Получи документы

Психологический климат в коллективе — фактор развития творческого потенциала педагогов образовательного учреждения

Елена Семирякова
Психологический климат в коллективе — фактор развития творческого потенциала педагогов образовательного учреждения

Семирякова Елена Геннадьевна

старший воспитатель

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ – ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Публикация «Психологический климат в коллективе — фактор развития творческого потенциала педагогов образовательного учреждения» размещена в разделах

Профессиональной деятельности человек посвящает значительную часть своей жизни, поэтому желание чувствовать себя среди коллег комфортно и уверенно вполне понятно. Но, к сожалению, людей, идущих на службу как на праздник, не очень-то много. Часто причиной тому - рабочее окружение. Как и любые человеческие сообщества, трудовые коллективы не могут существовать без конфликтов - так устроен мир. Периодически возникают психологические трения, негативные последствия которых известны: снижение работоспособности, понижение мотивации, рост текучести кадров и как следствие - ухудшение производственных показателей.

Специфика педагогической деятельности состоит в том, что проблемы отношений, которые в ней возникают, переносятся на детей. Чем выше культура педагогического учреждения, тем сильнее то положительное влияние, которое она оказывает на подрастающее поколение. Сегодня, как никогда, актуальна проблема сохранения традиций педагогической системы, нравственной чистоты педагогических кадров и уровня социально-психологического климата педагогических коллективов.

Специфической особенностью педагогического коллектива дошкольного образования является его преимущественно женский состав, что не может не влиять на характер взаимоотношений, возникающих в нем. Феминизация педагогических коллективов – проблема не новая. Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликтны, чем те педагогические коллективы, в которых в значительной части представлены мужчины. Однако нужно иметь в виду, что женщины по самой своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов и способов педагогического воздействия.

В условиях реализации федеральных государственных требований очевидна актуальность задачи прогнозирования и регулирования социально-психологического климата коллектива.

В дружном коллективе персонал ясно видит и осознает результаты своей деятельности, воспринимая ее как общее дело, а, следовательно, высока и удовлетворенность от проделанной работы, объединяющая людей. Климат в психологически совместимой команде влияет и на решение других задач. Так, английские исследователи стресса отмечают, что теплая атмосфера - это мощнейший антистрессовый фактор, превосходящий популярные методы релаксации. Достаточно переброситься доброжелательной шуткой с коллегой, обсудить забавную ситуацию, посмеяться - и от стресса не останется и следа.

Одной из особенностей деятельности дошкольного педагогического коллектива является коллективный характер труда и коллективная ответственность за все результаты своей деятельности. Единство педагогов может проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях, но это не означает, однако, однообразия в технологии педагогической деятельности. Такие педагогические ценности, как любовь к ребенку, желание научить его, уважение к личности, педагогическое творчество, оптимизм, общая и профессиональная культура образуют материальную базу, на которой основывается единство действий педагогов.

Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, ничего отвратительнее и ничего вреднее. Сплочение педагогов является одной из функций руководителя образовательного учреждения. Оно способствует оптимизации всех сторон деятельности коллектива, существенному повышению его воспитательных возможностей, сокращению текучести кадров. В основе объединения коллектива лежат самые разнообразные факторы : наличие общей цели, симпатии, организационное единство.

Современный период развития общества характеризуется изменениями, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Глубокие общественные преобразования неизбежно сопровождаются сменой мировоззренческих парадигм, рождением новых идей. В современных условиях возрастает значение личностных качеств, поскольку главный потенциал общества – это возможности самого человека. В этих условиях возрастает потребность общества в творческой личности.

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что некоторые исследователи считают ее «проблемой века».

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов.

Воспитать творческую личность может только творческий педагог, творческая индивидуальность, с уникальными и неповторимыми методами и приемами, подходом к деятельности, к каждому ребенку. Только педагог, имеющий высокий уровень индивидуально-творческой продуктивности, умеющий найти собственный стиль в решении педагогических задач, способен сегодня достичь высоких результатов в сфере профессиональной педагогической деятельности.

Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами воспитателя, среди которых организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат и другое. Работа с детьми осуществляется не одним педагогом, а во взаимодействии с коллегами. Поэтому важно создать благоприятный психологический климат среди сотрудников, развить умения и навыки гибкого выхода из конфликтных ситуаций.

Роль непосредственного руководителя огромна в создании благоприятного социально-психологического климата. Именно руководители призваны самым активным образом участвовать в постоянном, устойчивом воспроизводстве таких психических состояний, как симпатия и притяжение, положительный эмоциональный фон общения, межличностная привлекательность, чувство сопереживания, соучастия, возможность в любой момент оставаться самим собой, быть понятым и положительно воспринятым (независимо от своих индивидуально-психологических особенностей). При этом особо нужно выделить чувство защищенности, когда каждый знает, что в случае неудачи (в сфере труда, быта, семьи) за его спиной «стоит» коллектив, что он обязательно придет ему на помощь. Часто в коллективе появляются люди, которые недовольны какими-либо аспектами деятельности коллектива или отдельных личностей. В этом случае личная неприязнь, излишняя принципиальность и т. п. могут послужить причиной или поводом для возникновения конфликта.

На базе НДОУ «Детский сад №150 ОАО «РЖД» г. Троицка в 2010году было проведено исследование психологического климата педагогического коллектива. Для этого были поставлены следующие задачи:

1. Изучение степени сплочённости/разобщённости в коллективе.

2. Определение личностной направленности.

3. Изучение стиля и структуры межличностных отношений, коммуникативных способностей.

4. Изучение организаторских и конструктивных способностей педагогов.

5. Изучение рефлексивных способностей.

6. Определение стиля руководства трудовым коллективом.

В исследовании были использованы методики:

1) «Экспресс-методика» О. С. Михалюк и А. Ю. Шалыто;

2) Изучение психологического климата коллектива Т. П. Галкиной;

3) Методика исследования эмоционально-психологическою климата в группе;

4)Методика оценки уровня творческого потенциала педагогов

Анализируя полученные результаты было выявлено ряд проблем для решения которых коллегиально разработали проект, целью которого стали: совершенствование психологической компетентности педагогов; обеспечение реальной гумманизации взаимодействия детей и педагогов; оказание помощи в успешной реализации себя в поведении и деятельности; сохранение психического здоровья.

Задачи проекта:

• Повышение уровеня знаний педагогов по способам взаимодействия с различными категориями детей. Помощь в осуществлении индивидуального подхода в общение с детьми.

Развитие коммуникативных навыков, навыков выхода из конфликтных ситуаций.

• Овладение навыками управления стрессом (противострессовая переделка дня).

• Овладение навыками релаксации, мышечного расслабления, визоаулизации, концентрации.

• Овладение дыхательными техниками.

Развитие психологической грамотности педагогов.

Проект, направлен на формирование сплоченности коллектива, формирование команды, состоит из трё х блоков:

диагностический – изучение психологического климата педагогического коллектива, выявление стиля управления коллективом;

формирующий – социально–психологический тренинг «Формирование сплоченности коллектива»;

контрольный – повторная диагностика.

Анализ экспериментальных данных по изучению психологического климата педагогического коллектива показал эффективность реализованной программы управления оптимизацией психологического климата, что в свою очередь способствовало развитию творческого потенциала педагогов «Детского сада №150 ОАО «РЖД»

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе/Н. П. Аникеева. — М., 1989.

2. Андреева, С. Г. Психологические основы управления персоналом/ С. Г. Андреева, Т. А. Горская, - Спб., 1997.

3. Батоврина Е. Креативность: дань моде или необходимость? 10 способов сломать рамки шаблонного мышления // Управление персоналом. - 2004. - №20.

4. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. [Текст] : Учеб. пособие. - М. : Академия, 2002. - 320 с.

5. Виханский, О. С. Менеджмент: Учебник/ О. С. Виханский, А. И. Наумов. - М. : Гардарика, 1998.-528 с.

6. Вересов, Н. Н. Психология управления, учебное пособие/Н. Н. Вересов, - М., - 2001.

7. Громова, О. Н. Конфликтология/О. Н. Громова. - М., 1998.

8. Исаев, М. Ю. Психотерапевтическая помощь коллективу/М. Ю. Исаев, В. Н. Хмелевский. - Красноярск, 1992.

9. Ильин, Г. Л. Эффективность стиля руководства/Г. Л. Ильин //Управление ДОУ, 2005, №5.

10. Кан-Калик B.Л. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

11. Кроник, А. А. Психология человеческих отношений/А. А. Кроник, Е. А. Кроник, - Дубна, 1998.

12. Мясищев, В. Н. Психология отношений/В. Н. Мясищев. — М; Воронеж, 1998.

13. Обозов, Н. Н. Совместимость и срабатываемость людей/ Н. Н. Обозов. — СПб., 2000.

14. Основы управления персоналом/ Под ред. Б. М. Генкина. - М. : Высшая школа, 1996.

15. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1979.

16. Платанов, Ю. П. Психология коллективной деятельности/ Ю. П. Платанов. - ЛГУ, - 1990.

17. Психология управления, учебное пособие/ под ред Н. Н. Вересова. -М. – 2001.

18. Радугин, А. А. Введение в менеджмент: социология и организация управления/А. А. Радугин, К. А. Радугин. - Воронеж, 1995.

Публикации по теме:

Семинар-тренинг, для учителей для коррекционной школы VIII вида «Психологический климат в коллективе» Семинар-тренинг, для учителей для коррекционной школы VIII вида. Благоприятный морально-психологический климат в коллективе – основа эффективного.

Роль методической службы дошкольного образовательного учреждения в повышении профессиональной компетентности педагогов .

Карта индивидуального образовательного маршрута творческого развития ребенка 1. Общие данные о ребёнке Ф. И. О. ребенка. Дата рождения. Мать (ФИО, образование, место работы). Отец (ФИО, образование,.

Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Гармонизация отношений в коллективе, профилактика педагогического выгорания» Психологический тренинг с педагогами ДОУ. Цель: гармонизация отношений в коллективе, профилактика педагогического выгорания, оптимизация.

Коррекционно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения как средство развития ребёнка с комплексными дефектами Реалией сегодняшнего дня является увеличивающееся количество детей, имеющих хронические заболевания и отклонения в развитии. Особое беспокойство.

Комплексный подход и взаимодействие образовательных областей для развития художественно-творческого потенциала дошкольников Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 «Ивушка» города Зеленокумска Советского района» Отчёт по.

Презентация к докладу: Проблемное обучение — средство развития творческого потенциала ребёнка-дошкольника Раньше считалось, что ум – это заданная от рождения величина. С каким умом родился, с таким и будешь жить, уже ничего не изменишь. Задача.

Проблемное обучение — средство развития творческого потенциала ребёнка-дошкольника Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общего вида № 106 «Лазурный» муниципального образования городской.

Психолого-педагогический практикум для педагогов «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ: «БЛАГОПРИЯТНЫЙ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ – ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ.

Продуктивная деятельность как основной фактор развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста РМО №1: «Развитие творческого потенциала дошкольника через различные виды художественной деятельности» Тема выступления: «Продуктивная деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологический климат в коллективе — фактор развития творческого потенциала педагогов образовательного учреждения
Опубликовано: 16 января 2018 в 07:54
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД