Получи документы

Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте

Наталия Зайцева
Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте

Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития произвольности поведения.

Произвольность — это сознательная саморегуляция поведения, опосредствование своей деятельности (внешней и внутренней). Необходимым условием для этого является осознание своих действий.

Публикация «Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Начиная с трехлетнего возраста начинает формироваться сложная внутренняя организация поведения. Мотивы деятельности сменяются и вступают в конфликт. В результате этой борьбы возникает соподчинение. Соподчинение мотивов сформируется поначалу в общении со взрослыми в зависимости от ситуации. В дальнейшем появляется возможность для выбора собственной модели поведения, которое не зависит уже от ситуации и теряет непосредственность.

Все этапы становления произвольности связаны между собой. При переходе от одного этапа к другому происходит насыщение процесса новыми признаками.

-Начальный этап связан с развитием произвольности движений. Сюда включено развитие моторики. В движениях появляется ориентировка, подчинение цели и мотиву

-Второй этап предполагает произвольность регуляции действий. в своих действиях ребенок уже ориентируется не только на образец, показанный взрослым, но и на собственный замысел. Постепенно зымысел (внутренний образ) начинает преобладать.

-Третий этап характеризуется включением психологических функций. Воображение, мышление, речь и внимание становятся преднамеренными. Поставленную цель ребенок запоминает и выполняет.

Занятия по развитию произвольности определены задачами :

-развитие зрительно-мотрной координации,

-развитие активности личности,

-развитие умения действовать и работать по алгоритму в соответствии с поставленными задачами,

-стимулирование осмысления своих действий, поиска смысла, анализа действий,

-обучению навыкам самоконтроля и самооценки через контроль и оценку воспитателя.

В работу по развитию произвольности включены упражнения на развитие произвольности движений, становление произвольного внимания произвольно выполнять действия. Упражнения должны усложняться постепенно.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Игровая деятельность в дошкольном возрасте «Игровая деятельность в дошкольном возрасте» Выполнила: Соловьева Марина Владимировна – воспитатель МБДОУ Неклюдовский детский сад «Рукавичка».

Дежурство в старшем дошкольном возрастеДежурство в старшем дошкольном возрасте В этом возрасте дети могут самостоятельно под присмотром взрослых накрыть столы и убрать с них, приведя в порядок столы и пространство,.

Развитие воображения в дошкольном возрасте Развитие воображения в дошкольном возрасте Ранний возраст-замечательное время для развития воображения. Ребенок уже в 1,5 года узнает изображение.

Компьютерная зависимость в дошкольном возрасте Аннотация: В статье рассматриваются причины и способы предотвращения формирования компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста.

Основные закономерности развития личности в дошкольном возрасте С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту.

Предпосылки дисграфии в дошкольном возрасте Письмо – сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: зрительный, речеслуховой,.

Опыт работы «Психологические особенности взаимодействия семьи и ДОУ в раннем возрасте» Приоритетным направлением в развитии современного образования является его непрерывность. Важным условием является обеспечение эффективного.

Развитие самосознания в дошкольном возрасте Интенсивное развитие самосознания у детей происходит в дошкольном возрасте. Ребенок задумывается об отношении к нему, анализирует себя и.

Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте Театрализованная деятельность в дошкольном возрастеЗанятие театрализованной деятельностью в дошкольном возрасте способствует развитию творческого.

Значение сказки в дошкольном возрасте Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте
Опубликовано: 12 января 2018 в 23:41
+166Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 63.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД