Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте

Наталия Зайцева
Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте

Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития произвольности поведения.

Произвольность — это сознательная саморегуляция поведения, опосредствование своей деятельности (внешней и внутренней). Необходимым условием для этого является осознание своих действий.

Начиная с трехлетнего возраста начинает формироваться сложная внутренняя организация поведения. Мотивы деятельности сменяются и вступают в конфликт. В результате этой борьбы возникает соподчинение. Соподчинение мотивов сформируется поначалу в общении со взрослыми в зависимости от ситуации. В дальнейшем появляется возможность для выбора собственной модели поведения, которое не зависит уже от ситуации и теряет непосредственность.

Все этапы становления произвольности связаны между собой. При переходе от одного этапа к другому происходит насыщение процесса новыми признаками.

-Начальный этап связан с развитием произвольности движений. Сюда включено развитие моторики. В движениях появляется ориентировка, подчинение цели и мотиву

-Второй этап предполагает произвольность регуляции действий. в своих действиях ребенок уже ориентируется не только на образец, показанный взрослым, но и на собственный замысел. Постепенно зымысел (внутренний образ) начинает преобладать.

-Третий этап характеризуется включением психологических функций. Воображение, мышление, речь и внимание становятся преднамеренными. Поставленную цель ребенок запоминает и выполняет.

Занятия по развитию произвольности определены задачами:

-развитие зрительно-мотрной координации,

-развитие активности личности,

-развитие умения действовать и работать по алгоритму в соответствии с поставленными задачами,

-стимулирование осмысления своих действий, поиска смысла, анализа действий,

-обучению навыкам самоконтроля и самооценки через контроль и оценку воспитателя.

В работу по развитию произвольности включены упражнения на развитие произвольности движений, становление произвольного внимания произвольно выполнять действия. Упражнения должны усложняться постепенно.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Игровая деятельность в дошкольном возрасте «Игровая деятельность в дошкольном возрасте» Выполнила: Соловьева Марина Владимировна – воспитатель МБДОУ Неклюдовский детский сад «Рукавичка».

Дежурство в старшем дошкольном возрастеДежурство в старшем дошкольном возрасте В этом возрасте дети могут самостоятельно под присмотром взрослых накрыть столы и убрать с них, приведя в порядок столы и пространство,.

Развитие воображения в дошкольном возрасте Развитие воображения в дошкольном возрасте Ранний возраст-замечательное время для развития воображения. Ребенок уже в 1,5 года узнает изображение.

Компьютерная зависимость в дошкольном возрасте Аннотация: В статье рассматриваются причины и способы предотвращения формирования компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста.

Основные закономерности развития личности в дошкольном возрасте С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту.

Предпосылки дисграфии в дошкольном возрасте Письмо – сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: зрительный, речеслуховой,.

Опыт работы «Психологические особенности взаимодействия семьи и ДОУ в раннем возрасте» Приоритетным направлением в развитии современного образования является его непрерывность. Важным условием является обеспечение эффективного.

Развитие самосознания в дошкольном возрасте Интенсивное развитие самосознания у детей происходит в дошкольном возрасте. Ребенок задумывается об отношении к нему, анализирует себя и.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте
Опубликовано: 12 января 2018 в 23:41
+166Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 63.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект сюжетно — ролевой игры «Мытьё посуды для куклы Даши» в средней группе
Конспект сюжетно – ролевой игры «Мытьё посуды для куклы Даши» в средней группе Тема «Мытье посуды для куклы Даши» Программное содержание. Учить детей...
Формирование основ гражданственности у дошкольников.
Сейчас Россия переживает глубокие преобразования во всех сферах жизни, и особенно сегодня она нуждается в формировании общества, состоящего из...
Фотоотчет Ура! Лето!
Фотоотчет Ура! Лето! Ковалева Софья Столько света! Столько солнца! Столько зелени кругом! Наступило снова лето, И тепло пришло к нам в дом. А вокруг так...
Квест — игра по ПДД «Путешествие по тропе безопасности» для детей старшего...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад » с. Летка Квест - игра по ПДД «Путешествие по тропе безопасности»...
«Поможем Робину» Конспект открытого НОД по познавательному развитию для детей...
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект открытого НОД по познавательному развитию с использованием развивающих игр В. Воскобовича в...