Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте

Наталия Зайцева
Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте

Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития произвольности поведения.

Произвольность — это сознательная саморегуляция поведения, опосредствование своей деятельности (внешней и внутренней). Необходимым условием для этого является осознание своих действий.

Начиная с трехлетнего возраста начинает формироваться сложная внутренняя организация поведения. Мотивы деятельности сменяются и вступают в конфликт. В результате этой борьбы возникает соподчинение. Соподчинение мотивов сформируется поначалу в общении со взрослыми в зависимости от ситуации. В дальнейшем появляется возможность для выбора собственной модели поведения, которое не зависит уже от ситуации и теряет непосредственность.

Все этапы становления произвольности связаны между собой. При переходе от одного этапа к другому происходит насыщение процесса новыми признаками.

-Начальный этап связан с развитием произвольности движений. Сюда включено развитие моторики. В движениях появляется ориентировка, подчинение цели и мотиву

-Второй этап предполагает произвольность регуляции действий. в своих действиях ребенок уже ориентируется не только на образец, показанный взрослым, но и на собственный замысел. Постепенно зымысел (внутренний образ) начинает преобладать.

-Третий этап характеризуется включением психологических функций. Воображение, мышление, речь и внимание становятся преднамеренными. Поставленную цель ребенок запоминает и выполняет.

Занятия по развитию произвольности определены задачами:

-развитие зрительно-мотрной координации,

-развитие активности личности,

-развитие умения действовать и работать по алгоритму в соответствии с поставленными задачами,

-стимулирование осмысления своих действий, поиска смысла, анализа действий,

-обучению навыкам самоконтроля и самооценки через контроль и оценку воспитателя.

В работу по развитию произвольности включены упражнения на развитие произвольности движений, становление произвольного внимания произвольно выполнять действия. Упражнения должны усложняться постепенно.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Игровая деятельность в дошкольном возрасте «Игровая деятельность в дошкольном возрасте» Выполнила: Соловьева Марина Владимировна – воспитатель МБДОУ Неклюдовский детский сад «Рукавичка».

Дежурство в старшем дошкольном возрастеДежурство в старшем дошкольном возрасте В этом возрасте дети могут самостоятельно под присмотром взрослых накрыть столы и убрать с них, приведя в порядок столы и пространство,.

Развитие воображения в дошкольном возрасте Развитие воображения в дошкольном возрасте Ранний возраст-замечательное время для развития воображения. Ребенок уже в 1,5 года узнает изображение.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте
Опубликовано: 12 января 2018 в 23:41
+163Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 63.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного...
II часть Итак, на мой взгляд, детям младшего дошкольного возраста достаточно участия в мероприятиях, проводимых в знакомой обстановке, например, в детском...
Фотоотчет. Конкурс поделок «Снеговик, снеговик жить в холоде привык».
Доброго времени суток, заглянувшим на мою страничку. Перед Новогодними праздниками в детском саду прошел конкурс поделок «Снеговик, снеговик жить в...
Краткосрочный творческо-практический проект: «В ожидании Нового года». Для детей...
Автор проекта: Бутова Татьяна Алексеевна. Методический паспорт проекта. Вид проекта: краткосрочный ( 2 недели. Тип проекта: творческо – практический....
Конспект ООД По аппликации (2 мл. гр.) Тема: «Цирк»
Программные задачи: Учить детей раскладывать на листе бумаги круги в определенной последовательности, составляя самостоятельно задуманный узор; чередуя круги...
Фотоотчет «Калада, каляда-отворяй ворота!», сетевое взаимодействие с детскими садами...
Одна из традиций у нас на Дону - весело проводить новогодние праздники — петь колядки на старый Новый год. Для детей — это развлечение и веселая забава,...