреблять слова длиннее, короче, одинаковые по длине; упражнять детей в различении круга, квадрата и треугольника.

4 Закрепление 3 занятия (повторение)

Февраль 1 Упражнять детей в сравнении предметов по ширине, учить их пользоваться словами шире, уже, широкий, узкий; продолжать закреплять умение определять местоположение предметов: вверху, внизу, слева, справа.

2 Учить детей сравнивать 2 предмета, контрастные по высоте, пользуясь приемом приложения; обозначать результаты сравнения словами: выше, ниже, высокий, низкий.

3 Упражнять детей в сравнении контрастных и одинаковых предметов по ширине и высоте.

4 Закрепить умение сравнивать два предмета по длине, по ширине и по высоте, использовать слова: длиннее, короче, шире, уже, выше, ниже.

Март 1,2 "Что у ежика в мешочке?" обучение количественному счету. Развитие восприятия и образной памяти. Обучение решению конструктивных задач.

3 развитие внимания, восприятия, образной памяти. Формирование умения сохранять в памяти количественную характеристику группы предметов.

4 «сложи елочку из палочек» выполнение классификации по заданному признаку.

Апрель 1, 2 "Найди цифру" Знакомство с цифрами. Решение конструктивных задач; знакомство с графическим образом цифр. Обучение соотносить цифру и обозначаемое ею кол-во предметов.

знакомство с графич. образом цифр.

"Что написано?"

закрепление образа цифры в представлении.

"Гости пришли" обучение соотносить слово-числительное и соответствующее кол-во предметов.

3, 4 "Найди цифру" Научить детей узнавать цифры 1, 2 и 3. Решение конструктивных задач.

Упр. 2 и 3 обучение решению конструктивных задач; развитие конструктивной деятельности. Обучение количественному анализу конструкции.

Май 1,2 Упр. №1 обучение детей сравнению предметов по размеру. Конструирование сюжета.

Упр. №2 решение конструктивной задачи на соотнесение размеров элементов конструкции.

Упр. №3 развитие пространственного мышления, внимания и воображения.

3, 4 Закрепление и обобщение пройденных занятий.

Мониторинг освоения знаний, умений детей по программе

«Занимательная математика»для детей от 3 до 4 лет.

ФИ ребенка Должен знать Должен уметь баллы %

Считать до трех Владеть понятиями: один – много, большой – маленький, высокий – низкий. основные цвета основные геометрические фигуры сравнивать предметы по величине, цвету, форме; подбирать пару к предмету с заданным признаком сравнивать количество предметов; подбирать пару к предмету с заданным признаком

Список использованной литературы:

1. Альтхауз Д., Дум Э. "Цвет, форма, количество". - М. : Просвещение 1984 г. стр. 11 -16, 40.

2. Блехер Ф. Н. "Счет и число в детском саду". Методическое

письмо. - М. : 1945 г. стр. 6-8.

3. Волковский Д Л. "Руководство к "Детскому миру" в числах". -

М. : 1916г. стр. 7-11,13,24.

4. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста". - М. : Просвещение 1989 г.

5. Грин Р., Лаксон В. "Введение в мир числа М. : Педагогика 1982г. стр. 13-20.

6. Дошкольное воспитание, 1981г. № 3 стр. 55-56.

7. Ерофеева Т. И. и другие. "Математика дня дошкольников",- М. : Просвещение 1992г.

8. Под. Ред. Запорожца А. В. и Усовой А. П. "Психология и педагогика игры дошкольника" М. : Просвещение 1966г. стр. 216-220.

9.3вонкин А. "Малыш и математика, непохожая на математику". Знание и сила, 1985г. стр. 41-44.

10. Логинова В. И. "Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах". - Л. : 1964г

11. Леушина А. М. "Обучение счёту в детском саду".1961г. стр. 17-20.

13. Морозова М., Тихеева Е. " Счёт в жизни маленьких детей". Изд. 2-е. - М. -Л. : Госиздат 1927г. стр. 6-13, 66.

15. Метлина Л. С. "Математика в детском саду". - М. : Просвещение 1984г. стр. 11-22, 52-57, 97-110, 165-168.

16. Носова Е. А. "Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". - Л. : 1990г. стр. 47-62.

17. Смоленцева А. А. "Сюжетно - дидактические игры с математическим содержанием ".- М. : Просвещение 1987г. стр. 9-19.

Публикации по теме:

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Занимательная математика» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4» Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической.

Интерактивная игра для детей дошкольного возраста «Занимательная математика» Интерактивная игра для детей дошкольного возраста «Занимательная математика» Автор - воспитатель первой квалификационной категории МДОУ.

Интерактивная игра по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика» Интерактивная игра по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика» Разработала: Меркулова.

Консультация для родителей «Занимательная математика» Консультация для родителей «Занимательная математика» Во все времена родителей и педагогов волновал вопрос,как обеспечить полноценное.

Консультация для родителей «Математика — занимательная игра» Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом.

Проект «Занимательная математика на песке» для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает.

Программа дополнительного образования в средней группе «Занимательная математика» Рабочая программа дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста познавательной направленности «Занимательная математика».

Рабочая программа по модулю «Занимательная математика» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3города Лебедянь Липецкой области Принято.

Занимательная математика для дошкольников Занимательная математика для дошкольников. Актуальность. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика.

Занимательная математика для детей «Школа королевы Геры» Программа по математике «Школа королевы Геры» (в рамках экспериментальной площадки) Разработчики системы: Кудряшова Татьяна Георгиевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «занимательная математика для детей от 3 до 4 лет»
Опубликовано: 16 марта 2019 в 12:02
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД