МААМ-картинки

Психологический тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания, или Помоги себе сам!»

Елена Игоревна Банщик
Психологический тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания, или Помоги себе сам!»

Психологический тренинг для педагогов

«Профилактика эмоционального выгорания или "Помоги себе сам!"»

Цели:Профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Задачи:

1. Знакомство с понятием профессиональное “выгорание”, с его характеристиками, симптомами.

2. Снижение уровня эмоционального выгорания воспитателей.

3. Нахождение внутренних ресурсов, творческое самораскрытие.

Публикация «Психологический тренинг для педагогов „Профилактика эмоционального выгорания, или Помоги себе сам!“» размещена в разделах

4. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.

Материалы и оборудование: 2листа бумаги, фломастеры; карточки с симптомами; раздаточный материал; магнитофон; музыкальное сопровождение; телевизор, ноутбук; покрывала; мячи; столы и стулья.

Ход тренинга:

Уважаемые педагоги! Всем добрый день! Хочу начать с одной притчи, сочиненной одним психологом, сказкотерапевтом.

"Одна молодая женщина, очень много времени отдавала своей работе. Она выполняла ее быстро и качественно, но при этом сетовала на то, что не успевает сделать за день все, что намечает. Услышал ее жалобы старец, проходивший мимо, и сказал:

- А ты, милая, пойдем-ка со мной в дальний путь – может я смогу тебе помочь решить твою проблему. Но прежде сделай те свои дела, без завершения которых нельзя двинуться в путь. Как сделаешь – позови меня. Женщина подумала совсем немного и ответила: - Я уже готова"

Да, действительно, всех дел не переделать. Впереди еще половина рабочего дня и много домашних хлопот. Но, несмотря на это, я рада приветствовать Вас в нашем уютном музыкальном зале. Сегодня мы будем говорить о Вас и вашей работе, а тема сегодняшнего тренинга звучит так: «Профилактика эмоционального выгорания или "Помоги себе сам!"». Итак, мы начинаем.

Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения (по другому - работа сердца и нервов, требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Как мы с вами уже знаем, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения - синдрому эмоционального выгорания (СЭВ).

слайд 2

Психологи выделяют 3 основные стадии этого синдрома:

I –проявляется в забывании некоторых моментов, говоря простым языком – это провалы в памяти (например, я не помню написала я это, сделала то-то).Обычно на эти симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку девичьей памятью или склерозом. Эта стадия может формироваться в течении 3-5 лет.

II – на 2 стадии наблюдается снижение интереса к работе, в четверг ощущение, что уже пятница, нарастание апатии к концу недели, мертвый сон без сновидений, частые простудные заболевания. Период формирования – от 5 до 10 лет.

III – полная потеря интереса к работе и к жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремиться к уединению. Ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от 10-15 лет.

Таким образом, ЭВ – это выбранный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Слайд 3,4

Ели вы заметили, что у вас присутствуют 5 или более таких симптомов, как: рассеянность, ухудшение памяти, повышенная возбудимость, постоянная усталость, потеря чувства юмора, отсутствие сна и аппетита, боли в голове, спине, полное отсутствие источника радости. То нужно срочно вытаскивать себя из болота!

Исследования психологов показывают, что эффективном средством профилактики синдрома ЭВ являются способы саморегуляции и самовосстановления. Сейчас я покажу вам несколько таких приемов, упражнений.

Слайд 5

1. Способы, связанные с управлением дыханием.

Упражнение "Дыши правильно"

Цель: способствовать мышечному расслаблению и восстановлению пульса.

Сидя или стоя постарайтесь, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании. На счет 1-2-3-4 делайте медленно глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна); на следующие два счета проводится задержка дыхания; затем плавный выдох на счет 1-2-3-4; снова задержка дыхания на два счёта. Далее вдох выполняется плавно, а выдох - дробно, мелкими порциями, активно работая прессом.

2. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением.

Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Черепашки»

А теперь представьте, что вы – маленькие черепашки, сидящие на камушке, на берегу маленького симпатичного пруда, греетесь, расслабившись на солнышке. Вам так приятно, тепло и спокойно. Вдруг вы почувствовали опасность! Черепашки быстро прячут головы под панцирь (педагоги поднимают одновременно плечи вверх, напрягая их, и удерживают в таком положении). Опасность миновала (педагоги опускают плечи и расслабляются). Можно снова блаженствовать на теплом солнышке (повторить 2-3 раза).

Слайд 6

Упражнение " Распредели по порядку"

Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего " Я".

Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:

- дети

- работа

- муж (жена)

- Я

- друзья, родственники

Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня по мнению психологов:

Слайд 6

1. Я

2. Муж (жена)

3. Дети

4. Работа

5. Друзья, родственники

Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.

Слайд 7

Таблица "Помоги себе сам"

Мы проговорили, что мы самоценны и должны быть у себя на первом месте, мы должны уметь работать с своим состоянием.

Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из ролей, сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям.

Участникам предлагается таблица психосоматических проявлений и способ самопомощи - аффирмации (позитивные утверждения).

Одним из распространенных стереотипов является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако, существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.

Упражнение "Удовольствие"

Участникам тренинга раздаются листы бумаги и предлагается написать 3-5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается распределить их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как "скорую помощь" для восстановления сил.

Упражнение «Вездеход»

Цель: разогрев группы в активном физическом взаимодействии; создание атмосферы эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия; помощь участникам в том, чтобы лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении.

Инструкция ведущего: «А теперь давайте разомнемся, отвлечемся от раздумий. Выполним упражнение, которое помогает отработать переключение внимания, запускает творческое мышление и даёт возможность окунуться в различные эмоциональные состояния. Мы будем двигаться по залу, внимательно слушая мои задания и выполняя все то, что я говорю. Итак, готовы? Начали!

Идем через лес. Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке леса… Крапива больно стегает по голым ногам… Комары заели. А все потому, что попали в болото. Топко. Страшно. Противно. Сумерки сгущаются…

Снежное поле, пронизывающий зимний ветер… Где бы укрыться? А вот и пещера, но на пути пруд с приятной, освежающей и очень чистой водой… Но очень холодной, градусов 8-10. Выбираемся на берег, заходим в пещеру и попадаем в окружение пауков… Паутина липнет к лицу, цепляется к волосам… Ею наполнено пространство… Нет показалось!

Идем через цитрусовый сад. На деревья зреют фрукты. Сорвем один… Вдохнем чудо аромат упругой кожицы, почистим фрукт и съедим освежающую дольку. Скулы свело – ух, как кисло!

Берег моря, закат, идем по кромке воды, чувствуя приятную прохладу…»

Упражнение «Негатив – позитив!»

Цель: пробуждение творческого потенциала участников, стимулирование к тому, чтобы выйти из своих привычных ролей, посмотреть на ситуацию с разных сторон, на себя со стороны.

Материал: листы бумаги, фломастеры, карандаши.

Инструкция ведущего: «Вам нужно разделиться на 2 группы. У каждой группы будет лист, на котором:

1группа - записывает положительные стороны (моменты) нашей профессии.

2 группа - записывает отрицательные стороны (моменты) нашей профессии.

Далее группы обмениваются листами.

Ваша задача – у кого негативные моменты - постараться перевести в позитивные, а у кого позитивные - как они могут измениться вследствие эмоционального выгорания и перейти в негативные.

Давайте обсудим, получается в первом варианте это ваш ресурс, а второй вариант это те моменты, на которые необходимо обратить внимание и не пропустить симптомы эмоционального выгорания.

Слайд 8

Упражнение «Рекомендации»

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

- громко запеть;

- резко встать и пройтись;

- быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

- измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

Подвижная игра "Волейбол в парах"

Цель: смена вида деятельности, совершенствовать навык игры в команде, чувство сплочённости, координировать свои действия с действиями напарника, развивать ловкость, быстроту реакции.

Участники встают в пары, берут в руки покрывала одно на двоих. Задача играющих перебрасывать друг другу мяч с помощью покрывала, стараясь не уронить его как можно дольше.

Упражнение "Источник"

Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму "Вода" (сборник мелодий для релаксации) ведущий спокойно и четко проговаривает текст:

"Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.

Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства.

Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.

Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли.

Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия- вашей энергией.

Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется"

По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Можно посоветовать использовать это упражнение, принимая душ.

Закончить нашу встречу ещё одной притчей.

«В одной персидской истории рассказывается о путнике, который с великим трудом брел, казалось, по бесконечной дороге. Он весь был обвешен разными предметами. Тяжелый мешок с песком висел у него за спиной, туловище обвивал толстый бурдюк с водой, а в руках он нес по камню. Вокруг шеи на старой истрепанной веревке болтался старый мельничный жернов. Ржавые цепи, за которые он волок по пыльной дороге тяжелые гири, обвивался вокруг его ног. На голове, балансируя, он удерживал наполовину гнилую тыкву. Со стонами он продвигался шаг за шагом вперед, звеня цепями, оплакивая свою горькую судьбу и жалуясь на мучительную усталость.

В палящую полуденную жару ему повстречался крестьянин. «О усталый путник, зачем ты нагрузил себя этими обломками скал?» - спросил он.» Действительно, глупо, - ответил путник, - но я до сих пор их не замечал». Сказав это, он далеко отшвырнул камни и сразу почувствовал облегчение.

Вскоре ему повстречался другой крестьянин. «Скажи, усталый путник, зачем ты мучаешься гнилой тыквой на голове и тащишь за собой на цепи такие тяжелые железные гири?» - поинтересовался он. «Я очень рад, что ты обратил на это свое внимание. Я и не знал, что утруждаю себя этим». Сбросив с себя цепи, он швырнул тыкву в придорожную канаву так, что она развалилась на части, и вновь почувствовал облегчение.

Крестьянин, возвращавшийся с поля, с удивлением посмотрел на путника: «О усталый путник, почему ты несешь за спиной песок в мешке, когда, посмотри, там, вдали, так много песка? И зачем тебе такой большой бурдюк с водой? Можно подумать, что ты задумал пройти всю пустыню Кавир? А ведь рядом с тобой течет чистая река, которая и дальше будет сопровождать тебя в пути!». «Спасибо, добрый человек, только теперь я заметил, что тащу с собой в пути», - с этими словами путник открыл бурдюк, и тухлая вода вылилась на песок. Задумавшись, он стоял и смотрел на заходящее солнце. Последние солнечные лучи послали ему просветление: он вдруг увидел тяжелый мельничный жернов у себя на шее и понял, что из-за него шел сгорбившись. Путник отвязал жернов и швырнул в реку так далеко, как только смог.

Свободный от обременявших его тяжестей, он продолжал свой путь в вечерней прохладе, надеясь найти постоялый двор».

Наши стереотипные убеждения и установки весьма отягощают жизнь человека. Важно суметь оглядеться вокруг, увидеть ресурсы и идти по жизни дальше.

Рефлексия.

А теперь давайте вспомним, что было на сегодняшнем тренинге. Поделитесь с группой своими ощущениями. Что вам больше всего понравилось?

Большое вам спасибо за работу! Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом! До следующей встречи!

Приложение

Пронумеруйте в порядке Напишите 3-5 видов повседневной

значимости: деятельности:

- дети

- работа

- муж (жена)

- Я

- друзья, родственники

Прикреплённые файлы:

syev-2024_h52fo.pptx | 191,86 Кб
 
Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности»Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности» Цель: - проработать актуальное состояние педагогов - профилактика эмоционального выгорания; - развитие эмоциональной гибкости; - гармонизировать.

О работе годового семинара для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгоранияО работе годового семинара для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания С каждым годом становится всё более актуальным вопрос о синдроме эмоционального выгорания работников, в частности, педагогов. Синдром эмоционального.

Помоги себе сам. Профилактика эмоционального выгорания педагога. Уважаемые коллеги, в последнее время остро стоит проблема сохранения психического здоровья педагога. Исследователи выявили, что педагоги.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологический тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания, или Помоги себе сам!»
Опубликовано: 11 марта 2024 в 13:34
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД