Лучший педагог года

Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в начальной школе (4 фото)

Елена Смурова
Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в начальной школе

Пояснительная записка

Проблема готовности ребенка к обучению является одной из актуальных проблем педгогов-психологов. В практике обучения первоклассники испытывают заметные трудности, связанные с адаптацией к условиям систематического обучения, усвоением учебного материала, поддержанием необходимого уровня дисциплины и т. д.

Публикация «Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в начальной школе» размещена в разделах

Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Психологическая готовность – необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников

Выделяют три аспекта школьной зрелости:

• Социальная готовность.

• Интеллектуальная зрелость.

• Эмоциональная зрелость.

Социальная готовность – формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.

Интеллектуальная зрелость - предполагает достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры и фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также тонких движений руки и координацию).

Эмоциональная зрелость – уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Роль педагога - психолога важна в развитии практически всех аспектов готовности к школе.

Поступление в школу является ответственным моментом не только для детей, но и для их родителей. Родители часто недооценивают роль познавательных процессов в развитии дошкольника, ориентируясь в основном на формирование умений читать, считать, писать. Поэтому основные трудности у ребенка в школе заключаются в невнимательности, несобранности, отвлекаемости.

Один из основных принципов дошкольного образования - сотрудничество организации с семьей. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей является одной из важных задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС. Таким образом, исходя из актуальности данной проблемы и требований, предъявляемых к дошкольному образованию, в нашем детском саду педагогом-психологом организуются совместные детско-родительские встречи.

Важно своевременно установить сотрудничество в вопросах подготовки ребенка к школе, а также подготовить родителей к принятию новой социальной роли – «родителя ученика»

[b]Основная цель данных встреч: [/b]формирование психологической, мотивационной готовности старших дошкольников к поступлению в школу; повышение психолого-педагогической компетенции родителей.

Совместная деятельность ребенка и взрослого выступает в качестве основы психологического благополучия ребенка и успешной адаптации в школе. Данные встречи служат базой для развития познавательной активности, мотивационной готовности детей к школе, снижению уровня тревожности у детей и взрослых. Ценность этой формы работы и в том, что семья может подготовиться к новым социальным условиям школьной жизни, познакомиться с будущими обязанностями и правами школьника, расширить кругозор, активизировать творческий и умственный потенциал. Основная технология, используемая в данном виде деятельности – игровая, поскольку игра является одной из ведущих видов деятельности дошкольника. Кроме того проведение данных занятий с семьей очень нравится детям и их родителям.

В работе используются следующие виды игр:

- игра-приветствие - направлена на развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

- игры и упражнения на формирование позитивной мотивации к обучению.

- задания и упражнения на развитие познавательных и психологических процессов дошкольника; фонематического слуха; зрительного восприятия; навыка ответа у доски; самоконтроля; для повышения уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;

- игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных умений, которые необходимы для успешного развития процесса общения.

Картотека игр используемых в работе детско-родительских групп.

[/b]

1. Игра «Птица – не птица».

Цель игры: развитие слухового внимания; быстроты реакции.

Оборудование: стихотворение «Прилетели птицы»

Описание игры.

Педагог-психолог зачитывает стихотворение «Прилетели птицы», в котором перечисляет животных, птиц, а также различные предметы.

Задача участников: если он называет птицу, необходимо развести руки в стороны, словно крылья; если называется предмет или животное - присесть.

2. Упражнение «Угадай звук».

Цель: развитие слухового восприятия детей, развитие фонематического слуха, логического мышления, внимания.

Материал: по количеству детей: карточки с изображением животных, растений, предметов быта, в которых есть звук «р», картон голубого, желтого и зеленого цвета.

Оборудование: по количеству детей: клей, ножницы.

Описание иг

ры. [/b]

У каждого ребенка есть две карточки с изображением животных, предметов быта, растений, в которых есть звук «р». Ребятам необходимо вырезать и наклеить эти предметы следующим образом:

Если звук «р» стоит в начале – клеим картинку на желтый картон;

Если звук «р» стоит в середине – клеим картинку на зеленый картон;

Если звук «р» стоит в конце слова - картинка наклеивается на голубой картон.

Примечание. По мере необходимости взрослые помогают детям выполнить задание.

3. «Упражнение «Будь внимательным».

Цель: развитие умения произвольно переключать и распределять внимание.

Материал: по количеству детей: карточка – таблица, где изображено 9 предметов; карточка, где изображено 12 предметов/

Оборудование: по количеству детей: простой карандаш

Описание иг

ры. [/b]

Детям предлагается рассмотреть предметы в карточке-таблице. Педагог-психолог считает до 5. После этого родители закрывают карточку, а дети должны вспомнить, что видели, и во второй карточке обвести те картинки, которых изначально не было.

4. «Дорисуй фигуру».

Цель: развитие воображения, внимания, мелкой моторики руки, мышления.

Оборудование: по количеству участников: фломастеры.

Материалы: по количеству участников: карточка с изображением облаков.

Описание иг

ры. [/b]

У каждого участника на столе лежит карточка с недорисованными облачками. Педагог-психолог предлагает попробовать дорисовать их, чтобы получились какие-нибудь предметы.

5. «Разбей на части».

Цель: развитие мыслительных операций (классификации, обобщения, восприятия формы, цвета, размера.

Оборудование: по количеству детей: геометрические фигуры разного цвета.

Описание иг

ры. [/b]

У каждой пары на столе лежат перепутанные геометрические фигуры. Необходимо разложить их на группы по какому-либо признаку.

6. Игра «Цепочка».

Цель: развитие логического мышления.

Оборудование: мяч.

Описание и

гры[/b].

Педагог-психолог бросает мяч и называет любое слово (существительное). Участник передает мяч другому, называя признак или действие данного объекта (прилагательное). Второй участник придумывает другой объект, обладающий таким же признаком или действием, и бросает мяч третьему участнику.

7. «Кто кем был?»

Цель: развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Оборудование: мяч.

Описание иг

ры. [/b]

Участники стоят по кругу, педагог-психолог, бросая мяч, задает вопрос: «Кем (чем) был (а) раньше какой-либо предмет или животное (цыпленок, лошадь, корова, дуб, рыба, яблоня) и т. д.» Каждый участник возвращает мяч, отвечая на вопрос.

8.«Графический диктант».

Цель: развитие мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия, слуховое восприятие и память.

Оборудование: по количеству детей: маркерные доски, маркеры, салфетки, карточка с инструкцией.

Описание иг

ры. [/b]

Для каждого ребенка приготовлена карточка с инструкцией. Родители зачитывают ребятам инструкцию, а дети чертят на доске линии в соответствии с ней. В конце должен получиться рисунок.

В заключении хотелось бы сказать, что большинство воспитанников детского сада № 12 «Звездочка», выпустившихся в 2016-2017 учебном году, успешно прошли адаптацию к обучению в начальной школе.

Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в начальной школе
Фото №1 Пояснительная записка Проблема Фото №2 Готовность к обучению в школе Фото №3 Консультации готовности ребенка к обучению является одной из актуальных проблем педгогов психологов
Публикации по теме:

Психологическая готовность детей к школе "Психологическая готовность детей к школе" Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным,.

Психологическая готовность к школе «Психологическая готовность к школе» Психологическая готовность к занятиям в школе — это уровень развития ребенка, необходимый для изучения.

Психологическая готовность ребенка к школе «К школе готов!» Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому.

Психологическая готовность ребенка к школе Сообщение для воспитателей «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКАК ШКОЛЕ» Подготовила: Зам. зав. по ВМР Кукарская Т. Б. Личностная готовность.

Консультация для родителей старших дошкольников «Готовность детей к школьному обучению»Консультация для родителей старших дошкольников «Готовность детей к школьному обучению» Давайте попробуем осмыслить понятие " ОБУЧЕНИЕ". Многие родители сразу ответят: Обучать - это значит сесть за стол с ребёнком и вести себя.

Психологическая готовность детей к школе Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно, что вы нашли возможность прийти на наше мероприятие. Сегодняшняя встреча посвящена обсуждению.

Психологическая готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе Родительское собрание среди подготовительных групп «Психологическая готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе» Здравствуйте.

Психологическая готовность ребенка к школе План: 1. Что такое психологическая готовность к школе 2. Мотивационная готовность к учению 3. Произвольность, уровни развития произвольного.

Собрание в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению» Цели собрания: - повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению; - раскрыть понятие «Психологическая.

Выступление на родительском собрании «Готовность старших дошкольников к школьному обучению» Выступление на родительском собрании по теме: «Готовность старших дошкольников к школьному обучению» Психологическая готовность к школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в начальной школе
Опубликовано: 15 августа 2018 в 20:29
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД