МААМ-картинки

Конспект занятия «Прощание с избой»

Ольга Игнатьева
Конспект занятия «Прощание с избой»

Прощание с избой

Русское народное творчество: словесные народные игры, пение частушек, рассказывание докучных сказок.

Воспитатель Игнатьева О. В.

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми.

Цель:

Приобщение детей к народному быту.

Задачи: Формирование представлений о народной частушке. Развитие ритмики и певческих способностей, речевой активности. Воспитание любви к русским традициям, бережного отношения к своему здоровью.

Публикация «Конспект занятия „Прощание с избой“» размещена в разделах

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы будем играть в русские народные игры, рассказывать сказки и петь русские народные частушки, веселиться и прощаться с «избой».

И сначала, давайте поиграем в русскую народную игру "Золотые ворота" :

выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота»,

остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.

Игроки-ворота напевают:

Золотые ворота

Пропускают не всегда

Первый (ая) (имя ведущего ребенка) Оля пройдет,

Всех детей проведет

Первый раз прощается

Второй запрещается

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».

Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.

Ребята, посмотрите - что это?

-Да, это "сундучок".

-Хотите посмотреть, что находится внутри него? Но его не просто открыть, потому что этот "сундучок" необыкновенный - он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова. Послушайте, какие:

«Сундучок- сундучок, открывай- ка свой бочок!»

- Давайте скажем эти слова.

Сначала мальчики по- богатырски.

А теперь девочки ласково, как в старину разговаривали с вещами.

Дети открывают "сундучок".

-Пришла пора заглянуть в бабушкин "сундучок" : посмотреть, что же спрятано.

Из "сундучка" дети вынимают сарафан.

- Это русская народная одежда- сарафан.

- Опишите сарафан.

Дети связно и последовательно описывают сарафан.

( Описание: сарафан- распашная длинная одежда без рукавов на лямках. Украшен

по верху, центру и низу цветной

вставкой)

Из "сундучка " вынимают кокошник.

- Это головной убор. Называется он –кокошник.

Дети связно и последовательно описывают кокошник.

( Описание: по форме напоминает полумесяц. Украшен тканью, вышивкой и бусами разного размера и цвета. По краям есть ленты для завязывания кокошника на голове)

И т. д (дети достают, рассматривают предметы русской национальной одежды: платок, рубаха, лапти, валенки и т. п, все что есть в сундучке,

рушник, скатерть.

На срубленном да пиленом

Тканое положено,

Да на всех помножено.

Что от земли родится —

На тканое годится.

А вот еще загадки про скатерть:

Били меня, колотили меня,

А за стол с царем посадили.

Кто стоит в столовой нашей,

Подпирая миску с кашей?

Вышит кружевом подол.

Кто залез сейчас на стол?

Посмотрите, какая у нас получилась выставка! Маленький музей рукоделия. (дети рассматривают все, что достали из сундучка)

Подойдем поближе. Вышивки гладью, крестиком, сшитые сарафан и рубаха, украшенные бусами кокошники, расписной платок - все это в старину делали руками наши прабабушки.

- Как в сказках таких женщин называли?

– Правильно, рукодельницы.

Назовите сказки, где героинями были рукодельницы.

( Дети четко и внятно называют русские народные сказки: "Рукодельница да Ленивица", "Мороз Иванович", "Царевна – лягушка", "Крошечка- Хаврошечка и др.)

-В старину после работы народ и мал и велик любил в игры с песнями играть. Давайте и мы поиграем. Встанем в хоровод и еще раз поиграем в нашу любимую игру "Золотые ворота"

Ребята, а еще на Руси очень любили петь частушки, давайте и мы с вами споем:

1. Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно!

Я про валенки частушки

Сочиню старательно.

2. Как на Древней, на Руси Валенки ценились. В наше время Сапоги Вместо них явились.

3. Рассердился папенька, Спрятал мои валенки. Я сапожки принесла, В них к Сереженьке пошла.

4. Мой миленок, как ребенок, Любит валенки носить. Только в этих валенках Он росточком маленький.

5. Валенки у нас того… Пропускают H2O. К ним калоши подберем. В них весной не пропадем!

6. Все девчата, как девчата, Моя милка маленька, Все сапожки модны носят, Моя милка – валенки!

7. Позабыты валенки

Неподшиты, стареньки.

Надо валенки подшить,

На свидание сходить!

8. Я к сапожнику ходила

Валенки подшить просила.

А сапожник, вот беда,

Полюбил меня тогда.

9. Рисовала сапоги,

Получились валенки.

Меня любят женихи.

Хоть и ростом маленька.

10. Мне миленок надевал

Зимой на ножки валенки.

А весной все целовал

Ножки на заваленке.

11. Валенки нужны зимой

Летом же сандалии.

Летом стройные все ходим,

А зимой без талии.

12. Мой миленок на рыбалку

Снарядился по весне.

Ему валенок попался

Вместо рыбы на блесне!

13. Старички, старушки наши

Любят валенки носить.

На свиданиях не надо

Старичкам теперь форсить.

14. Ой, мороз, мороз трескучий!

Надо валенки надеть!

Так, чтобы на всякий случай,

Не замерзнуть, а вспотеть.

15. Моя милка Галенька

Зимой носит Валенки.

Износила все сапожки.

В валенках не мерзнут ножки!

16. Мерзнут уши, мерзнет нос,

На дворе зимой мороз.

Надо валенки надеть.

Чтобы ноженьки согреть.

17. Меня сватали зимой,

Был мороз трескучий.

С собой валенки взяла,

Так, на всякий случай!

18. Леха был парнишка смелый,

Валенки валять умел.

А девчонок всех боялся,

19. А мне милый подарил

Валенки, тулупчик.

Уж как он меня любил,

Милый мой голубчик!

20. Все бы пела, все бы пела,

Все бы веселилася,

Все бы в валенках плясала,

Как юла крутилася!

21. Я про валенки частушек

Могу много сочинить.

Призываю всех подружек

Зимой валенки носить!

22. В наше время позабыты

Русские заваленки.

Остается вспоминать

Частушечки про валенки!

С давних времен ВАЛЕНКИ (воспитатель показывает детям валенки) считались исконно-русской утварью и обувью деревенского быта. Они сохраняли здоровье и тепло ног всякого человека. Недаром русская пословица гласит: ДЕРЖИ ГОЛОВУ В ХОЛОДЕ, ЖИВОТ В ГОЛОДЕ, А НОГИ В ТЕПЛЕ

А теперь давайте послушаем забавную сказку и вспомним какие еще похожие сказки с повторяющимися фрагментами и словами мы вспомним:

Рассказывание «Лукошко», «У попа была собака» и пр. :

Жили-были два павлина,

Вот и сказки половина.

Жили-были два гуся,

Вот и сказка вся.

Встал медведь на колоду –

Бултых в воду!

Уж он в воде мок, мок,

Уж он в воде кис, кис,

Вымок, выкис,

Вылез, высох.

Встал медведь на колоду…

Был себе царь Додон.

Застроил он костяной дом.

Набрал со всего царства костей,

Стали мочить – перемочили,

Стали сушить – кости пересохли.

Опять намочили,

А когда намокнут –

Тогда доскажу.

- Рассказать тебе сказочку про сову?

- Расскажи!

- Хорошо! Слушай, да не перебивай!

Летела сова.

Веселая голова.

Вот она летела, летела,

На березку села,

Хвостиком повертела,

По сторонам поглядела,

Песенку спела

И опять полетела.

Вот она летела, летела,

На березку села,

Хвостиком повертела,

По сторонам поглядела,

Песенку спела

И опять полетела…

Сказывать ли дальше?

В некотором царстве,

В некотором государстве

Жил-был царь,

У царя был сад,

В саду был пруд,

В пруду был рак;

Кто слушал –

Тот дурак.

Жили-были два брата журавля.

Скосили стожок сенца;

Положили середи кольца.

Не начать ли опять с конца?

В некотором царстве,

В некотором государстве

Жил-был царь бо-га-а-а-тый:

У него был двор,

На дворе стоял кол,

На колу-то висела мочала.

Не сказать ли с начала?

Задумал журавль жениться,

Идти семь верст болотом.

А задумал жениться

На прекрасной на девице, на цапле.

Ноги-то станет из болота вытаскивать – хвост завязнет.

Хвост вытащит – ноги завязнут.

Ноги-то станет из болота вытаскивать – хвост завязнет,

Хвост вытащит – ноги завязнут.

В одном болоте жила-была лягушка

По имени по отчеству квакушка.

Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост,

Присела да и.

Завязила в тину хвост: дергала, дергала, дергала, дергала – выдернула хвост.

Да завязила нос: дергала, дергала –

Выдернула нос,

Да завязила хвост: дергала, дергала, дергала, дергала – выдернула хвост.

Да завязила нос и т. д.

В некотором царстве,

В некотором государстве

Жила-была ворона,

И вздумала она лететь

В тридевятое царство,

В тридесятое государство.

Полетела,

Летела, летела, летела –

Да села,

Сидела, сидела, сидела –

Да полетела;

Летела, летела, летела –

Да села;

Сидела, сидела, сидела, сидела –

Да полетела.

Жила-была бабка

Да у самой речки.

Захотелось бабке

Искупаться в речке.

И купила бабка

Мыло и мочало.

Эта песня хороша,

Начинай сначала.

Чистили картошку,

Ударили Антошку.

Антошка побежал,

Председателю сказал.

Председатель прибежал:

В чем дело, в чем дело?

Чистили картошку,

Ударили Антошку.

Жили-были два братца,

Два братца – кулик да журавль.

Накосили они стожок сенца,

Поставили среди польца.

Не сказать ли сказку опять с конца?

Шел я как-то через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост –

Пусть ворона сохнет!

Шел опять я через мост,

Глядь – ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост –

Пусть ворона мокнет!

***

Жил-был Яшка,

У него была красная рубашка,

На поясе пряжка,

На голове шапка,

На шее тряпка,

В руках – лыка связка.

Хороша ли моя сказка?

***

Чучело-мяучело на трубе сидело,

Чучело-мяучело песенку запело.

Чучело-мяучело с пастью красной-красной,

Всех оно замучило песенкой ужасной.

Всем кругом от чучела горестно и тошно,

Потому что песенка у него про то, что

Чучело-мяучело на трубе сидело.

***

Жили-были два братца, два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенц, поставили среди польц. Не сказать ли сказку опять с конца?

* * *

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

***

Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

— Скажи.

— Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?

— Скажи.

— Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

* * *

Рассказать ли тебе докучную сказочку?

— Расскажи.

Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?

— Не надо.

Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку? — и т. д.

* * *

— Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки…

— Ну, вот поманил, а не рассказываешь!

— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!

* * *

Летел гусь, сел на дорогу — упал в воду. Мок-мок, кис-кис — вымок, выкис, вылез — сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис, выкис, вылез и т. д.

Жил-был царь Ватута,

И вся сказка тута.

Жил-был царь Додон,

Замарал себе ладонь.

Села муха на варенье —

Вот и всё стихотворенье.

Хочешь сказку про лису?

Она в лесу.

Протекает речка,

Через речку мост,

На мосту овечка,

У овечки хвост,

На хвосте мочало,

Рассказать сначала?.

Ребята, посмотрите, как интересно, весело и хорошо жили на Руси:

играли в игры,пели обрядовые песни, частушки и рассказывали занимательные и поучительные сказки, веселились от души, дружно трудились и участвовали в гуляниях, праздниках, носили красивую одежду, изготовленную рукодельницами.

И мы с вами за год познакомились со многими традициями и обычаями, многому научились и взяли для себя самое хорошее.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знакомство с русской избой» Тема: «Знакомство с русской избой» Цель: дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного.

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» 2 младшая группа. Задачи: -Познакомить детей с предметами старинного русского.

Конспект НОД «Знакомство с русской избой» Вид НОД: социальный мир и лепка. Возрастная группа: средняя. Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать.

Конспект НОД по ФЦКМ в младшей группе «Знакомство с русской избой»Конспект НОД по ФЦКМ в младшей группе «Знакомство с русской избой» "Знакомство с русской избой" Цель: Дать представление о русской избе - жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского.

Конспект НОД по развитию речи «Прощание с осенью» Тема: «Прощание с осенью»Материал подбирала Воспитатель: Спивакова О. А. Образовательная область: Развитие речи Задачи: - Закрепить знания.

Конспект образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с русской избой»Конспект образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с русской избой» Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства детей среднего дошкольного возраста с русской избой. Задачи: • продолжать.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Прощание с елочкой» Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе Тема: «Прощание с елочкой».

Конспект совместной деятельности с воспитанниками первой младшей группы «Знакомство с русской избой» Конспект совместной деятельности с воспитанниками первой младшей группы Тема: «Знакомство с русской избой» Провела: воспитатель.

Конспект занятия «Знакомство с крестьянской избой» Конспект занятия  «Знакомство с крестьянской избой» 2-я младшая группа Программные задачи: 1. Познакомить детей с понятием домашняя.

Конспект занятия практикума «Знакомство с русской избой» Тема: «Знакомство с русской избой» Цель: познакомить детей с традициями русского народа и предметами старинного русского быта. Задачи:.

Автор публикации:
Конспект занятия «Прощание с избой»
Опубликовано: 18 августа 2018 в 13:40
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД