Получи документы

Психологический комфорт дошкольника

Ирина Нелепа
Психологический комфорт дошкольника

Согласно одной притче, жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел проверить, действительно это так. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Так и в воспитании: создание психологического комфорта для ребёнка в руках его окружения, в первую очередь, родителей и педагогов.

Публикация «Психологический комфорт дошкольника» размещена в разделах

Под словосочетаниями «психологический комфорт», «психологическая защищенность» в науке понимается сложное образование, содержащее такие компоненты, как:

- эмоциональное благополучие (преобладание в процессе жизнедеятельности позитивных эмоций,

- позитивная Я-концепция (положительное самовосприятие, самоотношение, самооценка,

- благополучие и успешность в сфере общения и взаимоотношений (приятие ребенка родителями, сверстниками и педагогами,

- успешность в сфере деятельности.

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Психологический комфорт напрямую связан с психологическим здоровьем ребёнка.

Специфика психологического здоровья ребенка.

Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:

К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.

К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.

К низкому уровню – дезадаптивному – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.

Факторы риска для психологического здоровья детей.

Их можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Для примера: проведенные исследования показали, что педагог обычно не замечает 50 % направленных к нему обращений детей. С одной стороны, это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.

К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.

В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.

Неудовлетворенность потребностей и неврозы

Известная американская ученая, психолог К. Хорни (1993, 1997) большое значение придавала неудовлетворенности потребностей как предпосылки для формирования неврозов. Так согласно концепции К. Хорни для детства характерны две потребности: потребность в удовольствии и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все биологические потребности в пище, сне и т. д. Основной в развитии ребенка есть потребность в безопасности. В данном случае основной мотив - быть принятым, желанным, защищенным от опасности враждебного мира. Психолог считает, что удовлетворение потребностей в безопасности ребенка полностью зависит от ее родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло по отношению к ребенку, то потребность в безопасности удовлетворяется. Благодаря этому формируется здоровая личность. И, наоборот, если поведение мешает удовлетворению потребности в безопасности, то возможно патологическое развитие личности. Много моментов в поведении родителей могут приводить к фрустрации потребности ребенка в безопасности: неустойчивое, неблагоприятное поведение, глумливость, невыполнение обещаний, чрезмерная оценка, а также преимущество братьев или сестёр. Поэтому основным результатом неправильного отношения со стороны родителей является развитие у ребенка базальной враждебности, которая в результате вытеснения проявится во внешней тревожности. С точки зрения К. Хорни выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.

Следствием психологического дискомфорта могут быть заболевания, имеющие невротический характер.

Следовательно, для сохранения психического здоровья личности очень значимым и важным условием является обеспечение его психологического комфорта.

Чтобы сохранить психологическое здоровье и психологический комфорт ребенка важно уважать и любить его, принимать таким, какой он есть.

Вспомните свое детство, свои шалости, первые попытки что-то сделать, успехи и поражения. Разрешите ребенку быть свободным, таковым каков он есть, а, самое главное, сделайте так, чтобы он чувствовал, что он необходим и любим. Ведь, как говорится, все проблемы взрослых родом из детства.

Публикации по теме:

«Мама, это ты?» Психологический рассказ В детстве эти края Ему всегда напоминали кадры из фильма «Женя, Женечка и Катюша». Или наоборот, Он всегда в этом фильме вспоминал родные.

Психологический уголок в группеПсихологический уголок в группе Эмоции – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают.

Портфолио дошкольникаПортфолио дошкольника Портфолио дошкольника – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни.

Психологический квест для воспитанников СРЦН «Юные знатоки» .

Психологический тест для сладкоежкиПсихологический тест для сладкоежки Задумывались ли вы когда-нибудь, как складываете фантик от конфеты, когда съедаете её? Обратите внимание на это в следующий раз. А.

Психологический тренинг «Мы все разные, мы все удивительные» для детей старшего дошкольного возрастаПсихологический тренинг «Мы все разные, мы все удивительные» для детей старшего дошкольного возраста Цель: развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми. Задачи: -позитивно настроить детей на.

Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет»Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Психологический тренинг для воспитателей "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ" с использованием кейс-метода и приема социодрамма Цель.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Психологический уголокПсихологический уголок Составила воспитатель: Якимова М. Е. Оренбургская обл. Детский сад «Родничок» Уголок для психологической разгрузки детей. Для того чтобы.

Социально-психологический тренинг «Мы такие разные»Социально-психологический тренинг «Мы такие разные» В сфере межличностных отношений каждый ребенок испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другими людьми. Роль педагога.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психологический комфорт дошкольника
Опубликовано: 9 марта 2021 в 13:15
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД