Кукла Полина Г
Психологические и физиологические особенности формирования речи детей первого и второго года жизни
Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве родного языка. Язык – это система знаков.
Речь как одна из важнейших функций головного мозг не является врожденной как некоторые элементарные формы нервной деятельности, а формируется в процессе индивидуального развития. На основе сигналов из внешней среды и врожденных безусловных рефлексов в коре головного мозга создаются условные связи между различными отделами мозга и голосовым аппаратом. Нервные импульсы из области речедвигательного анализатора через черепно-мозговые нервы приводят в движение органы речи. Обратная связь от периферии к центру осуществляется по кинестетическому и слуховому пути. На основе такой системы обратных связей формируется вторая сигнальная система, которая поддерживается функцией первой сигнальной системы (особенно функцией зрительного и слухового анализаторов.
Публикация «Психологические и физиологические особенности формирования речи детей первого и второго года жизни» размещена в разделах
Таким образом, для нормальной речи и ее формирования у ребенка, необходимо:
1) Нормальное строение и функция центральной нервной системы и рече-вых центров;
2) нормальное состояние органов голосообразования и речеобразования;
3) нормальный слух, который необходим не только для восприятия и подражания речи окружающих, но и для контроля собственной речи.
Анатомические и функциональные особенности нервной системы, дыха-тельного аппарата, гортани, губ, языка, неба и других органов, их специфическое развитие находятся под контролем наследственных факторов.
Становление голоса и речи зависит не только от социальных условий, но определяется и генотипом. Элементарная и более сложная речевая деятельность имеют врожденную обусловленность, но формирование развернутой речи больше зависит от средовых влияний, как и все более сложные психические функции. При этом ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с ок-ружающими людьми. Она возникает в первые два месяца жизни ребенка на основе его первичных органических нужд и потребности в новых впечатлениях.
Анализ процесса усвоения ребенком языка проведен лингвистом А. Н. гвоздевым. Его исследования, являясь лингвистическим по своему содержа-нию, раскрывает логику овладения родным языком. Развитие речи в лингвистическом аспекте: крик – гуление – лепет – слова – словосочетания - предложения – связный рассказ.
Развитие речи ребенка делится на три этапа:
1. Доречевой – от 0 до 8 месяцев
2. Предречевой – от 8 месяцев до 1 года 3 месяцев
3. Речевое – от 1 года 3 месяцев.
Уже при рождении ребенок имеет предпосылки к развитию речи : слух, зрение, фонация.
В основе детской речи лежит врожденная реакция, безусловный рефлекс – рефлекс крика, голосовая реакция ребенка. Крик – оборонительный фактор. Является показателем психического развития ребенка. В период с рождения до двух месяцев у ребенка не работают голосовые связки и крик – диафрагмальный. Постепенно крик переходит в плач, с помощью которого ребенок выражает состояние своего дискомфорта. При нормальном развитии в процессе эмоционального общения крики постепенно "затухают". У ребенка возникает потребность в общении с окружающими, на базе которой формируется сначала эмоционально-личностное, а затем, во 2-й половине первого года жизни, ситуативно-деловое общение со взрослым.
Потребность общения создает основу для возникновения подражания звуками человеческой речи.
Со второго месяца у ребенка появляется артикуляция свободного гуления и гуканья, которые продолжаются от 2-3 до 5-7 месяцев.
Гуление – это фонация не слогового типа, монотонная вокализация.
Гуканье – короткие отрывистые голосовые реакции.
Преимущественное место в гулении занимают гласные звуки. Как отме-чают многие исследователи, не все звуки, произносимые в это время ребенком, соответствуют звукам родного языка.
В отличие от криков, которые возникают стихийно, гуление и гуканье появляется посредством эмоционального общения ребенка со взрослым.
С 4-5 месяцев происходит интенсивное развитие гуления и появление лепета. В лепете отчетливо улавливаются слоги, свойственные словам родного языка.
Формирование лепета происходит на основе эхофеномена, в основе которого лежат эхокинезия (повтор движений взрослого) и эхомимия (эхооб-разное повторение). Ребенок начинает прислушиваться к голосу, узнавать знакомые голоса.
По мере развития лепета постепенно увеличивается количество повторений одного и того же слога.
В 7-8 месяцев лепет является аккомпанементом каких-либо действий ребенка. Начинается период "псевдослов", не имеющих еще четкого зна-чения. Ребенок на просьбе взрослого начинает искать и находить предметы независимо от их месторасположения. Ребенок начинает понимать словесные инструкции (дай, "ладушки" и т. п.).
На смену лепету с 10-12 месяцев у ребенка появляются двухсложные слова, состоящие из разных слогов – это лепет как средство общения. По-является общение как вид психической деятельности.
У ребенка начинает формироваться отношение к тому или иному собы-тию, к предметам окружающей среды.
С 10 месяцев ребенок начинает реагировать на интонацию, а к концу 12 месяцев – различает контрастные слова.
На втором году жизни у ребенка развиваются произносительные возможности. Наращивается словарь ребенка, но неравномерно. Словарь в основном состоит из предметов.
В 1,5 года словарь ребенка составляет 10-30 слов. Начинают появ-ляться двухсоставные предложения.
С 1 года 6 месяцев начинает формироваться фонематический слух. Дети начинают различать близкие по звучанию слова. Появляется повелительное наклонение глагола. Начинает уточняться значение слова, оно приобретает обобщающий характер.
В 12-14 месяцев ребенок узнает отдельные предметы на картинках, а в 15-18 – показывает их на сюжетных картинках, к концу второго года начинает понимать обозначаемые на картинках действия, понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации.
Нельсон выделила два типа стратегии развития речи детей, в зависимо-сти от пола.
I тип (девочки) : усваивают слова, обозначающие предметы и их каче-ства.
Словарь растет быстро. Самостоятельные фразы, высказывания формируются за счет креативности, при этом грамматика появляется поздно. Идет констатация факта – повествовательные предложения.
II тип (мальчики) : большое место занимает имитация в речи. Ребенок, пытаясь воспроизвести речь взрослого использует большое количество непонятных фонем. Словарь набирается медленно. В основном формируется глагольный словарь. Констатируют свои потребности. В их речи очень много повелительных конструкций.
Выделяют онтогенез появления звуков у детей первого и второго годов жизни, в зависимости от их артикулярной сложности.
1. Гласные звуки:
-11 месяцев - [а]
-1 год 3 месяца - [и]
-1 год 4 месяца - [у], [о];
-1 год 5 месяцев [е];
-1 год 7 месяцев [ы].
2. Согласные звуки:
-12 месяцев - [б], [м], [п]
-1 год 3 месяца - [j]
-1 год 4 месяца - [к], [г];
-1 год 8 месяцев [ф], [в];
-1 год 10 месяцев [т'], [д'] [н']
-1 год 9 месяцев [л'],
-1 год 9 месяцев [к'], [г']
Таким образом, можно сделать вывод, что:
1. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы;
2. Необходимым условием для возникновения и формирования речи является общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым, т. е. социальные условия, систематичность и последовательность обучения ребенка;
3. Необходимо нормальное функционирование органов голосообразования, речеобразования и органов чувств, обеспечивающих нормальную связь ребенка с внешним миром.
Таким образом, вопрос об особенностях психического и физиологического развития детей первого и второго года жизни достаточно освещен в литературе таким учеными как Л. С. Выготский, В. С. Мухина, Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, Е. А. Стребелева, К. Л. Печора и другими.