МААМ-картинки

Пропедевтика и раннее выявление речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Елена Рябцева
Пропедевтика и раннее выявление речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В настоящее время особенно актуальными становятся вопросы ранней диагностики и методов работы с детьми раннего возраста. И это не случайно, так как в последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы. А это, как следствие, увеличение количества детей младшего дошкольного возраста - неговорящих и плохоговорящих. Эти воспитанники составляют потенциальную группу риска по формированию общего недоразвития речи.

Публикация «Пропедевтика и раннее выявление речевых нарушений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В связи с этим, коррекционно-логопедическая помощь детям в раннем возрасте становится приоритетной. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. В тяжелых случаях речевая патология приводит к ограничению коммуникативных, когнитивных, деятельностных возможностей, к социальной недостаточности, трудностям школьного обучения, ухудшению качества жизни ребенка.

Требованием современного этапа развития системы дошкольного образования становится реорганизация ранней логопедической помощи детям, посещающим дошкольные учреждения. У нас в учреждении этой эффективной формой является осмотр учителем-логопедом детей раннего и младшего дошкольного возраста.

В нашем учреждении функционируют три группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Комплектование логопедических групп осуществляется на основании решения ПМПК с трехлетнего возраста. Предварительно отбор детей для прохождения ПМПК идет с февраля, во второй младшей группе. Но работа с воспитанниками начинается с момента окончания адаптации. После прохождения периода адаптации, с начала учебного года, 1 раз в неделю в течение 3 месяцев учитель - логопед посещает первые младшие группы с целью наблюдения. И в это же время ведет встречи с родителями, пытаясь узнать характер ребенка, интересы, предпочтения. В ходе беседы задает вопросы о ходе речевого развития.

После выявления детей с проблемами речевого развития учитель - логопед приглашает родителей на индивидуальную консультацию с целью рекомендации консультирования у специалистов узкого направления для обследования, установления точного диагноза и лечения. Педагог организуется активное включение родителей в процесс динамического наблюдения за формированием начального детского лексикона у детей с задержкой речевого развития. Таким образом, эффективно решается основная задача пропедевтического этапа – выявление ребенка с отставанием в развитии.

Дети младшего дошкольного возраста остаются неохваченными коррекционной логопедической помощью. Поэтому, для нас стало актуальным организовать пропедевтическую логопедическую помощь с младшими дошкольниками, чтобы сократить количество детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В целях оказания пропедевтической помощи младшим дошкольникам, имеющим речевые нарушения, учителями-логопедами, совместно с педагогами данных групп ведется работа, по следующим направлениям:

- работа с детьми;

- работа с родителями;

- работа с педагогическим составом;

- информационно - просветительская деятельность с родителями;

Работа с детьми включает выполнение следующих задач (в рамках возрастных особенностей) :

• развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

• формировать правильное речевое дыхание;

• развивать просодические компоненты речи;

• развивать потребность в общении;

• активизировать пассивный и активный словарный запас;

• развивать восприятие, внимание, память и мышление.

. Задания предусматривают разумное чередование интересных детям видов деятельности:

• артикуляционные упражнения;

• дыхательные упражнения;

• мимические упражнения;

• пальчиковая игра.

Пропедевтика нарушений фонематического слуха и звукопроизношения предусматривает: стимулирующее воздействие на формирование моторных функций артикуляционного аппарата, развитие длительного физиологического выдоха, правильного речевого дыхания; активизацию звукоподражания у детей.

Слово в сочетании с движением организует и регулирует речедвигательную сферу детей, активизирует познавательную деятельность.

Логопедическая работа по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста предполагает обязательное включение родителей в образовательный процесс. Кроме индивидуальных консультаций, в нашем дошкольном учреждении активно ведётся работа с родителями в рамках семейного клуба «Мы вместе» : это практикумы для родителей по развитию артикуляционной, дыхательной, моторной, познавательной сфер, круглые столы, мастер-классы и творческие мастерские. Ведется просветительская работа: подготовка памяток, буклетов, подбор и распространение логопедической и психолого-педагогической литературы.

Таким образом, пропедевтика и раннее выявление нарушений речи у дошкольников, позволяет значительно снизить количество тяжёлых нарушений речи в более старшем возрасте.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Пальчиковые кинезиологические упражнения — эффективный способ коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Моя педагогическая находка: «Пальчиковые кинезиологические упражнения - эффективный способ коррекции речевых нарушений у детей дошкольного.

Дифференциальная диагностика речевых нарушений детей раннего и дошкольного возраста Введение Принято различать несколько уровней общего недоразвития речи у детей. Для ОНР-1 характерно полное отсутствие речи. Дети только.

Формирование социального интеллекта детей дошкольного возраста на занятиях по коррекции речевых нарушений СЛАЙД №1 ВСТУПЛЕНИЕ Среди детей подготовительной группы нашего детского сада, примерно третья часть – это дети с ограниченными возможностями.

Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Цели: Углубить знания родителей о работе логопеда в детском саду, дать понятия об общем недоразвитие речи, повысить уровень компетентности.

Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии LegoEducation Сегодня проблема развития речи у детей дошкольного возраста является актуальной. В связи с этим, возникает необходимость поиска современных.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста» Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста».[/h3] Автор- составитель Панфёрова Н. С. ,.

Презентация на тему «Раннее выявление детей с ОВЗ и их комплексное сопровождение» С каждым годом растёт число детей, имеющих отклонения в психологическом и речевом развитии. Очень часто родители не замечают, что их ребёнок.

Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста 1слайд В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Важную роль в профилактике играет совместная работа логопеда.

Рекомендации родителям по профилактике речевых нарушений у детей «Терпение и кропотливый труд, Желание, усердие, старание, Известно всем, «все перетрут», Коль будем речи уделять внимание. " (Конищева.

Значение театрализованной деятельности в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста Значение театрализованной деятельности в коррекции и речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи. Составила: Ртищева Елена Григорьевна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пропедевтика и раннее выявление речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 2 марта 2018 в 12:21
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД